Курсовая работа|Банковское дело

Прибыль как основной мотив деятельности банка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 30

Введение

1.          Теоретические аспекты прибыли как основного мотива деятельности банка

1.1. Прибыль коммерческого банка, её экономическое содержание

1.2. Основные виды прибыли и их расчет

2.          Распределение и использование прибыли коммерческого банка

2.1. Распределение прибыли коммерческого банка

2.2. Использование прибыли коммерческого банка

2.3. Анализ распределения и использования прибыли ПАО БИНБАНК

Заключение

Список использованных источников

 

Актуальность исследования. Банк, как и любое коммерческое предприятие, в процессе своей деятельности ориентирован, прежде всего, на получение прибыли. Прибыль в общем виде представляет собой положительную разницу между суммой полученных банком доходов и суммой совершенных им расходов в отчетном периоде и является важным показателем эффективности функционирования коммерческого банка.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в

Научная и практическая значимость. Проблема повышения прибыльности банков в условиях риска совершаемых банковских операций важна для руководства и акционеров банка и достаточно широко освещена как в научных трудах, концентрирующих внимание больше на анализе формирования прибыли банка и ее составляющих, так и в статьях периодических изданий, изучающих конкретные инструменты повышения банковской доходности (например, Киргизов А.Ю. «Доходообразующий инструмент в условиях дефицита ликвидности»).

Степень научной разработанности. Проблема поддержания прибыльности коммерческих банков важна как для руководства, акционеров и органов внутреннего контроля коммерческих банков, так и для банковской системы в целом и Центрального банка - органа, осуществляющего контроль и надзор в сфере банковских отношений.

Целью данной работы является исследование прибыли как основного мотива деятельности банка, её распределение и использование.

Таким образом, объектом исследования данной работы является прибыль, а предметом — особенности ее распределении и использования в коммерческих банках.

Основными задачами данной работы являются:

  • определить экономическое содержание прибыли коммерческого банка;
  • рассмотреть основные виды прибыли коммерческого банка и их расчет;
  • ознакомиться с распределением прибыли коммерческого банка;
  • изучить механизм использования прибыли коммерческого банка;
  • провести анализ распределения и использования прибыли ПАО БИНБАНК.

Теоретической и методической основой исследования служат труды отечественных исследователей по проблемам банковской деятельности и кредита, материалы периодической экономической печати и в работах таких ведущих ученых как: Куликов А.Г., Жуков В.Ф и др.

Информационной базой исследования являются: законодательство, нормативные акты ЦБ РФ и банков, научная литература, учебные пособия, посвященные вопросам формирования и использования прибыли коммерческих банков, периодические издания, статистические данные банков и рейтинговых агентств, характеризующие современное состояние прибыльности банковской системы и отдельных коммерческих банков. В качестве практической базы использовались данные ПАО БИНБАНК.

Совокупность цели и поставленных задач обусловили следующую структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

  1. Теоретические аспекты прибыли как основного мотива деятельности банка
    • Прибыль коммерческого банка, её экономическое содержание

Прибыль коммерческого банка - это основной финансовый результат его деятельности, определяемый как разница между  всеми доходами и расходами.

Основная цель деятельности коммерческого банка – получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке. В связи с возрастающей ролью банковской системы региона в обслуживании экономических субъектов, расширением связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков возрастает роль и значение анализа финансового результата банка. [4, с. 65]

Сумма прибыли, и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует банк и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

Рассматривая  сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:

1) прибыль представляет собой форму  дохода;

2) прибыль является формой дохода, банка вложившего свой капитал  с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства;

3) прибыль не является гарантированным  доходом банка вложившего свой  капитал в тот или иной вид  бизнеса;

4) прибыль характеризует не весь доход полученный в процессе деятельности, а только ту часть дохода, которая “очищена” от понесенных затрат на осуществление этой деятельности;

5) прибыль является стоимостным  показателем, выраженным в денежной  форме. [7, с. 453]

     Таким образом, на основе выше изложенных характеристик можно

сделать вывод о том, что прибыль определяет финансовую устойчивость и служит источником роста собственного капитала банка. Общественное значение банковской прибыли очень велико, значительно шире, чем прибыли других участников процесса воспроизводства, поскольку в ней заинтересованы большие группы населения, предприятия и государство. Так, например, заинтересованность в росте прибыли проявляют:

  • акционеры (пайщики) банка, так как это связанно с доходом  на инвестированный ими капитал;
  • клиенты, разместившие свои денежные средства в коммерческих банках. Рост прибыли способствует повышению  надёжности и устойчивости банка,  и тем самым повышается гарантия  сохранности клиентских средств;
  • группы населения, предприятия и организации, источником доходов и содержания которых являются выплаты из бюджета, так же заинтересованы в увеличении прибыли банков, так как её значительная часть поступает в доход бюджета. [17, с. 324]

Даже  те экономические группы, которые  непосредственно не прибегают к  услугам коммерческих банков, получают косвенную выгоду от банковской прибыли, так как надёжная банковская система является одним из условий стабилизации денежного обращения в стране.

Экономическое содержание банковской прибыли раскрывается через взаимосвязи её с прибылью клиентов банка. Стремление банка к максимальной доходности операций должно разумно сочетаться с ликвидностью и уровнем риска в банковской деятельности. Это объясняется, прежде всего, тем, что источником банковской прибыли является заёмный капитал (капитал клиентов), поэтому «прибыль для себя и любой ценой» может привести банк к риску невозврата вложенных ими средств в ходе проведения активных операций, потере ликвидности и как следствие - снижению или неполучению прибыли клиентами - кредиторами банка.

Прежде  всего, прибыль нужно рассмотреть  как экономическую категорию, выражающую определенные производственные экономические  отношения по поводу формирования и  использования совокупного национального  продукта, стоимости и прибавочной  стоимости (прибавочного продукта). В реальной же экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. В настоящее время используется несколько понятий прибыли: валовая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. [19, с. 260]

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию  необходимо выделить выполняемые ею функции. В современной экономической  науке не сложилось единого мнении, что относится к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции:

1) измеритель (мера) эффективности общественного производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности банка и предопределяют принятие таких решений, как завоевание нового рынка сбыта, улучшение финансовой устойчивости и так далее;

2) стимулирующая функция прибыли  предопределенна тем, что прибыль  позволяет получать не только  личный доход акционерам банка,  связанных с выплатой дивидендов, но и создаёт возможности для  наращивания капитала, а соответственно и увеличение активных операций, роста сегмента рынка, на котором действует банк, возможность выхода на новые рынки и так далее.

Побудительным мотивом деятельности коммерческого банка, как и любого коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики, выступает прибыль. В её росте заинтересован как сам банк, так и его партнёры, вкладчики, акционеры, работники, государство. Для банка это создаёт предпосылки расширения деятельности, увеличения объёма услуг, создания резервов и т.д. Для акционеров и пайщиков прибыль является источником выплаты дивидендов. Для вкладчиков размер полученной банком прибыли характеризует надёжность вложения средств. Через прибыль реализуются материальные интересы работников банка. Для государства, кроме надёжности кредитной организации, банковская прибыль представляет интерес с точки зрения получения налогов с целью финансирования общегосударственных нужд. [9, с. 65]

Прибыль- это обобщающий показатель деятельности банка, конечный финансовый результат, отражающий итог всех сторон и направлений его работы. Её величина определяется соотношением доходов и расходов банка.

Банки получают доходы от осуществления различных операций и сделок. При этом весь валовый доход банка можно условно подразделить на две части: процентные и не процентные доходы. Первые подразумевают начисленные и полученные проценты по кредитам. Их величина зависит от таких основных факторов, как объём кредитного портфеля банка, его структура, применяемые процентные ставки за кредит. Ко вторым относятся доходы, полученные помимо процентов по ссудам и долговым обязательствам. К ним относятся:

  1. плата, полученная от клиентов за расчётное и кассовое обслуживание,
  2. комиссионное вознаграждение и иные сборы за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие банковские операции,
  3. доходы от предоставления трастовых, информационных, консультационных и других услуг,
  4. доходы от проведения банками операций с валютными ценностями,
  5. доходы от сдачи в аренду имущества, банковских сейфов и др.

Управление не процентными доходами состоит в опрелении наиболее рационального набора банковских услуг, необходимых клиентам и установлении оптимальных цен и тарифов на эти услуги. [12, с. 309]

Доходы банка должны обеспечить покрытие его расходов и формировании достаточной прибыли.

Расходы банка, как и доходы, делятся на две группы: процентные и не процентные. Первые предполагают начисленные и уплаченные банком проценты по привлечёнными заёмным средствам. Их размер зависит от объёма привлекаемых ресурсов, структуры депозитной базы и среднего уровня процентной ставки по привлечённым и заёмным ресурсам. Ко вторым причисляют расходы по операциям, уплаченную комиссию, такие расходы по обеспечению функционирования банка, как выплата заработной платы, начисления на нее во внебюджетные фонды, расходы по содержанию зданий, хозяйственные, командировочные, представительские, почтовые, телеграфные и другие расходы. [6, с. 13]

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2. 26 января 1996 года N 14-ФЗ //Правовая система «Консультант+»
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № № 86 – ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.) //Правовая система «Консультант+»
  4. Банковское дело // под ред. Проф. О.И Лаврушина, М. КНОРУС, 2007.
  5. Горелая, Н. В. Организация кредитования в коммерческом банке : учеб. пособие / Н. В. Горелая. – М.: Форум : ИНФРА-М, 2012. – 207 с.
  6. Дашков, Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2011. – 911 с.13.
  7. Деньги, кредит, банки // под ред. Г.Н. Белоглазовой, М: ЮРАЙТ, 2009.- 620с.
  8. Деньги, кредит, банки // под ред. проф. О.И. Лаврушина, М.:КНОРУС, 2008.- 560с.
  9. Деньги, кредит, банки в Российской Федерации: учеб пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Семенюты О.Г.- Ростов н/Д: РГЭА, 2000.- 223с.
  10. Деньги, кредит, банки// под ред. проф. Е.Ф. Жукова, М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -703с.
  11. Киреев, В. Л. Банковское дело: учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. – М: КНОРУС, 2012. – 239 с.
  12. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 538 с.
  13. Костерина, Т. М. Банковское дело : учеб. для бакалавров / Т. М. Костерина ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 332 с.
  14. Курбатов А.Я. Банковское право россии 2-е изд. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 525 с.
  15. Основы банковского дела в РФ: Учеб. пособие / Под ред. О. Г. Семенюты – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011/- 448c.
  16. Основы банковской деятельности (Банковское дело)/ Под ред. Тагирбекова К. Р. - М.: ИНФА-М, 2008.
  17. Тавасиев, А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией : учеб. пособие / А. М. Тавасиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2011. – 639 с.
  18. Управление финансами. Финансы предприятий : учебник / под ред. А. А. Володина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 509 с.
  19. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для бакалавров / под ред. Л. А. Чалдаевой. – М. : Юрайт, 2012. – 540 с.
  20. Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – 9-е изд. – М. : Дашков и К, 2013. – 543 с. – 5 экз.
  21. http://www.cbr.ru/ -Центральный банк Российской Федерации
  22. http://www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
  23. http://www.bankir.ru/- "Банкир.ру" - портал о банковском бизнесе
  24. Бюллетень банковской статистики // http://www.cbr.ru/publ/
  25. Вестник Банка России // http://www.cbr.ru/publ/
  26. Статистика Банка России // http://cbr.ru/statistics/

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Банковское дело
2012 год 54 стр.
Курсовая Управление ликвидностью банка
diplomstud
Курсовая работа Банковское дело
2014 год 41 стр.
Курсовая Уставный капитал коммерческого банка
Svetlana
Курсовая работа Банковское дело
2013 год 39 стр.
Курсовая работа на тему: «Операции банка с ценными бумагами»
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское