Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности рынка корпоративных облигаций РФ
1.1. Понятие и виды корпоративных облигаций РФ
1.2. Особенности выпуска и размещения корпоративных облигаций РФ
1.3. Доходность корпоративных облигаций
Глава 2. Проблемы и тенденции российского рынка корпоративных облигаций
2.1. Анализ российского рынка корпоративных облигаций
2.2. Проблемы функционирования российского рынка корпоративных облигаций
2.3. Тенденции в развитии российского рынка корпоративных облигаций
Заключение
Библиографический список
Приложение
Актуальность темы. Одной из основных проблем российской экономики на данном этапе развития является недостаток инвестиций для модернизации производства. Низкий уровень развития на рынке капитала означает, что основным источником инвестиций для компаний является их собственный капитал в виде нераспределенной прибыли и падающих средств.
Уровень развития коммерческих банков по кредитам для реального сектора низкий. Долгосрочные банковские кредиты доступны только для крупнейших российских компаний.
На практике в западных странах облигации являются одним из важнейших инструментов привлечения корпоративных инвестиций. В настоящее время существует значительный спрос на корпоративные облигации. Избыточная ликвидность коммерческих банков и низкая или даже отрицательная реальная доходность государственных ценных бумаг вынуждают банки искать объекты для эффективного инвестирования в корпоративные облигации. Развитие накопительной пенсионной системы, паевых инвестиционных фондов, обязательного и добровольного страхования может привести к еще большему спросу на корпоративные облигации.
Целью настоящей работы является в анализе текущего состояния рынка корпоративных облигаций.
В исследовании поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы анализа корпоративных облигаций.
- Провести анализ рынка корпоративных облигаций в России.
- Выявить проблемы функционирования рынка корпоративных облигаций РФ.
- Определить тенденции развития рынка корпоративных облигаций РФ
Объектом исследования в данной работе является рынок корпоративных облигаций России.
В качестве предмета исследования выступают корпоративные облигации как источник финансирования.
Методы исследования. Логический и структурно-функциональный анализ, аналогия, синтез.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Приложений.
Глава 1. Теоретические основы деятельности рынка корпоративных облигаций РФ
1.1. Понятие и виды корпоративных облигаций РФ
По определению, данному в законе о рынке ценных бумаг, «облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права». Аналогичное по смыслу определение приводится также в ст. 816 ГК РФ.
Таким образом, в российском законодательстве под облигацией понимается долговая ценная бумага независимо от срока до ее погашения. В западных странах под облигацией понимается, прежде всего, долгосрочная ценная бумага. Одно из определений облигаций в западной литературе: «Облигации – это долгосрочные долговые ценные бумаги, подтверждающие обязательство эмитента выплачивать фиксированный процент в течение определенного периода и возвратить основную сумму при наступлении срока погашения».
Облигация предназначена для массового привлечения денежных средств на длительный срок, и поэтому законодательно она отнесена к классу эмиссионных ценных бумаг – ценных бумаг, которые характеризуются следующими признаками [10, с.42]:
- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
– размещаются выпусками;
– имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Правительство установило строго регламентированную процедуру выпуска облигаций, в том числе требования к государственной регистрации и раскрытию информации, поскольку облигация несет потенциальный риск причинения убытков большому количеству инвесторов в случае дефолта эмитента. Еще одной отличительной чертой облигации является то, что она (в отличие от векселя) не включает в себя возможность упрощенной процедуры взыскания обязательств эмитента.
В зависимости от типа эмитента облигации могут быть разделены на [11, с.289-312]:
– государственные облигации (эмитируются органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
– муниципальные облигации (эмитируются местными органами власти);
– облигации Банка России;
– облигации некоммерческих организаций;
– корпоративные облигации (эмитируются хозяйственными обществами).
Корпоративные облигации выпускаются для финансирования частных предприятий и, как правило, для реализации какого-либо инвестиционного проекта. Для покрытия недостатка оборотных средств обычно применяются другие инструменты финансового рынка: банковские кредиты, займы предприятий, векселя и др. Однако, в существующих российских условиях корпоративные облигации используются и для финансирования недостатка оборотных средств [6, с.167].
Корпоративные облигации могут эмитировать не любые коммерческие организации, право на эмиссию облигации должно быть предусмотрено законом или иным правовым актом. В настоящее время право выпуска облигаций предоставлено коммерческим организациям только со следующей организационно- правовой формой: акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
В зависимости от способа определения управомоченного лица на права, удостоверенные в ценной бумаге, облигации могут быть разделены на именные и пердъявительские. Именные облигации могут быть выпущены только в бездокументарной форме, а облигации на предъявителя только в документарной. Законом о рынке ценных бумаг предусмотрена еще одна форма выпуска облигаций – выпуск облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением сертификатов облигаций.
Дальнейшая классификация корпоративных облигаций, используемых в России, может быть построена на основе различия основных характеристик облигаций, к которым можно отнести следующие:
– номинал,
– размер купонной ставки,
– характер купонных платежей,
– срок обращения,
– обеспечение,
– условия досрочного выкупа,
– прочие характеристики.
Рисунок 1 - Классификация облигаций в зависимости от номинала
Номинал облигации может быть выражен как в денежной, так и в натуральной форме. Натуральная форма номинала выражается в указании количества вещей, определенных родовыми признаками, которые получит владелец облигации при ее погашении. В странах с развитой рыночной экономикой и умеренной инфляцией натуральные облигации используются редко.
Чаще в качестве номинала используется фиксированная сумма национальной или иностранной валюты. Выпускаются также индексируемые облигации – облигации, номинал (а также, как правило, купонная ставка) которых привязан к курсу валюты (валютно-индексируемая облигация) или индексу инфляции (инфляционно-индексируемая облигация).