Актуальность темы работы. Начало XXI века характеризуется для России целым рядом реформ самых различных сфер общественной жизни, среди которых центральное место занимает административная реформа. Однако собственно административная реформа не может быть сведена исключительно к реорганизации органов исполнительной власти, административному регламентированию их деятельности и т.п.
От эффективности работы системы государственной службы зависит уровень доверия граждан своей страны к самому государству, в котором они работают и живут. Если высокий уровень коррупции, излишний бюрократизм и низкая мотивация госслужащих будут продолжать развиваться в российском государстве, то оно никогда не сможет стать полноценным развитым государством с демократической формой правления.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы государственной гражданской службы являются объектом изучения многих отраслей науки. В связи с проводимыми административными реформами на территории российского государства усилился интерес к данному виду службы со стороны правоведов. Интерес в настоящем исследовании представляют работы и исследования С. С. Алексеева, М. А. Емельянова, В. Е. Чиркина, В. М. Манохина, Д. Н. Бахраха и др. В настоящее время дискуссионными остаются вопросы, касающиеся правового статуса государственных гражданских служащих.
Цель исследования - выявить особенности правового статуса и механизма реализации статуса государственных гражданских служащих.
Задачи работы:
- раскрыть понятие, признаки государственного гражданского служащего;
- исследовать понятие и элементы правового статуса государственных гражданских служащих;
- раскрыть права и обязанности государственного гражданского служащего;
- провести анализ ограничений и запретов, связанных с гражданской службой;
- проанализировать ответственность государственных гражданских служащих.
Объект исследования – правовой статус государственного гражданского служащего.
Предмет исследования – особенности правового регулирования и практической реализации статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой исследования послужили различные источники информации: научная и учебная литература, периодические издания средств массовой информации, информационные ресурсы сети Интернет. Информационной основой исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных гражданских служащих.
В настоящей работе были использованы методы теоретического анализа нормативно-правовой, научной, учебной и периодической литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы правового статуса государственного гражданского служащего
- Понятие и признаки государственного гражданского служащего
Государственная гражданская служба — это вид государственной службы, находящая свое практическое воплощение в профессиональной служебной деятельности граждан на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ[1].
В настоящее время исследователи природы системы государственной службы приходят к выводу, что систему такой службы в российском государстве следует считать вполне самостоятельным социальным институтом. По большому счету государственная служба представляет собой систему публично-правовых отношений, которые возникают между государством (в виде различных органов государственной власти федерального, регионального значения) и государственным служащим, который готов к исполнению задач органов государственной власти в интересах государства[2].
В контексте рассматриваемой темы работы можно под государственной службой понимать определение, данное одним из профессоров РАН Г. В. Атаманчука. Он трактует понятие государственной службы следующим образом: «…Государственная служба - это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах…»[3].
Принципы организации и функционирования государственной службы заложены нормами действующего в сфере государственной службы федерального законодательства.
К основным принципам организации государственной службы в настоящее время можно отнести следующие[4]:
- законность деятельности государственных служащих, призванных обеспечить соблюдение всех основных конституционных прав и свобод граждан российского государства;
- приоритетность прав и свобод граждан страны;
- равноправие граждан в их стремлении служению государству, то есть равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации госслужбы;
- взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
- открытость госслужбы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Все вышеуказанные принципы должны работать благодаря контролю со стороны федеральных органов власти, призванных организовать работу государственных служащих по всем направлениям.
Принципы государственной службы, являясь научной категорией, отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой госслужбы, но и системы государственных органов, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри этой системы.
Принципы госслужбы объективно отражают сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт государственной службы.
Принципы государственной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе госслужбы. Отсутствие правовых принципов госслужбы может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие и несправедливость.
Необходимо осознавать тот факт, что государственная служба это в первую очередь служба на благо государства, во имя интересов государства. Она является одним из главных инструментов государства по организации общественной жизни граждан внутри государства.
Государственная служба есть основа системы управления на федеральном и региональном уровне власти, от эффективности функционирования которой, зависит развитие общества в целом.
Однако с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации[5], российская система управления выделила из государственной службы службу муниципальную. Рассмотрим ее основные признаки и принципы, на которых базируется такая служба в современном российском обществе.
Принципы современной государственной службы находят свое отражение в различных законодательных и иных нормативных правовых актах. Они реализуются на всех уровнях публичной службы, как государственными, так и муниципальными служащими посредством их практической деятельности. Принципы государственной службы, установленные в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.
Государственная и муниципальная службы имеют много общих черт. Прежде всего, это профессиональная деятельность.
Организация и порядок отбора служащих носят нормативно-правовой характер. Это обусловливает и структуру организационно-правовых принципов отбора служащих. В отличие от многих других видов деятельности, государственная и муниципальная служба строится на основе норм права. Поэтому и организация отбора требует четкой и обоснованной системы требований.
В процессе профессионального отбора важно установить единые требования квалификационного экзамена, присвоения квалификационных разрядов, классных чинов и иных квалификационных отличий служащих. Из этого принципа вытекает и единство критериев, а также ограничений, устанавливаемых при приеме и нахождении граждан на государственной и муниципальной службе.
Высокопрофессиональные сотрудники государственных органов управления, мотивированные на достижение высоких показателей своей работы с высоким уровнем трудового вознаграждения за выполнение своих трудовых обязанностей – есть процветающее будущее современной системы государственного управления.