Введение
1 Понятие материализма
2 Понятие субъективизма
3 Античный материализм
3 Метафизический материализм Нового времени
4 Диалектический материализм
5 Различие между метафизическим и диалектическим материализмом
Заключение
Список использованной литературы
Философы хотят знать, в чём смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопрос: что такое человек? В чём его сущность? Определить же сущность человека – значит показать его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие – это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью его духа, мысли.
История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания.
Если философ утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось всё многообразие реального мира, то это значит, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии. Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу; лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.
С точки зрения сторонников материализма, материя, т.е. основа всего бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, первична, поэтому справедлив материалистический взгляд на мир. Сознание же, присущее лишь человеку, отражает окружающую реальность.
Цель данной работы- изучение материализма и субъективизма в социологии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
– изучить теоретический материал по теме;
– рассмотреть особенности философских течений;
– сравнить и выявить различия между указанными течениями.
Работа состоит из введения, шести пунктов, заключения и списка литературы.
1 Понятие материализма
Материализм - это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира [1].
Материалистическое решение второй стороны вопроса - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма.
1. Главные философские направления / Под ред. Т.И. Ойзермана. - М., 1971.
2. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Семгина и др. – М.: Мысль, 2001. Том 2. С. 508.
3. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблёва. – М.: ИНФРА-М, 1998. С. 260.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981. 4-е изд. С. 445.
5. Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. 4-е изд.
6. Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. № 7. С. 8 – 13.
7. Полное собрание сочинений / Под ред. В.И. Ленина. Том 29. 5-е изд. С. 322.
8. Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. С. 30.