Введение
1 Теоретические аспекты исследования свободных экономических зон
1.1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года
1.2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях
2 Эволюция специальных экономических зон
2.1 История СЭЗ в Древнем мире и средние века: Ганзейский союз и порто-франко
2.2 История порто-франко в России в ХIХ – в начале ХХ века
3 Современный этап и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) в России
3.1 История становления СЭЗ (ОЭЗ) в России в конце ХХ – начале ХХI веков
3.2 Проблемы и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Существующая модель экономического роста в России, неспособная отвечать на новые вызовы, обусловленные как внешними, так и внутренними факторами, требует пересмотра подходов к стимулированию экономического роста. Политика развития, проводимая с 2008 г., не оправдалась, экономический рост стабильно ослабевал, а в 2015 г. осложнился чрезвычайно неблагоприятными внешними условиями. За I кв. 2015 г. ВВП в рыночных ценах сократился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а промышленное производство сократилось за период январь-май по сравнению с предыдущим годом на 2,3% [1]. Среди инструментов, активно воздействующих на развитие экономики в долгосрочном периоде, следует выделить такие, которые не только стимулируют текущие инвестиции, но и создают условия для развития инфраструктур, человеческого капитала, новых бизнес-моделей.
Одним из механизмов стимулирования экономического роста в регионах является создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ). Началом существования ОЭЗ можно считать 2005 г., когда был принят Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» [2]. Однако по истечении практически десятилетнего периода данный механизм не оправдал ожиданий относительно его эффективности. Счетной палатой при анализе деятельности ОЭЗ были сделаны выводы, что условно-эффективной можно признать деятельность лишь нескольких из них.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – современное название для достаточно древнего экономического образования. Самая первая свободная экономическая зона возникла ещё в 1547 году в порту города Ливорно, именно он впервые в мировой истории носил официальное название «свободный порт». В 19 веке Российская империя использовала СЭЗ для освоения Северного Причерноморья, а одним из наиболее известных «свободных портов» был город Одесса.
На сегодняшний день ни в российской, ни в зарубежной литературе не утвердилась общепринятая трактовка понятия “свободная экономическая зона”. В 1973 году Международная конвенция по упрощению и гармонизации процедур установило следующее определение свободной зоны: “это часть территории на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению”. То есть, территория, на которой соблюдается принцип “таможенной экстерриторильности”.
Цель исследования – проанализировать историю СЭЗ («порто-франко») в России.
Задачи исследования:
1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года.
2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях.
3 История СЭЗ в Древнем мире и средние века: Ганзейский союз и порто-франко.
4 История порто-франко в России в ХIХ – в начале ХХ века.
5 История становления СЭЗ (ОЭЗ) в России в конце ХХ – начале ХХI веков.
6 Проблемы и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в Российской Федерации.
Объект исследования – СЭЗ («порто-франко») в России.
Предмет исследования – история развития СЭЗ («порто-франко») в России.
1 Теоретические аспекты исследования свободных экономических зон
1.1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ).
Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные СЭ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
Свободные экономические зоны – это часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона – это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны».
Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».
Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире? Задачи создания СЭЗ зависят от уровня социальноэкономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и задачи создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы ;не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих осударствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.
Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:
- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
- ростом занятости;
- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговой революции». Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
1.2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях
В зависимости от уровня экономического развития Организация Объединенных Наций выделяет две большие группы стран:
1) экономически развитые страны (все страны Европы, Россия, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль);
2) развивающиеся страны (все остальные страны мира), среди которых выделяются 50 наименее развитых стран [3].
В развивающихся странах с их резервами дешевой рабочей силы изначально предполагается развитие СЭЗ, основанных на торговле импортными товарами и производстве собственных товаров на неизменной технологической основе, с созданием экспортноориентированных зон, свободных таможенных зон, свободных портов, ориентированных на внешний рынок.
Основные цели государственной политики зонирования сводятся к решению следующих задач:
- стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;
- насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами;
- развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;
- подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;
- создание предпосылок для развития наукоемких, высокотехнологичных производств и т. д. Наращивая экспортное производство, развивая туризм, эти страны могут получить свободно конвертируемую валюту, необходимую им для осуществления международных расчетов, а также решить внутренние социальноэкономические, технические, технологические и иные задачи.
Изначально, начиная с 1950х годов, в большинстве развивающихся стран преобладал подход импортозамещающей индустриализации, были установлены высокие барьеры против импорта промышленных товаров. Однако не получив должного экономического эффекта, с 1960х годов большинство развивающихся стран вернулось к политике поощрения экспорта. Это произошло на о. Тайвань, перешедшем к политике поощрения экспорта, что привело к ускорению ежегодных темпов развития страны на 10%. Южная Корея сменила политику импортозамещающей индустриализации и понизила импортные барьеры, после чего темпы роста в стране составили 10% в год. Гонконг и Сингапур всегда придерживались политики поощрения экспорта и добились высоких темпов роста [4, с. 296299].
Среди различных типов СЭЗ в наибольшей степени на привлечение иностранных инвестиций путем использования конкурентных преимуществ, основанных на дешевых местных трудовых ресурсах, ориентированы экспортнопроизводственные СЭЗ. Активное развитие они получили в Южной Корее, Малайзии, Индии, Сингапуре, на Филиппинах. Если в 1966 г. в развивающихся странах насчитывалось всего три экспортнопроизводственных СЭЗ (зона «Кандла» в Индии, зона «Мэйагуэс» на ПуэртоРико, зона «Гаосюн» на Тайване), то за 1966 1978 гг. были созданы 52 новые зоны, а к 1988 году число зон, основанных в 30 развивающихся странах, превысило 260 [5, с. 89].