Курсовая работа|Международные отношения

Свободные экономические зоны

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 33

Введение 

1 Теоретические аспекты исследования свободных экономических зон 

1.1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года  

1.2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях

2 Эволюция специальных экономических зон 

2.1 История СЭЗ в Древнем мире и средние века: Ганзейский союз и порто-франко 

2.2 История порто-франко в России в ХIХ – в начале ХХ века 

3 Современный этап и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) в России 

3.1 История становления СЭЗ (ОЭЗ) в России в конце ХХ – начале ХХI веков 

3.2 Проблемы и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в Российской Федерации 

Заключение

Список использованных источников 

Существующая модель экономического роста в России, неспособная отвечать на новые вызовы, обусловленные как внешними, так и внутренними факторами, требует пересмотра подходов к стимулированию экономического роста. Политика развития, проводимая с 2008 г., не оправдалась, экономический рост стабильно ослабевал, а в 2015 г. осложнился чрезвычайно неблагоприятными внешними условиями. За I кв. 2015 г. ВВП в рыночных ценах сократился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а промышленное производство сократилось за период январь-май по сравнению с предыдущим годом на 2,3% [1]. Среди инструментов, активно воздействующих на развитие экономики в долгосрочном периоде, следует выделить такие, которые не только стимулируют текущие инвестиции, но и создают условия для развития инфраструктур, человеческого капитала, новых бизнес-моделей.

Одним из механизмов стимулирования экономического роста в регионах является создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ). Началом существования ОЭЗ можно считать 2005 г., когда был принят Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» [2]. Однако по истечении практически десятилетнего периода данный механизм не оправдал ожиданий относительно его эффективности. Счетной палатой при анализе деятельности ОЭЗ были сделаны выводы, что условно-эффективной можно признать деятельность лишь нескольких из них.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – современное название для достаточно древнего экономического образования. Самая первая свободная экономическая зона возникла ещё в 1547 году в порту города Ливорно, именно он впервые в мировой истории носил официальное название «свободный порт». В 19 веке Российская империя использовала СЭЗ для освоения Северного Причерноморья, а одним из наиболее известных «свободных портов» был город Одесса.

На сегодняшний день ни в российской, ни в зарубежной литературе не утвердилась общепринятая трактовка понятия “свободная экономическая зона”. В 1973 году Международная конвенция по упрощению и гармонизации процедур установило следующее определение свободной зоны: “это часть территории на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению”. То есть, территория, на которой соблюдается принцип “таможенной экстерриторильности”.

Цель исследования – проанализировать историю СЭЗ («порто-франко») в России.

Задачи исследования:

1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года.

2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях.

3 История СЭЗ в Древнем мире и средние века: Ганзейский союз и порто-франко.

4 История порто-франко в России в ХIХ – в начале ХХ века.

5 История становления СЭЗ (ОЭЗ) в России в конце ХХ – начале ХХI веков.

6 Проблемы и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в Российской Федерации.

Объект исследования – СЭЗ («порто-франко») в России.

Предмет исследования – история развития СЭЗ («порто-франко») в России.

 

1 Теоретические аспекты исследования свободных экономических зон

1.1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ).

Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные СЭ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

Свободные экономические зоны – это часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона – это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны».

Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».

Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире? Задачи создания СЭЗ зависят от уровня социальноэкономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и задачи создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы ;не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих  осударствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

  • стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
  • ростом занятости;
  • превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный  режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговой революции». Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

 

1.2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях

В зависимости от уровня экономического развития Организация Объединенных Наций выделяет две большие группы стран:

1) экономически развитые страны (все страны Европы, Россия, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль);

2) развивающиеся страны (все остальные страны мира), среди которых выделяются 50 наименее развитых стран [3].

В развивающихся странах с их резервами дешевой рабочей силы изначально предполагается развитие СЭЗ, основанных на торговле импортными товарами и производстве собственных товаров на неизменной технологической основе, с созданием экспортноориентированных зон, свободных таможенных зон, свободных портов, ориентированных на внешний рынок.

Основные цели государственной политики зонирования сводятся к решению следующих задач:

  • стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;
  • насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами;
  • развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;
  • подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;
  • создание предпосылок для развития наукоемких, высокотехнологичных производств и т. д. Наращивая экспортное производство, развивая туризм, эти страны могут получить свободно конвертируемую валюту, необходимую им для осуществления международных расчетов, а также решить внутренние социальноэкономические, технические, технологические и иные задачи.

Изначально, начиная с 1950х годов, в большинстве развивающихся стран преобладал подход импортозамещающей индустриализации, были установлены высокие барьеры против импорта промышленных товаров. Однако не получив должного экономического эффекта, с 1960х годов большинство развивающихся стран вернулось к политике поощрения экспорта. Это произошло на о. Тайвань, перешедшем к политике поощрения экспорта, что привело к ускорению ежегодных темпов развития страны на 10%. Южная Корея сменила политику импортозамещающей индустриализации и понизила импортные барьеры, после чего темпы роста в стране составили 10% в год. Гонконг и Сингапур всегда придерживались политики поощрения экспорта и добились высоких темпов роста [4, с. 296299].

Среди различных типов СЭЗ в наибольшей степени на привлечение иностранных инвестиций путем использования конкурентных преимуществ, основанных на дешевых местных трудовых ресурсах, ориентированы экспортнопроизводственные СЭЗ. Активное развитие они получили в Южной Корее, Малайзии, Индии, Сингапуре, на Филиппинах. Если в 1966 г. в развивающихся странах насчитывалось всего три экспортнопроизводственных СЭЗ (зона «Кандла» в Индии, зона «Мэйагуэс» на ПуэртоРико, зона «Гаосюн» на Тайване), то за 1966  1978 гг. были созданы 52 новые зоны, а к 1988 году число зон, основанных в 30 развивающихся странах, превысило 260 [5, с. 89].

  • Цао Чжундэ. О Тяньцзинской зоне технико-экономического развития в Китае // Проблемы прогнозирования. 2009. № 1. С. 143-147.
  • Фролов А.С. Проблемы планирования научно-технологического развития на государственном уровне // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С 79-91.
  • Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны // Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, Канадское агентство по международному развитию [и др.]. М.: ИЭПП, 2007. 268 с. Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/cepra/oez.pdf
  • Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006№ 16-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
  • Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999 № 104-ФЗ (ред. от 22.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015).
  • Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ.
  • Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон» // Бюллетень Счетной палаты, № 3 (март) 2014г. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/755/16710/?sphrase_id=830899
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон» от 10 июня 2013 г. № 491.
  • Отчет о результатах функционирования ОЭЗ за 2014 год и за период с начала функционирования ОЭЗ // Минэкономразвития России.
  • Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны» от 20.10.2010№ 502 (ред. от 12.03.2012).
  • Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009№ 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
  • Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики //Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.
  • Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
  • Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики) – М. Магистр: ИНФРА-М, 2013 - 560 с.
  • Данько Г.П., Округ З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие - М: ИНФРА-М, 2006. - 260 с.
  • Джерелейко И.С. Особые экономические зоны в России как финансовый инструмент социально-экономического развития / Балтийский экономический журнал, №2 (4), 2010. с. 29-36.
  • Игнатов В., Бутов В.. Свободные экономические зоны. – М.: Ось-89, 1997. -192 с.
  • Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в мире и России - М.: МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД России, 2008 - 139 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международные отношения
2016 год 33 стр.
Курсовая Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Telesammit
Курсовая работа Международные отношения
2010 год 34 стр.
Курсовая Экономические реформы в Китае под руководством Дэн Сяопина

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское