Введение
Глава 1. Сущность и формирование свободных экономических зон
1.1. Понятие и типология свободных экономических зон
1.2. Специфика формирования свободных экономических зон
Глава 2. Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации
2.1 Особенности формирования и развития свободных экономических зон в РФ
2.2. Оценка эффективности функционирования свободных экономических зон в РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Инструмент свободных экономических зон (СЭЗ) для решения проблем национальной экономики уже давно признан, как один из действенных и эффективных способов повышения деловой активности и ускорения развития территорий.
Однако организационно-экономический вопрос применения этого инструмента не достаточно исследован. В современной научной экономической литературе слабо и поверхностно освещены вопросы, характеризующих внутренние механизмы эволюции свободных экономических зон от более простых и менее эффективных форм до высокодоходных и комплексных (кластерных) зон.
Актуальность исследования определяется необходимостью анализа и решения современных специфических проблем создания и функционирования свободных экономических зон, как одной из форм включения национальной экономики ряда стран в мировую систему хозяйствования.
Цели образования свободных экономических зон могут быть различны и обусловлены уровнем социально-экономического развития территории, на которых они формируются, стратегическими национально-экономическими планами, необходимостью развития наиболее приоритетных отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью, возможностями производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и т. д. В зависимости от этого различаются причины и предпосылки их создания в каждом конкретном случае.
Целью курсовой работы является осмысление роли, места у значения свободных экономических зон как фактора развития национальной экономики.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
– дать понятие и выявить типы свободных экономических зон;
– определить специфику формирования свободных экономических зон;
– рассмотреть особенности формирования и развития свободных экономических зон в РФ;
– описать эффективность функционирования свободных экономических зон в РФ.
Объектом исследования выступают свободные экономические зоны как фактор ускорения экономического роста, активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных процессов в национальной экономике.
Предметом исследования является изучение теоретико-методических основ и организационно-экономического механизма стабильного развития свободных экономических зон.
Курсовая работа состоит из введения, в котором выделена актуальность, цель, задачи, предмет и объект; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения с основными выводами и списка использованных источников и литературы, включающего 26 наименований.
Глава 1. Сущность и формирование свободных экономических зон
1.1. Понятие и типология свободных экономических зон
Обеспечение динамического социально-экономического развития регионов Российской Федерации можно назвать одной из ключевых затрат государственной политики, направленной прежде всего на формирование таких условий хозяйствования, которые способствовали бы усилению экономической активности регионов и росту конкурентоспособности продукции как на внутренних, так и внешних рынках.
Достижение конкурентных преимуществ регионов, представляющих собой основополагающий элемент национальной конкурентоспособности, можно обеспечить в первую очередь посредством модернизации промышленности и повышения уровня инновационности конкурентоспособных отраслей, что подразумевает рост инвестиционных вложений в российскую экономику, в развитие финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования[1].
Исследование международного опыта функционирования экономических систем показало наличие комплекса эффективных механизмов, направленных на решение проблем, связанных с дифференциацией социально-экономического развития территорий, повышением конкурентоспособности национальных экономик и инвестиционной привлекательности экономических отраслей. При этом наиболее эффективным механизмом можно назвать использование преимуществ территориальных «точек роста», представляющих собой территории с особым экономическим статусом. В иностранной практике подобные территории получили название «свободные экономические зоны» (СЭЗ), в России их принято называть «особыми экономическими зонами» (ОЭЗ).
Несмотря на различие названий, экономический смысл у подобных территорий одинаков и заключается в том, что они представляет собой зоны (территории), в границах которых введены в действие специализированные налоговые, визовые, инвестиционные, таможенные, другие условия ведения бизнеса для отечественных и иностранных предпринимательских структур любого масштаба.
В условиях глобализации экономики свободные экономические зоны являются одним из апробированных в мировой практике эффективных инструментов активизации внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению[2].
В самом общем виде СЭЗ можно определить как часть территории страны с особым экономическим, правовым, административным, налоговым режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей страны в целом, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и развитие новых технологии, создание современных производств, работающих преимущественно на экспорт[3].
Среди различных определений СЭЗ отметим вариант, используемый при рассмотрении их организационно-правовой формы в региональной экономике. Так, С.Г. Овчинникова отмечает: «...как организационно-правовая форма СЭЗ представляет собой отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала и бизнесменов, интернационализацией производства и специфическим, экономическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами»[4].
По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий»[5]. Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности»[6]. Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий»[7].
Но, несмотря на это, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ).
Свободные экономические зоны можно трактовать как направление выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. На территории зон имеет место широкий спектр институциональных изменений. Эти изменения связанны с действием преференциального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определенного национального пространства, а не механизмом компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития.
В своих работах отечественные ученые-экономисты, такие как Е.В. Ерохина, показывают необходимость опережающего развития регионов посредством организации территорий с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт[8]; Р.И. Зименков уделяет особое внимание специфике создания и деятельности ОЭЗ в России[9]; П.В. Павлов[10] считает, что существующие правовые механизмы действия ОЭЗ позволяют находить новые или возобновлять существующие связи между различными участниками социально-экономических процессов в России. Важно выделить и труды И.В. Передковой, указывающей на основные проблемы формирования и развития особых экономических зон в регионах Российской Федерации[11], а также труды М.В. Рязанцевой, представляющие результаты статистического анализа влияния особых экономических зон на динамику экономического развития российских регионов[12].