Введение
Глава 1. Понятие и основные особенности территориальной организации местного самоуправления
1.1 Нормативное правовое регулирования территориальной организации местного самоуправления
1.2 Состояние территориальной организации местного самоуправления на современном этапе
Глава 2. Анализ особенностей территориальной организации местного самоуправления в Челябинской области на современном этапе.
2.1 Общая характеристика территориальной организации местного самоуправления в Челябинской области
2.2 Основные проблемы территориальной организации местного самоуправления в Челябинской области и пути их решения.
Заключение.
Библиографический список
Результативность местного самоуправления в значительной степени зависит от его территориальной организации. Создание системы муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации оказалось сложной и нетривиальной задачей. Проблема территориальных уровней местного самоуправления продолжает оставаться актуальной. К ней нельзя не вернуться в связи с изданием нового Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», применение которого может негативно сказаться на существовании поселенческого уровня муниципального самоуправления. Этот Закон сделал шаг в сторону не столько усиления поселенческого уровня, сколько упразднения поселенческих муниципальных образований путем включения их в состав городских округов, получивших в Законе новые характеристики.
Вопросами территориальной организации местного самоуправления, его особенностей в современных условиях занимались такие авторы как В.И. Васильев, Д.Г. Васильченко, О.Л. Казанцев, Е.А. Колодина, С.С. Кустов, Л.А. Нудненко, И.Г. Паршутина, А.А. Протас, А.Н. Рыков и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу территориальной организации местного самоуправления.
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации о территориальной организации местного самоуправления и практика реализации данных норм в современный период.
Цель работы заключается в рассмотрении общей характеристики территориальной организации местного самоуправления в современный период.
Выбор цели определил решение следующих задач:
– рассмотреть нормативное правовое регулирования территориальной организации местного самоуправления;
– изучить состояние территориальной организации местного самоуправления на современном этапе;
– дать общую характеристику территориальной организации местного самоуправления в Челябинской области;
– выделить основные проблемы территориальной организации местного самоуправления в Челябинской области и предложить пути их решения.
Методы исследования: анализ и синтез источников литературы, сравнительный правовой анализ.
Глава 1. Понятие и основные особенности территориальной организации местного самоуправления
1.1 Нормативное правовое регулирования территориальной организации местного самоуправления
Введение: правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления по-прежнему является одной из насущных проблем юридической теории и практики. Непонимание места и особенностей построения территориальной организации публичной власти снижает качество нормативных правовых актов.
Базовый перечень вопросов местного значения, установленный статьями 14, 15, 16 и 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ[1] в 2018 – 2019 гг., составил 39 вопросов местного значения для городских поселений, 13 – для сельских поселений (оставшиеся 26 вопросов местного значения на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов), 39 – для муниципальных районов, 44 – для городских округов, 13 – для внутригородских районов. В 2018 г. и начале 2019 г. значительных изменений в перечни вопросов местного значения не вносилось (были уточнены лишь отдельные формулировки), количество вопросов местного значения не менялось[2].
Система организации местного самоуправления (включая порядок формирования представительного органа муниципального образования, способ избрания главы муниципального образования и его статус как председателя представительного органа муниципального образования и (или) главы местной администрации) определяется законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований в рамках, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами[3]. При этом законы субъектов Российской Федерации, регулирующие соответствующие вопросы организации местного самоуправления и принятые в рамках реализации Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ в конце 2014 г. – начале 2015 г., в дальнейшем неоднократно подвергались корректировке, в том числе под влиянием более поздних изменений, внесенных в Федеральный закон № 131-ФЗ, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета – 2009. – 21 января.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Российская газета. – 2003. – 8 октября.
3. Закон Челябинской области от 10 июня 2014 года N 703-ЗО «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе» // http://docs.cntd.ru/document/412328974.
4. Закон Челябинской области от 11 июня 2015 года N 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» // https://zs74.ru/npa-base/o-nekotoryh-voprosah-pravovogo-regulirovaniya-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-v
Научная литература
5. Васильев В.И. Еще раз о территориальных уровнях местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. – 2018. – № 1 (253). – С. 110-118.
6. Васильченко Д.Г. К вопросу о территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе развития / Д.Г. Васильченко // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2019. – № 1. – С. 43-46.
7. Казанцева О.Л. Территориальное общественное самоуправление: проблемы и перспективы развития / О.Л. Казанцева, В.И. Маньковская // Алтайский юридический вестник. – 2019. – № 3 (27). – С. 21-24.
8. Колодина Е.А. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в иркутской области / Е.А. Колодина // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2018. – № 3 (55). –С. 3.
9. Кустов С.С. Новеллы федерального законодательства о территориальной организации местного самоуправления: практика реализации / С.С. Кустов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2018. – № 4 (35). – С. 75-83.
10. Нудненко Л.А. Тенденции правового регулирования особенностей организации местного самоуправления / Л.А. Нудненко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 1 (81). – С. 61-68.
11. Паршутина И.Г. Пути совершенствования территориальной организации местного самоуправления / И.Г. Паршутина // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 8. – С. 79-82.
12. Протас А.А. Теоретико-правовые проблемы территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации / А.А. Протас, Д.А. Коровин // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 9 (36). – С. 608-611.
13. Рыков А.Н. Особенности правового регулирования института территориальных основ местного самоуправления / А.Н. Рыков // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. – № 1 (126). – С. 61-73.
14. Сеитов А.Б. Актуальные проблемы регулирования нормативно-правовых форм организации местного самоуправления / А.Б. Сеитов // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. – 2018. – № 4 (39). – С. 145-151.
15. Тимофеенко В.А. Конституционно-правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации / В.А. Тимофеенко, Е.А. Полякова // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 3. – № 8. – С. 153-155.
16. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.ru/ru/razvitie-federativnyh-otnosheniy-i-mestnogo-samoupravleniya/doklad-o-sostoyanii-i-osnovnyh (дата обращения: 27.02.2020).
17. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2016 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2017/08/monitoring_budzhetova_2016.pdf (дата обращения: 27.02.2020).
18. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики.. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_124455 33 08453 (дата обращения: 27.02.2020).