Введение
1 Теоретические основы статистического анализа успеваемости студентов
1.1 Понятие успеваемости студентов и факторы, влияющие на нее
1.2 Методы описательной статистики
1.3 Методы аналитической статистики
2 Статистический анализ успеваемости студентов
2.1 Методы описательной статистики в исследовании успеваемости студентов
2.2 Методы аналитической статистики в исследовании успеваемости студентов
2.3 Основные направления улучшения успеваемости студентов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Проблема повышения успеваемости студентов высших учебных заведений на сегодняшний день очень актуальна. Хорошая успеваемость – свидетельство надлежащего усвоения содержания образовательной программы по конкретной специальности и залог получения высококлассного специалиста, востребованного обществом. Огромная роль в этом принадлежит преподавателям, именно от их взаимодействия зависит каким студент выйдет из стен университета и какой клад знаний будет у него в голове.
Формирование учебной мотивации является одной из основных задач современного образования. Заинтересованность учебным процессом у студентов формируется с первых дней обучения в вузе. Изучение факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов, имеет большое значение для повышения эффективности высшего образования.
Повышение успеваемости студентов высших учебных заведений на сегодняшний день остается самым злободневным вопросом. Хорошая успеваемость – свидетельство надлежащего усвоения содержания образовательной программы по конкретной специальности и залог получения высококлассного специалиста, востребованного обществом.
Установлено, что учение студентов протекает нормально только тогда, когда обучение связано с практикой жизни, когда студент понимает жизненное значение того, что он изучает. Если этого нет, то возможны срывы и всевозможные увлечения тем, что мешает учебе.
Цель работы: рассмотреть теоретические вопросы и практическое применение методов описательной и аналитической статистики в исследовании успеваемости студентов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть успеваемость студентов в качестве объекта статистического изучения;
2. охарактеризовать методы описательной статистики;
3. охарактеризовать методы аналитической статистики;
4. использовать методы описательной статистики для исследования успеваемости студентов;
5. использовать методы аналитической статистики для исследования успеваемости студентов;
6. определить основные направления улучшения успеваемости студентов.
Предмет исследования – методы описательной и аналитической статистики в исследовании успеваемости студентов.
Объект исследования – успеваемость студентов вуза.
Методы исследования:
– теоретические – анализ литературы по теме исследования, обобщение и классификация данных по теме исследования;
– эмпирические – определение средних значений, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы статистического анализа успеваемости студентов. Во второй части выполнены статистические расчеты успеваемости студентов.
1 Теоретические основы статистического анализа успеваемости студентов
1.1 Понятие успеваемости студентов и факторы, влияющие на нее
Рассмотрим понятие «успеваемость», приведенное в различных источниках.
В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: «Степень успешности усвоения учебных предметов учащимися» [17].
В словаре терминов А.С. Воронина данное понятие определено следующим образом: «Успеваемость – степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности» [1, с. 117].
С точки зрения А.П. Евгеньевой успеваемость трактуется как степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины и прочности; находит свое выражение в оценочных баллах» [16].
С точки зрения А.П. Евгеньевой успеваемость трактуется как степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний» [18].
Исходя из всех приведенных определений, успеваемость определяется практически одинаково во всех источниках, т.е. успеваемостью называется степень усвоения обучающимися знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой.
На успеваемость студентов влияет большое количество различных факторов, которые исследовали различные авторы.
Е.Н. Прошкина и И.Ю. Балашова считают, что качество образования, а, значит, и успеваемость студентов, зависят от квалификацией профессорско-преподавательского состава, от его заинтересованности педагогической деятельностью, уровня образовательных технологий, от состояния учебно-материальной базы, базовой подготовкой студентов и отношения их к приобретению знаний и умений по данной дисциплине, от применения современных методов контроля качества учебных достижений обучаемых [11].
1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2015. – 135 с.
2. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие / В.Е. Гмурман. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 404 с.
3. Ковалевський Г.В. Статистика: учебник / Г. В. Ковалевський; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. – Х.: ХНАГХ, 2012. – 445 с.
4. Полякова В.В. Основы теории статистики: учеб. пособие / В.В. Полякова, Н. В. Шаброва; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 148 с.
5. Статистика: Учебник для вузов (+CD) / Под ред. И.И. Елисеевой. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
6. Шорохова И. С. Статистические методы анализа: учеб. пособие / И.С. Шорохова, Н.В. Кисляк, О.С. Мариев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 300 с.
7. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 416 с.
8. Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А., Садовникова Н.А., Моисейкина Л.Г., Рыбакова Е.С. Теория статистики / Московская финансовопромышленная академия, 2014. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 656 с.
9. Ковалева И.В., Штепа Ю.П. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов, на основе применения информационных технологий // Педагогические науки. – 2016. – №48-3. – С. 56-69.
10. Крылова А.Г. Успеваемость студентов экономических специальностей и статистическая оценка факторов, на нее влияющих // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 6. – С. 15-19.
11. Прошкина Е.Н., Балашова И.Ю. Анализ и прогнозирование успеваемости студентов на основе радиальной базисной нейронной сети // Технические науки: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). – Казань: Молодой ученый, 2018. – С. 24-28.
12. Сагидуллина Л.С., Ксетаева Г.К., Орынбасарова К.К., Аманжолов Т.А., Новрузова Н.Б. Внешние факторы, влияющие на успеваемость студентов вуза // Вестник КазНМУ. – 2017. – №4. – С. 290-294.
13. Бабенко Н.И. Элементы математической статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uverenniy.ru/lekciya-1-elementi-matematicheskoj-statistiki.html (дата обращения 19.10.2018).
14. Махмутова Л.Р. Факторы влияния на успеваемость студентов в вузе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ovv.esrae.ru/pdf/2018/1/1208.pdf (дата обращения 19.10.2018).
15. Понятие описательной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infopedia.su/16x6d3.html (дата обращения 19.10.2018).
16. Профессиональное образование. Словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://professional_education.academic.ru/ (дата обращения 19.10.2018).
17. Словарь русского языка С.И. Ожегова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 19.10.2018).
18. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/20/ma452124.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения 19.10.2018).
19. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/11_146011_tema-faktori-vliyayushchie-na-uspeshnost-obucheniya-studentov.html (дата обращения 19.10.2018).