Введение
Глава 1. Общая характеристика приватизации жилых помещений
1.1. Понятия и цели приватизации
1.2. Законодательство о приватизации
Глава 2. Особенности приватизации жилых помещений
2.1. Субъекты приватизации
2.2. Порядок приватизации жилых помещений
Заключение
Список использованных источников
Приватизация продолжает оставаться в зоне особого внимания как со стороны различных органов власти, так и ученых: юристов, экономистов, философов, политологов, социологов и т.д. К настоящему времени, когда отчуждение основной части государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц в целом завершено, в области приватизации сложилась ситуация, требующая своего осмысления для определения стратегии дальнейшего проведения экономических реформ.
Проблемные вопросы совершенствования российского законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества находятся в поле пристального внимания законодателей и ученых-цивилистов. Это в немалой степени связано с тем, что правовое регулирование приватизации представляет собой важнейший инструмент преобразования экономической, политической жизни российского общества, а так же соответствующих изменений в социальной сфере.
Результаты приватизации, ее успех в значительной степени зависят от того, насколько совершенен механизм правового регулирование отношений по отчуждению государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц.
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение приватизации жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и цели приватизации;
Рассмотреть законодательство о приватизации;
Изучить субъектов приватизации;
Проанализировать порядок приватизации жилых помещений.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе приватизации жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие приватизацию жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и частнонаучные методы познания.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика приватизации жилых помещений. 1.1. Понятия и цели приватизации
К 1991 г. в стране сложились политические, экономические и правовые условия для формирования основ рыночной экономики. Переход страны к рынку непосредственно касался отношений собственности в жилищной сфере, которые нуждались в реформировании, в том числе формировании рынка жилья. Создание рынка жилья невозможно без передачи жилищного фонда в частные руки с тем, чтобы значительно расширить круг собственников. Для этого предполагалось передать в собственность граждан большую часть государственного и муниципального жилищного фонда (не менее 60%). Одновременно государство решало и задачу, которая характерна для рыночной экономики: значительно уменьшить бюджетные расходы на содержание и ремонт жилищного фонда, поскольку на собственников жилых помещений постепенно должны быть возложены практически все указанные расходы.
Приватизация (от лат. Privatus - частный), с правовой точки зрения, представляет собой специальный способ прекращения права государственной и муниципальной собственности и переход ее в частную собственность безвозмездно или за плату[1].
Термин "приватизация" был использован еще в 1976 г. американским исследователем Робертом У. Пулом в работе, опубликованной в периодическом бюллетене "Reason Foundation"[2].
За относительно короткий промежуток времени законодательство о приватизации неоднократно менялось, поэтому, если смотреть с общетеоретической точки зрения, приватизация есть переход имущества из публичной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации[3]. Также и с юридической точки зрения, "приватизация должна иметь строго очерченные законом границы"[4].
В.М. Игнатов раскрывает сущность приватизации в широком и узком смысле понимания: «Приватизация в широком смысле понимается как один из институтов регулирования экономики через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. Приватизация в узком смысле слова означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенным физическим и юридическим лицам»[5].
В.С. Белых считает, что юридическое понятие термина «приватизация» должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающим его пригодным для практического применения, оно должно иметь «...строго очерченные законом границы, для того чтобы исключить неопределенность в толковании и, соответственно, различия в практической применимости Рассмотрение же приватизации в широком значении может указывать лишь на многогранность и многозначность данной категории (так, приватизация может имеет политический, коммерческий психологический и др. аспекты)»[6].
С правовой точки зрения более точным представляется определение, данное С. И. Комарицким: «Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности»[7]. В данном случае в результате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переход в частную собственность права собственности на объекты приватизации, находящиеся в собственности государства или муниципальной собственности. Вместе с тем предусмотренный комментируемой статьей производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации ГК РФ. Необходимо отметить, что ГК РФ устанавливает возможность передачи имущества: на каком основании, в каком порядке, какого имущества, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, - все эти вопросы составляют предмет правовой регламентации специального законодательства.
Впервые понятие приватизации было сформулировано в ст. 1 Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", в соответствии с которой приватизация государственных и муниципальных предприятий - это приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Как видно, несмотря на широкий перечень имущества, отчуждение которого предполагалось в порядке приватизации, данное определение не отражало всей сферы приватизации и должного объема правового регулирования.
Затем был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", в соответствии с которым под приватизацией государственного и муниципального имущества следовало понимать возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Преамбула Закона указывала на целевой характер такого отчуждения, а именно: повышение эффективности экономики, социальную ориентацию, улучшение платежного баланса Российской Федерации и осуществление протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.
Кроме того, в соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации, ст. 209, 212 - 218, 235 ГК РФ и рядом других норм законодательства в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности и права всех собственников. При этом публично-правовые образования являются полноправными субъектами гражданских правоотношений. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, в том числе отчуждать свое имущество в собственность других лиц. По смыслу приведенных норм собственник вправе самостоятельно определять цели своих действий.