Актуальность темы. Социальное государство - это демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, на предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д. Государство может считаться социальным, если в нем создана эффективная система социальной защиты граждан[1].
В жизни каждого человека наступает такой период, когда в силу обстоятельств (возрастные ограничения или утрата способностей к труду), он не сможет самостоятельно удовлетворить свои жизненные потребности. Однако человек является членом общества, поэтому государство в определенной степени принимает на себя ответственность за его жизнь, здоровье и жилищно-коммунальное благополучие. Оно предоставляет минимальный уровень социальной защиты населения и обеспечивает необходимый комплекс социально-защитных мер для устойчивого развития общества. Общество, которое не в состоянии их обеспечить, находится в состоянии глубокого социально-экономического кризиса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на детей, находящихся под опекой (попечительством), распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно - профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях.
Региональные органы управления обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона. Однако, следует разобраться насколько эффективно осуществляются выплаты и какие проблемы при этом возникают.
Таким образом, тема по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством Министерством социальной защиты населения Хабаровского края является актуальной на сегодняшний день.
Анализ изученных источников и литературы. Проблемы изучения особенностей формирования социальной защиты, важнейшей частью которой является предоставление услуг в системе социального обслуживания в современном российском обществе, включая такие ее подсистемы, как социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, стали объектом научных исследований современных отечественных социологов.
Значительное внимание ученых (М. О. Буянова[2], Г.Н. Григорьянц,[3] Е. Е. Мачульская[4], С.В Якимчук[5].) обращено на анализ природы и основные закономерности формирования данной отрасли как одного из важных направлений деятельности социального государства в современных условиях.
Исследования правового регулирования государственной социальной помощи связаны с именами российских ученых Т.В. Деркачева[6], Г.В. Долженкова[7], П. П.Глущенко[8].
В то же время тема осуществления государственных услуг в системе социального обслуживания в условиях модернизации социальной сферы общества остается практически не исследованной.
Объектом исследования - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Предмет исследования - деятельность Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством.
Цель исследования - проанализировать деятельность Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством, а также выявить проблемы и разработать мероприятия по совершенствованию процесса предоставления данной услуги.
Задачи, которые необходимо решиτь для достижения поставленной цели:
- охарактеризовать теоретические и правовые аспекты социальной защиты населения;
- проанализировать деятельность Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством;
- выявить проблемы в деятельности Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством;
- разработать мероприятия по совершенствоаанию Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством.
- дать оценку ожидаемым результатам предложенных мероприятий и возможным рискам.
Теоретико-методологическая база исследования: теоретической основой исследования послужили научные труды ученых, специалистов в области социальной защиты населения. Хорошую базу для разработки теоретико-методологической базы социальных вопросов, отражающих сложность и многозначность развития социальных услуг в условиях модернизации социальной сферы имеют труды социологов М. О. Буянова[9], Г.Н. Григорьянц,[10] Е. Е. Мачульская[11], С.В Якимчук[12], Т.В. Деркачева[13], Г.В. Долженкова[14], П. П.Глущенко[15] и др.
В исследовании были использованы следующие меτоды: метод системного анализа, метод сравнения, метод аналогии и другие. Все вышеперечисленные методы были использованы при анализе деятельности Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, а также анализируя правовую базу по назначения и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством.
Эмпирическую базу исследования составили: Федеральное законодательство в области социальной защиты населения: Конституция Российской Федерации, федер. закон от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; федер. закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 01.07.2017) «О государственной социальной помощи»; федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.
На региональном уровне: Законы Хабаровского края, постановления Правительства Хабаровского края, текущее делопроизводство Министерства и т.д.
Хронологические рамки исследования: 2014 - 2016 гг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные мероприятия позволят повысить эффективность деятельности Деятельности Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством.
1 Теоретические и правовые аспекты социальной защиты населения
1.1 Социальная защита: понятие, принципы, механизмы оказания услуг
В Российском энциклопедическом словаре социальной работы дано такое определение: социальная защита населения - это совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных групп[16].
В жизни каждого человека наступает такой период, когда в силу обстоятельств (возрастные ограничения или утрата способностей к труду), он не сможет самостоятельно удовлетворить свои жизненные потребности. Однако человек является членом общества, поэтому государство в определенной степени принимает на себя ответственность за его жизнь, здоровье и жилищно-коммунальное благополучие. Оно предоставляет минимальный уровень социальной защиты населения и обеспечивает необходимый комплекс социально-защитных мер для устойчивого развития общества. Общество, которое не в состоянии их обеспечить, находится в состоянии глубокого социально-экономического кризиса[17].
В широком понимании социальная защита предполагает в качестве ее объектов все население страны. Это связано со следующими факторами: не все инвалиды способны самостоятельно защищать свои права и свободы, особенно в условиях рыночных отношений; в условиях частной собственности на средства производства и высокой динамики развития экономики нарастает риск безработицы; несоизмеримость получаемых работником вознаграждений и оплаты труда и уровня цен на товары и услуги снижает интерес к производительному труду; обесценивание доходов в связи с инфляцией лишает население возможности накопления и инвестирования личных средств; низкий общий уровень и неудовлетворительное качество жизни сдерживает индивидуальное развитие граждан; слабый социальный контроль над индивидами и организациями, реализующими собственный интерес в ущерб интересам других граждан и общества в целом, приводит к социальной дестабилизации[18].
По мнению, П.П. Глущенко определение социальной защиты, является более точным: «социальная защита населения представляет собой комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения и осуществляемых за счет федерального, областного, районного, городского бюджетов, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения»[19].
Субъектами социальной защиты населения выступают органы государственной власти, негосударственные структуры, социальные группы и отдельные люди. Социальную защиту можно представить как особую систему деятельности, состоящую из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций[20].
Объектом социальной защиты служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Социальная защита осуществляется с помощью средств, необходимых для достижения цели. Социальная защита немыслима без управления. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров.
Перечисленные компоненты (объект, субъект, содержание, средства, управление) составляют структуру социальной защиты. Обозначенный набор компонентов системы социальной защиты является необходимым. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и разрушению системы.
Социальная защита населения в качестве основной цели преследует: избавление от нищеты (при условии среднедушевого совокупного дохода семьи ниже прожиточного минимума); оказание материальной поддержки в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики; практическую реализацию защитных мер с использованием различных источников финансирования.
Основными принципами социальной защиты на современном этапе являются: адресность социальной помощи, предусматривающая предоставление ее конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей; гарантированность, предполагающая обязательное оказание помощи гражданам, обратившимся в местные органы социальной защиты; дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий; комплексность, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи: денежной, натуральной, в виде услуг или льгот; самостоятельность местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями; социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума и т.д.
В соответствии с названными принципами призваны строить свою деятельность учреждения и организации социальной защиты населения. Реализация социальной защиты населения осуществляется непосредственно социальными службами, которые представляют собой государственные (министерства, комитеты), муниципальные (управления, отделы социальной защиты населения) и негосударственные органы управления (благотворительные, общественные фонды, религиозные организации), структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.