Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом, является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения – есть одна из основных причин стагнации экономики.
Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Именно это и обосновывает актуальность рассмотрения данной темы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблемы справедливости в рыночной экономике и распределения доходов.
Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
- рассмотрение понятия социальной справедливости в экономике;
- анализ составляющих социальной справедливости;
- исследование распределения доходов как экономической основы социальной справедливости.
Объектом исследования в данной работе является рыночная экономика, предметом исследования выступает справедливость распределения доходов.
Глава 1. Теоретические основы социально-экономических аспектов справедливости в рыночной экономике
1.1. Понятие социальной справедливости в рыночной экономике
Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.[1]
Немало политиков, экспертов и ученых утверждают, что эффективность национальной экономики и построение гражданского общества в России во многом зависят от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, включая экономику. Так, академик Л. Абалкин подчеркивает, что главный ориентир социальной политики на современном этапе - всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества.[2] В данных целях необходимо создание социально ориентированных и экономически эффективных институтов национального хозяйства.
Неотъемлемая обязанность, миссия и "доминирующая компетенция" государства - реализация присущих ему функций, в том числе институциональной. Речь идет о роли государства в создании (заимствовании, переносе, трансплантации и т. п.) и закреплении институтов - формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни общества.
Социальную справедливость в экономических отношениях мы рассматриваем как особый вид социально-экономического института. Для ее обеспечения на государственном уровне необходимо разработать соответствующий институциональный механизм.
Социальную справедливость в экономических отношениях можно определить как образ существования человека в качестве основного элемента любой социально-экономической системы. С уровня отдельного индивида это свойство переносится на уровень последней и трансформируется в справедливость или несправедливость социально-экономической системы в целом[3].
Имеющиеся подходы к решению проблемы социальной справедливости носят теоретический характер, и применять их в практике государственного и внутрифирменного регулирования экономических отношений весьма сложно. Представляется более продуктивным институциональный подход, суть которого состоит в создании институциональной среды, способствующей соблюдению принципов социальной справедливости в экономических отношениях. Рассмотрим: некоторые конкретные формы ее проявления, исходя из обратного, то есть обратимся к типовым ситуациям социальной несправедливости, которые наблюдаются в практике хозяйствования.
Приведем два примера таких типовых ситуаций. На микроуровне это: оплата труда, формы и способы материального стимулирования, не соответствующие реальным результатам труда и индивидуальному трудовому вкладу работников предприятия. На макроуровне: нарушение принципов справедливого распределения льгот и внедрение системы, игнорирующей экономические интересы отдельных групп льготников.
Ввиду разнообразия подобных ситуаций не существует единого рецепта решения возникающих проблем. Поэтому для каждой типовой ситуации необходимо разработать свои принципы и критерии социальной справедливости. Под принципами социальной справедливости в экономических отношениях мы понимаем те исходные положения, правила и установки, которыми нужно руководствоваться при создании условий и механизмов ее достижения, а под критериями - признаки, на основе которых производится оценка меры социальной справедливости и последствий от несоблюдения ее принципов. Сформулированные принципы и критерии должны быть институционализированы посредством введения их в соответствующие нормативно-правовые акты и неформальные конвенциональные нормы, регулирующие экономические отношения, и создания институционального механизма их реализации.[4] Необходимость и преимущества институционального подхода к построению модели социальной справедливости в экономических отношениях во многом обусловлены сложностью адекватного моделирования социальных процессов вообще и справедливости в частности. Поэтому традиционные методы ее обеспечения мы предлагаем дополнить институциональными правилами регулирования поведения экономических субъектов, таких, как физические лица, домашние хозяйства, предприятия (организации) и корпоративные структуры, отраслевые и региональные комплексы и, наконец, национальная экономика в целом.
В системе социально-экономических институтов России одним из наиболее важных должен стать институт социальной справедливости в экономических отношениях. Воздействие этого института имеет всеобщий характер, поскольку нормы социальной справедливости могут и должны охватывать отношения между всеми типами экономических субъектов на всех уровнях управления. В настоящее время из-за во многом непродуманной политики государства он в нашей стране не получил достаточного развития, хотя востребован широкими слоями населения.
Рассматриваемое понятие отвечает определениям института, данным видными представителями институциональной теории Д. Нортом и Т. Вебленом, и включает его основные признаки[5]:
- правила соблюдения социальной справедливости;
- нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся экономические отношения (взаимодействия) между людьми;
-механизмы, обеспечивающие выполнение как правил соблюдения социальной справедливости, так и норм поведения людей в экономических отношениях;
- распространенное представление о том, что экономические отношения в обществе, выполняемые им и человеком функции должны быть подчинены принципам социальной справедливости.
Как социальный институт справедливость - одна из форм организации, регулирования и упорядочения общественной жизни и поведения людей в экономической сфере. Как экономический институт она предстает в виде правил и ограничений экономического поведения.