Тема работы является актуальной, поскольку в современной экономике все более значительную роль играют нематериальные активы. Нематериальные активы - понятие сравнительно новое для Российской Федерации, которое до перехода к рыночной экономике даже не употреблялось, и, соответственно, отсутствовало среди объектов российского бухгалтерского учета. В Российской Федерации на данный момент на долю нематериальных активов приходится примерно 0,2% имущества предприятия. Это во многом объясняется сложностями в оценке данного вида активов и в вопросе о том, что можно отнести к ним. На законодательном уровне методика отнесения объекта к нематериальным активам и оценки их отражается в бухгалтерском балансе и налоговом учете, Гражданском кодексе РФ, а также ряде других законодательных актов.
В последние годы резко увеличилась степень и роль нематериальных активов в производственной и финансовой деятельности организации. В связи с этим особую актуальность для российских организаций приобрела проблема совершенствования анализа показателей использования нематериальных активов.
В связи с ускорением научно-технического прогресса и усилением конкурентной борьбы интерес к нематериальным ресурсам постоянно растет. На современном этапе именно высокие технологии определяют конкурентоспособность предприятия, при этом увеличивается и доля нематериальных активов в общей сумме капитала предприятия.
Цель курсовой работы – провести анализ и дать оценку нематериальных активов на примере ОАО «Корпорация «Комета».
1) рассмотреть теоретические основы анализа и оценки нематериальных активов предприятия;
2) изучить краткую характеристику ОАО «Корпорация «Комета»;
3) оценить динамику, структуру и эффективность использования нематериальных активов ОАО «Корпорация «Комета»;
4) определить направления повышение эффективности использования нематериальных активов в ОАО «Корпорация «Комета».
Объект исследования - открытое акционерное общество «Корпорация «Комета».
Предмет исследование – нематериальные активы предприятия.
Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы явились работы российских ученых по проблемам анализа нематериальных активов. Пристальное внимание уделено работам Савицкой Г.В., Мирсияповой Л. И., Ковалева В.В. и других.
При исследовании использованы следующие методы: системный, структурный, сравнительный и факторный анализы.
- Теоретические основы анализа и оценки нематериальных активов предприятия
1.1. Понятие, виды и роль нематериальных активов в развитии предприятия
Понятие «нематериальные активы» используется в отечественной хозяйственной практике с начала 90-х годов XX века, что связано с развитием высоких технологий, а также с необходимостью обособления в учете некоторых видов имущества, не имеющих выраженной материально-вещественной формы и в то же время широко применяемых в управленческой, производственной и торговой деятельности организаций [16, стр. 58].
Нематериальные активы (НМА) - это объекты долгосрочного пользования (более 12 месяцев), не имеющие материально-вещественной формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.
Согласно ПБУ 14/2007 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных активов необходимо единовременное выполнение следующих условий:
- способность объекта приносить организации экономические выгоды в будущем;
- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
- возможность идентификации (выделения, отделения) объекта от других объектов;
- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использования в течение длительного времени, т е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
- организация должна осуществлять контроль над объектами, иметь надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива у организации на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и др.) [6].
Согласно ПБУ 14/2007 в состав нематериальных активов включаются результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, деловая репутация и секреты производства (ноу-хау).
К результатам интеллектуальной деятельности относятся исключительные права на:
- произведения литературы, науки, искусства;
- программы для электронных вычислительных машин и баз данных; смежные права;
- изобретения, промышленные образцы;
- полезные модели;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем и др.
К средствам индивидуализации относятся исключительные права на:
- товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования;
- владение ноу-хау, секретной формулой;
- деловая репутация.
В настоящее время секреты производства (ноу-хау) учитываются в качестве НМА только в налоговом учете (п. 3 ст. 25 НК РФ).
В состав нематериальных активов не включаются: интеллектуальные и деловые качества персонала, их квалификация; организационные расходы, связанные с образованием юридического лица.
Нематериальные активы делят на следующие группы:
- объекты интеллектуальной собственности;
- деловая репутация организации.
Интеллектуальная собственность - это результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана [16, стр. 59].
Таким образом, согласно ПБУ 14/2007, под интеллектуальной собственностью понимается сам отчуждаемый объект исключительного права на этот объект.
Объекты интеллектуальной собственности делятся на два вида:
- регулируемые патентным правом;
- регулируемые авторским правом.
Патентное право охраняет содержание изобретения. Для охраны изобретения необходима регистрация в соответствующих органах.
Для объектов авторского права не требуется регистрации. Автору лишь необходимо выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей производить указанный объект.
Деловая репутация, учитываемая в составе нематериальных активов, возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Стоимость приобретенной деловой репутации опреде-ляется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу или приобретении предприятия как имущественного комплекса, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его приобретения.
Деловая репутация может быть положительной и отрицательной. Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными активами.
Отрицательная деловая репутация является, по сути, скидкой с цены, предоставляемой покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. д.
Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
Инвентарным объектом нематериальных активов является совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.
В качестве инвентарного объекта нематериальных активов может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
Нематериальные активы увеличивают стоимость имущества организации, характеризуют уровень научной значимости и указывают на инвестиционную привлекательность организации [16, стр. 60].
Таким образом, нематериальные активы – это имущество, не имеющее физической формы, но представляющее для предприятия материальную ценность.