Актуальность исследования. Несостоятельность (банкротство) является сложным экономико-правовым явлением. Несостоятельность, с одной стороны, является следствием неэффективной предпринимательской деятельности участников экономического оборота, в то же время институт несостоятельности (банкротства) - это мощный стимул грамотной работы хозяйствующих субъектов.
В настоящее время рыночная экономика представляет собой сложную систему взаимоотношений различных субъектов имущественного оборота. В данной системе каждый субъект связан цепочкой отношений, поэтому сложности одного отражаются на системе в целом.
Рыночная экономика предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей, поэтому всем странам с рыночной экономикой известен институт несостоятельности (банкротства).
Безнадежно неплатежеспособные должники прекращают свою деятельность, что, безусловно, является положительной мерой. В то же время признание должника банкротом влечет за собой и отрицательные последствия, потому что зачастую порождает значительные социальные издержки, затрагивает не только имущественные интересы должников, но и права и интересы широкого круга других лиц - его работников, партнеров, кредиторов и иных лиц. Таким образом, кроме механизма ликвидации институт несостоятельности должен предусматривать восстановительный и предупредительный механизм, который позволит избежать массовых банкротств.
Изучение механизма правового регулирования сегодня имеет большое значение для научной доктрины и практики.
Объектом исследования являются сущность и специфические особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).
Предмет исследования составляют нормы российского, а в ряде случаев и зарубежного права, которые регулируют порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), научные концепции в рассматриваемой сфере, а также правоприменительная практика.
Цель исследования состоит в выявлении, постановке и разрешении проблем рассмотрения дел в сфере несостоятельности (банкротства), в исследовании системы отношений, которые связаны с неспособностью должника удовлетворить требования кредиторов.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить понятие и систематизирующие признаки несостоятельности (банкротства)
- рассмотреть порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражных судах РФ
- проанализировать проблемные аспекты рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) и предложить способы их преодоления
Методологической основой исследования являются общенаучный (диалектический) метод познания, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия и сравнение и др.) и связанные с ними частнонаучные методы: системно-структурный и технико-юридический.
- 1. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражных судах РФ
После того, как арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом, начинается подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству. По мнению ряда исследователей, производство по делу о банкротстве начинается с того момента, когда суд выносит определение и введении наблюдения, иными словами заседание по проверке обоснованности требований заявителя в соответствие со ст. 48 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[1] авторы не включают в производство по делу о банкротстве[2].
Представляется, что такой подход является необоснованным, поскольку в процессуальном смысле заседание по проверке обоснованности требований заявителя остается за рамками подготовки дела о банкротстве. Полагаем, что заседание по проверке обоснованности требований заявителя является полноценной стадией подготовки дела о банкротстве.
В соответствие со ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) о подготовке дела судья единолично выносит соответствующее определение.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен двухступенчатый порядок возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), кроме того, предусмотрено предварительное рассмотрение того факта, насколько обоснованы требования заявителя к должнику.
Иными словами, в том случае, если арбитражный суд выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом, то автоматическое введение в отношении должника процедуры наблюдения не следует.
Проверка обоснованности действий кредиторов включает, в том числе проверку на наличие либо отсутствие в их действиях злоупотребления правом на подачу заявления о признании должника банкротом.
Право кредитора (как и права, возникающие в ходе процесса) инициировать конкурсные отношения не может быть защищено в случаях, если по совокупности обстоятельств дела очевидно, что причиной инициирования конкурса и участия в процедурах банкротства является не намерение возврата долга, а с целью установить контроль за юридическим лицом.
Установление требований кредиторов - важное процессуальное действие на стадии подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Следующей стадией процесса является непосредственно судебное разбирательство. Основной задачей судебного разбирательства является рассмотрение дела по существу. Дела о банкротстве рассматривают трое профессиональных судей коллегиально, арбитражные заседатели не могут быть допущены к рассмотрению дела.
До того момента, как начнется судебное разбирательство, не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения, должно быть проведено первое собрание кредиторов.
Согласно ст. 75 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», на основании решения первого собрания кредиторов арбитражным судом выносится определение о введении финансового оздоровления либо внешнего управления. Также суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или утвердить мировое соглашение и прекратить производство по делу о банкротстве.
Таким образом, в данном случае арбитражный суд вынужден руководствоваться решением первого собрания кредиторов, хотя в порядке исключения в установленном законом порядке суд вправе по собственной инициативе принять решение о введении той или иной процедуры.
После того, как дело о банкротстве рассмотрено, арбитражный суд принимает один из судебных актов. Так, суд может принять решение об отказе в признании должника банкротом; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; определение о введении финансового оздоровления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение о введении внешнего управления; определение об утверждении мирового соглашения; определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
Конкурсные отношения обладают своей спецификой, законодатель не может полно и детально их урегулировать. Представляется, что к разрешению каждого дела о банкротстве требуется индивидуальный подход, необходимо учитывать огромное количество обстоятельств, которые могут повлиять на его результат. Исходя из этого, правовое регулирование несостоятельности (банкротства), на наш взгляд, должно быть обеспечено предоставлением арбитражному суду широких возможностей для применения судейского усмотрения[3].
Рассматривая правовую природу актов арбитражного суда в сфере дел о банкротстве, отметим, что понятие «судебное решение» является сложным, и его следует рассматривать в нескольких аспектах.
Во-первых, когда суд подводит итоги судебного разбирательства (само действие), это есть судебное решение.
Во-вторых, это правоприменительный акт, в содержание которого одновременно входит и подтверждение и приказ. Подтверждение в решении отражает факт устранения арбитражным судом спора о праве и установлению несомненности существования наличия материально-правовых отношений, а также субъективных прав и обязанностей. В решении арбитражного суда приказ является проявлением властного характера решения арбитражного суда.
В-третьих, решение арбитражного суда есть не что иное, как процессуальный акт, а именно - документ, так как оно выносится в определенной форме и в установленном законом порядке, в нем должны содержаться указанные в законе содержание и реквизиты.
Дела о банкротстве являются особой категорией дел. Отличие решение по делам о банкротстве от решений по делам особого производства заключается в том, что они не только устанавливают несомненность факта состоятельности или несостоятельности, но и решают вопрос о правоотношениях между должником и кредиторами. Так, в судебном решении о признании должника несостоятельным наряду с установлением несомненности юридического факта несостоятельности должно быть указано на введение конкурсного производства для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов, а также на принудительную ликвидацию юридического лица-должника (освобождения от долгов гражданина-должника).
Представляется необоснованным вынесение судом акта в форме решения о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства.
На наш взгляд, необходимо внесение изменений в ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для того, чтобы указанные акты выносились в форме определений арбитражного суда. Само решение суда, по нашему мнению, должно приниматься только после конкурсного производства, а не до него, тогда оно полностью будет соответствовать сущности судебного решения.