Актуальность исследования. В начале XIX в. в Китае все отчетливее стали проявляться признаки кризиса, что было обусловлено внутренней политикой Цинской династии. В результате произошел упадок экономики, продолжалось обезземеливания и обнищания крестьян, выросли налоги. Ситуация значительно осложнилась из-за частых неурожаев. Не в лучшем положении были и жители городов, поскольку частные мануфактуры в значительной степени зависели от крупных монопольных объединений, не выдерживая конкуренции с ними. Армия по своей организации и обеспечению существенно уступала вооруженным силам европейских стран. - Источник: Китай в 19 веке
Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.
История Китая насчитывает более пяти тысяч лет. За этот огромный период произошло много исторических событий. С конца 18 века и до середины 20 века длился период колонизации Китая. Этот период считается одним из самых ярких и насыщенных в истории Китая, следовательно, осмысление данного периода были и будут ценны для историков.
Объект исследования – китайское общество середины XIX века.
Предмет исследования – социальное развитие китайского общества.
Цель данного исследования – рассмотрение китайского общества середины XIX века, опираясь на воспоминания француженки Катерины Фанни де Бурбулон.
Поставленная цель будет достигнута посредством решения ряда взаимосвязанных задач, обуславливающих структуру и логику исследования:
1) Проанализировать социальную характеристику китайского общества середины 19 века по воспоминаниям француженки Катерины Фани де Бурбулон; описать мысли и мнение Катерины Фани де Бурбулон по поводу государственного устройства общества Китая того временного периода.
2) Проанализировать воспоминания Катерины Фани де Бурбулон относительно культуры и быта Китая середины XIX века: исследовать описания внешнего вида китайцев, особенностей их жизни и быта.
3) Охарактеризовать Пекин и Шанхай с позиции воспоминаний Катерины Фани де Бурбулон.
Методы исследования. При написании этой работы необходимо будет пользоваться следующими методами анализа исторических источников. Одним из таких методов является метод терминологического анализа. Этот метод заключается в выявлении всех смыслов того или иного термина с последующим выделением из них наиболее употребительного автором. Необходимо также будет определить степень употребления не только данного термина, но и возможных его замен. Случаи замены одного термина его синонимом могут встречаться в различных источниках. Особенно это будет заметно, при основательном изучении, в источниках, относящихся к разному времени происхождения. Возможно, здесь понадобится воспользоваться еще и контекстуальным методом, который поможет определить, в каком контексте употребляется тот или иной термин. Для выполнения настоящей работы можно будет также воспользоваться и контент-анализом, который основывается на изучении источников с массовой однородной информацией в соответствии с процедурой, которая определяется гипотезой. Количество информации и объем источника может быть довольно большим, что затруднит изучение данного источника. И чтобы опровергнуть или удостовериться в правильности той или иной гипотезы придется выяснить определенные совпадения информации имеющихся материалов. Но, конечно, главным методом анализа источников будет системный метод. Данный метод предполагает изучение источников на основе исследования системы, то есть целого, состоящего из отдельных подсистем. Настоящая тема является системой, и, чтобы ее изучить, нужно разобраться в ее отдельных составляющих, то есть в отдельных ее подсистемах. Такими подсистемами будут предпосылки общественного развития Китая с позиции государственного устройства и общественно-политической мысли середины 19 века. Таким образом, вышеперечисленные методы анализа исторических источников позволяют изучать все имеющиеся в распоряжении источники. Только используя их вместе, можно будет приблизиться к пониманию направленности изменений и особенностей развития китайского общества середины 19 века.
Кроме методов анализа источников необходимо будет использовать различные методы в решении задач данного исследования. Среди общенаучных нужно назвать метод исторического анализа – анализ явлений и выявления их изменений, которые происходят во времени или с течением времени. Данный метод поможет выяснить и те изменения, которые происходили в политическом курсе страны данного временного периода.
Метод логического анализа, целью которого является выявление составляющих предмета, поможет выделить в воспоминаниях Катерины Фани де Бурбулон ключевые моменты развития китайского общества и определить их специфику. Данный метод можно будет также использовать и при исследовании какого-то, например, одного вопроса, информация по которому имеется в нескольких источниках приблизительно одного времени составления.
Среди общенаучных методов нужно назвать также дедуктивный (от абстрактного к конкретному) и индуктивный (от конкретного к абстрактному) методы. Чаще всего в настоящей работе нужно будет пользоваться индуктивным методом. В процессе применения данного метода выделяются отдельные факты, а позже они собираются все вместе, что дает представление о событиях того времени. Например, исследование устройства города, внешнего вида населения, быта и обычаев, развлечений позволят выявить основные закономерности развития общества Китая.
Таким образом, использование в настоящей работе всех этих методов позволят более качественно подойти к вопросу изучения данной темы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, взаимосвязанных по содержанию и логике изложения, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Обычай и быт китайцев в 19 веке
1.1 Социальная характеристика китайского общества
Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались. [7].
Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба. [7].
Катерина Фани де Бурбулон в своей книге «Записки о Китае» описывает, что в Китае существует прямая связь между приложением наказаний, правосудием и организацией семейства: «Если государство есть отец и мать своих подданных, то заменяющие его судьи суть отцы и матери управляемых. Всякое покушение против власти есть покушение против семейства. Неисполнение сыновних обязанностей есть одно из величайших преступлений предусмотренных и наказываемых законом. Перенеся, таким образом, семейные отношения на политическую почву, китайские законодатели создали правительственную машину замечательной силы, держащуюся в течении тридцати веков, и которой не могли уничтожить, ни даже серьезно поколебать многочисленные революции и перемены династий, соперничество северян с южанами, громадность империи, религиозное безверие, и, наконец, эгоизм материальных интересов, в высшей степени развитый китайской цивилизацией» [6].
Автор пытается проследить сходство между религией, семейными традициями китайцев и императорской властью в Китае: «Император — это отец и мать своих подданных. Не уважать или не слушаться его власти — это значит совершать и преступление против сыновей любви, этой основной добродетели, которую восхваляют все моралисты. Сыновнее чувство должно служить рулем общественной нравственности: быть хорошим или дурным гражданином и значит быть хорошим или дурным сыном. Таковы основания власти, установленной книгами или пятью каноническими книгами китайцев, древним сочинением их первых мудрецов, которые, будучи написаны более четырех тысяч лет назад, служат хранилищем их религии, истории, законов и административной организации. Но если император пользуется отеческой властью относительно своих подданных, то он сам Тьен-дзе, или сын неба, то есть Тьен или высшее существо может, когда император сделается недостойным, отнять у него власть, полученную по божественной воле. Поэтому, не смотря на многочисленные революции, происходившие в Китае, не смотря на двадцать две династии, сменившиеся в нем в исторический период, глубокое уважение, внушаемое императорской властью, не уменьшилось и привязанность к новой династии становится одним из принципов общественного долга — таков политический фанатизм китайцев. Власть императора неограниченна, но не деспотична. Она неограниченна потому, что он создает и уничтожает законы по своему желанию, что он имеет право жизни и смерти, что вся административная и судебная власть исходит от него, что все доходы государства в его распоряжении — но она не деспотична потому, что он не присвоивает власти одному себе, что он делить ее с министрами, которые, в свою очередь, передают ее губернаторах провинций, откуда она по ступенькам доходит до отцов семейств, соединение которых образует нацию» [6].
Далее госпожа де Бурбулон проводит аналогию высших степеней администрации и высших разрядов ученых, заключая, что одно есть необходимое последствие другого: «Корпус ученых представляет настоящую аристократию, которая не есть результат случайности рождения, но постоянно возобновляется экзаменами и конкурсами. Это учреждение, представляющее аристократию таланта и могущества способствовало продолжительности империи и одно имеет силу удержать ее на ее поколебавшихся основаниях. [161] Наследственные титулы в ней не признаются, исключая потомков знаменитого Конфуция, но дают обратные титулы, облагораживающие предков знаменитого человека, которого хотят вознаградить — почесть, которой китайцы придают громадную цену. Все судьи, все гражданские чиновники, составляющие исключительную часть класса ученых, обозначаются общим названием Куанг-ту. Мандарины разделяются на девять категорий, которых различают одних от других шариками, величиною в голубиное яйцо, которые привинчиваются на верху официальной шляпы. Три первых категории имеют красные шарики — самая высшая коралловый, вторая — из резного серебра, третья — лилового цвета, четвертая и пятая имеют шарики из лапис-лазури и голубого стекла, шестая — белые непрозрачные, седьмая — белые хрустальные, восьмая и девятая — из позолоченой меди. Такова организация этого знаменитого корпуса ученых, который, можно сказать, образует, хотя иногда и грешит на практике, самое рациональное и справедливое правительственное учреждение, какое можно только найти у какого-либо народа» [6].
Относительно судебной системы, автором дано довольно подробное описание кассационного суда в Китае, последующую иерархию судов она описывает следующим образом: «затем следуют суды, заседающие в главном городе каждой провинции, председательствуемые специальным судьею, который носит титул коммисара суда. Другой судья, стоящий ниже его по положению, исполняет обязанность публичного обвинителя.
Затем, в городах второго и третьего сорта находятся низшие суды, имеющие только одного судью, мандарина или супрефекта департамента. Наказания, налагаемые ими, ограниченны и когда преступление более важно, то обвиняемого отправляют в главный город провинции.
Наконец, во всех городах есть зала следствия, где супрефект, делающий свой трехмесячный объезд, должен узнавать обо всем, что происходит, судить споры и проповедывать народу нравственность. Но это прекрасное учреждение, представляющее некоторое сходство с нашими мировыми судами, почти не существует вследствие ослабления правительственных функций и недостатков мандаринов.
Следствием этой юридической организации есть то, что супрефект пользуется всевозможною исправительною властью в своей административной юрисдикции, что вызывает громадные злоупотребления.