Недвижимость – это важный элемент жизнеобеспечения человечества, а также атрибут хозяйственной деятельности, что определяет ее высокую социальную и экономическую значимость. Однако на сегодняшний день в условиях инфляции рынок недвижимости находится не в лучшем состоянии.
В такой ситуации недвижимое имущество, являясь объектом собственности, управления и рыночного оборота, тем самым участвуя в огромном количестве отношений, требует особого регулирования. Российская практика налогообложения недвижимости во многом отличается от зарубежной. В РФ система налогообложения недвижимости включает в себя налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Налоги с недвижимости не имеют ключевой роли в формировании местных и региональных бюджетов, чего не скажешь о зарубежном опыте. Практика за рубежом в большей степени характеризуется унификацией налогообложения имущества различных категорий налогоплательщиков (юридических и физических лиц) посредством взимания налога на недвижимость, который во многих странах признается основным бюджето-образующим налогом.
В большинстве стран налоговые системы формировались в течение значительных промежутков времени, и на них оказывали влияние различные экономические, политические и социальные факторы. Именно поэтому налоговые системы в разных странах могут отличаться не только по видам, структуре налогов, ставкам, способам взимания, но и по фискальным полномочиям органов власти и предоставляемым льготам. При таком раскладе очевидна ценность выполнения сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта.
Значимым фактором для местных органов власти является наличие права оказывать воздействие на размер налоговых ставок, порядок и сроки уплаты земельного налога. Что позволяет регулировать объем налоговых поступлений.
От проведения грамотного налогообложения муниципальными образованиями зависит количество поступлений в этот бюджет. Актуальность выбранной темы связана с ценностью земельного налога при образовании доходов муниципальных образований ввиду того, что налог на землю обязательно уплачивается на территории всех муниципальных образований и субъектов РФ. Мировой опыт показывает, что земельный налог играет важную роль в применении его для обустройства страны, улучшения градостроительной политики, для роста местных бюджетов.
Цель курсовой работы заключается в изучение земельного налога и порядка его начисления юридическим и физическим лицам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить эволюцию земельного налога в РФ;
- представить общую характеристику земельного налога;
- провести анализ механизма исчисления и уплаты земельного налога;
- изучить особенности исчисления земельного налога в отдельных МО Орловской области (Орел, Ливны, Мценск);
- выявить перспективы развития земельного налога с организаций;
- определить основные направления реформирования земельного налога с физических лиц.
Объектом исследования является налогообложение земли в Российской Федерации.
Предметом исследования – подходы к реформированию налогообложения земли в Российской Федерации.
Разрешение проблем с земельным налогом требует, как с точки зрения теории, так и практики, нового методологического и методического пути к урегулированию земельного налогообложения.
Теоретическую основу исследования составили научные труды по финансовому и налоговому праву, по налогам и налогообложению, по вопросам реформирования налоговой системы Российской Федерации, таких авторов как: Камынина Н.Р. , Калабеков И. Г., Лыкова Л.Н... и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, логический, сравнительного правоведения, диалектический, метод единства теории и практики и социологического исследования.
- Теоретические основы построения и взимания земельного налога
1.1. Эволюция земельного налога в РФ
Налогообложение – сложная и многофункциональная категория, прошедшая длительный исторический путь становления как в теории, так и на практике.
Финансовая система Древней Руси начала складываться с конца IX века, то есть с момента объединения племен и земель в связи с принятием христианства на Руси. Первой основной формой побора в государственную казну становится Дань.
Основа налогообложения Российского государства сложилась при Иване III. Свой вклад в историю налогообложения также оставили Алексей Михайлович, Петр I, Екатерина II, Николай II и другие. Ими вводились специальные органы (счетная палата), новые виды налогов (налог на бороды), совершенствовались государственные органы (введение экспедиций государственных доходов, ревизий, взимания недоимок) и так далее. Кроме того, в определенный период времени отдавался приоритет только косвенных налогов, в последствии только прямым налогам[1].
В теории налогового права и экономической теории налогообложения нет единого подхода к рассматриваемому понятию – налога на имущество физических лиц. Так же и в законодательстве не содержится такого определения. Для более полного понимания обложения налогом на имущество физических лиц, необходимо раскрыть содержание таких ключевых категорий как «налог», «имущество» и «физическое лицо»[2].
Такая категория как «налог» проанализирована достаточно подробно многими исследователями, определение налога характеризуется многообразием и отсутствием единого подхода к его пониманию. В соответствии с темой данной работы целесообразно рассматривать категорию налога в правовом аспекте.
В теории налогового права существует два подхода к определению налога:
- в узком понимании, налог рассматривается как разновидность фискальных платежей отвечающих определенным требованиям.
- при широком подходе к налогу относят любые изъятия средств для финансирования расходов государства (под понятие налог подпадает любой обязательный взнос, платеж, отчисление и т.д.)[3].
В современном российском законодательстве используется узкий подход при определении понятия «налог». В ч.1 ст.8 Налогового кодекса под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[4].
КС РФ указал в своем постановлении что «в целях обеспечения выполнения налоговой обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства». Демин А.В. считает что некорректно говорить о принудительности изъятия как о существенном признаке налога, поскольку «налоговое законодательство предусматривает презумпцию добросовестного налогоплательщика то есть добровольный порядок уплаты налога»[5].
За неисполнение налоговой обязанности, могут быть установлены меры принуждения, которые могут быть право-восстановительными (обеспечивают исполнение налоговой обязанности) и штрафными, возлагающими на правонарушителя меры ответственности, но данные меры должны отвечать принципам справедливости, соразмерности и не противоречить закону.
Данные признаки присущи всем налогам, предусмотренным налоговым законодательством, в том числе и налогу на имущество физических лиц.
Стоит отметить, что в современном законодательстве нет единого определения «имущество».
До внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части первой содержалось положение, что на понятие «имущество» распространялись положения гражданского законодательства, но был принят ФЗ №154 «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым была изменена ст.38 Налогового кодекса, из состава имущества были исключены имущественные права.
В соответствии с ч.2 ст.38 Налогового кодекса «Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации»[6].
В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага»[7].
Как видно из ст.128 ГК РФ гражданское законодательство включает имущественные права в состав имущества, в то время как Налоговое законодательство предусматривает иной подход к определению имущества, что не противоречит ст.11 НК РФ. Из сравнения понятий «имущество» видно, что для целей налогового законодательства из данного понятия исключены имущественные права.
Ранее в законодательстве в перечне объектов налога на имущество физических лиц не содержалось «здания», с принятием главы 32 Налогового кодекса РФ данный перечень был расширен таким понятием.
Исходя из сказанного, объект налога на имущество физических лиц можно определить, как факт владения имуществом, подлежащего налогообложению, зарегистрированной на праве собственности. В связи с таким пониманием на практике встречаются случаи уклонения налогоплательщиком от уплаты налога. Налогоплательщик не регистрирует имущество и, фактически владея имуществом, не уплачивает налог, так как такое имущество является предметом, а не объектом налогообложения.
С принятием главы 32 Налогового кодекса был расширен ранее существующий перечень объектов, подлежащих налогообложению, так были добавлены следующие объекты: единый недвижимый комплекс, машино- место и объект незавершенного строительства. Представляется, что такие изменения приводят к повышению налоговых отчислений и увеличению доходов местных бюджетов, формируемых в том числе за счет налога на имущество физических лиц.