В целях реализации основных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления ими создается система государственных и муниципальных учреждений, наделенных рядом полномочий в определенной сфере деятельности. Созданные учреждения финансируются из бюджетов бюджетной системы, которые формируются за счёт налоговых, неналоговых и иных поступлений. Эффективность государственной политики во многом зависит, как функционирует механизм финансового обеспечения в государственных и муниципальных учреждениях.
На современном этапе механизм финансирования государственных учреждений в Российской Федерации не в полной мере проработан: в существующих нормативных правовых актах, в реализуемых целевых программах, а также в целом в финансовой политике существует целый ряд проблемных вопросов. Из-за этого выявление возможных подходов к финансированию государственных и муниципальных учреждений очень актуально.
Целью работы является изучение современных подходов к финансированию государственных казенных учреждений.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность бюджета и принципы его формирования;
- изучить методы и порядок планирования и финансирования расходов государственных учреждений;
- изучить порядок финансирования расходов учреждений в условиях казначейской системы;
- дать экономико-правовую характеристику федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области»;
- описать действующую практику планирования расходов учреждения;
- проанализировать процесс финансирования расходов учреждения;
- выявить проблемы и механизмы совершенствования процесса финансирования государственных казенных учреждений.
Объектом исследования выступает федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области», предметом – процесс финансового обеспечения деятельности учреждения. В работе исследование проведено за 2016-2017 гг. именно этот период характеризуется существенным изменение объемов финансового обеспечения казенного учреждения.
С практической точки зрения значимость исследования заключается в разработке обоснованных рекомендаций и выводов, связанных с совершенствованием процесса финансирования расходов федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области».
Методической базой выполнения выпускной квалификационной работы послужили разработки отечественных экономистов в области планирования и финансирования бюджетных расходов учреждений бюджетной сферы, учебники, монографии, периодические издания, нормативные правовые акты органов государственного управления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы рассматривается понятие, значение федерального бюджета, основополагающие принципы его формирования, понятие и существующие типы государственных и муниципальных учреждений, методические основы планирования и финансирования расходов этих учреждений.
Во второй главе дается характеристика федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области», анализ основных показателей деятельности, порядок составления бюджетной сметы казенного учреждения, анализируется бюджетное финансирование расходов учреждения.
В третьей главе рассмотрены проблемы, связанные с финансированием казенных учреждений и пути их решения, а также направления совершенствования процесса финансирования расходов федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области».
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались нормативные правовые акты, которые регламентируют вопросы деятельности государственных и муниципальных учреждений, учебники, научная и другая литература, раскрывающая современные подходы к финансированию учреждений, статьи в периодических изданиях, а также учредительные и планово-финансовые документы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области».
1 Теоретические основы финансирования государственных учреждений
1.1 Сущность бюджета и принципы его формирования
В современных условиях, формируя и развивая экономическую и социальную структуру общества, важная роль принадлежит государственному регулированию, осуществляемому в рамках утвержденной государственной политики. Ключевым механизмом, позволяющим государству реализовать социально-экономическую политику, ее основные направления, является финансовая система в общем виде и ее структурный компонент в частности – государственный бюджет. Непосредственно через бюджетные фонды осуществляется целенаправленное воздействие на «формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств» [2, ст. 6].
Наличие бюджета дает возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления получать финансовые ресурсы для реализации возложенных на них социальных и экономических функций.
Понятие «бюджет», в соответствии со словарем русского языка Ожегова С.И., трактуется как «смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок» [37, с. 58].
Дискуссия в отношении сущности бюджетов бюджетной системы РФ в последнее время очевидна в трудах многих ученых-экономистов. К ним можно отнести таких авторов, как Г.Б. Поляк, Т.М. Ковалева, М.В. Романовский, В. П. Горегляд, Л.К. Воронова, Н.А. Истомина, М. П. Афанасьев, С. П. Мальцев, А.В. Голубев, С.Н. Мовчан, В.М. Родионова, Ю.Г. Швецов, А. Г. Пауль, В.К. Федотова и другие.
Наличие достаточно большого количества исследовательского материала по вопросам трактовки понятия бюджета, все равно имеется определенные дискуссии по этому поводу и множество точек зрения в толковании этих терминов, которые касаются сущности бюджета, его функций, а также бюджетной системы в общем.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетом понимается «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2, ст. 6].
Бюджет представляет собой, учитывая его значимость, центральное место в финансовой системе государства, отражает основные качественные и количественные признаки этой системы. Он представляет собой некую систему императивных денежных отношений. Реализуя эти отношения, образуется, а потом используется бюджетный фонд. Термин «бюджет» гораздо уже, чем термин «финансы».
Бюджет по своей сути является экономической категорией. Это означает, что бюджет проявляется как «экономический базис государства» [46, с. 176]. Любые его изменения, трансформации, движения способствуют нарушению не только экономической, но и социальной стороны жизни всего общества и страны в целом. По экономическому выражению бюджет можно представить в виде денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и всем обществом, которые связаны с перераспределением части национального дохода и, в некоторой части, национального богатства. Это связано с образованием и использованием бюджетных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения отраслей экономики, обороноспособности страны, социальной сферы, государственного и муниципального управления.
Рассматривая федеральный, региональный и местный бюджеты с точки зрения их формирования, то под бюджетом понимается важная с экономической точки зрения составляющая всей финансовой политики страны, которая обеспечивает решение определенных задач:
- перераспределение валового внутреннего продукта;
- государственное регулирование и стимулирование национальной экономики;
- финансовое обеспечения бюджетной сферы и осуществление социальной политики в стране;
- стабилизация денежно-кредитной системы государства;
- удовлетворение общественных потребностей, связанных с содержанием органов государственного управления, обороны, безопасности и правопорядка и т.п.;
- регулирование экономического и социального вида деятельности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, развития социальной и экономической инфраструктуры территорий страны;
- обеспечение международных и межгосударственных договорных обязательств;
- контроль за формированием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.
Сущность бюджетов влияет на функции, которые они выполняют. Эти функции проявляются через свойства определенных бюджетов. Выделяют основные функции бюджетов:
- распределительная;
- регулирующая;
- стимулирующая;
- социальная;
- организационная;
- контрольная.
На сегодняшнем этапе развития общественного строя и государственного устройства, под бюджетом понимают в соответствии с действующим законодательством «форму аккумулирования и перераспределения публичных финансов» [18, с. 29]. Именно эта форма является наиболее важным гарантом исполнения законных прав и интересов жителей страны. В этом и заключается основополагающее значение бюджета и бюджетной системы в правовом аспекте, а также и социальная сущность правоотношений в бюджетном секторе, поскольку обеспечить комфортную, достойную, обеспеченную, долгую, безопасную жизнь живущим гражданам государства и будущему поколению и есть основной смысл деятельности демократической страны на любом этапе развития общества.
Подобное определение сущности государственного бюджета имело место далеко не всегда. Низкое качество действующего и корректируемого бюджетного законодательства, а нередко его практическая и подтвержденная неэффективность, при отсутствии научной проработанности и последовательной связи законов в бюджетной сфере с другими отраслями права приводит к нарушениям прав и свобод граждан страны, которые так или иначе связаны с государственными или муниципальными финансами.
Следовательно, федеральный, региональные и местные бюджеты перестали выполнять определенном этапе развития важные задачи финансирования выполнения целей и функций государства и местного самоуправления. Возникшая необходимость трансформации сложившихся условий привела к значительным преобразованиям, связанным с крупномасштабной перестройкой всей бюджетной системы, процедур бюджетного процесса, которые были проведены на государственном уровне в последнее время.
Формулировка термина «бюджет» совдилась к «форме образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления» [2, ст. 6]. Несмотря на то, что основная задача бюджета - финансовое обеспечение всех имеющихся функций государства, она довольно часто заменялась задачей простого финансового обеспечения органов государственной и муниципальной власти. Несомненно, можно говорить о том, что органы государственного управления необходимы для обеспечения функций государства, но с такой трактовкой, содержащейся в Бюджетном кодексе РФ, согласиться нельзя.
Общепризнан взгляд М.И. Пискотина по данному вопросу. Он рассуждает о существовании как минимум трех значений практического употребления термина «бюджет» [36, с. 124]. Зная о неоднозначности трактовки бюджета, выдвинутой М.И. Пискотиным, ученые-экономисты дискутируют о понятии «бюджет» исходя из различных точек зрения: экономической, материальной и правовой. С точки зрения экономической категории под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, которые складываются по поводу образования, распределения и последующим использования централизованных фондов денежных средств и которые предназначены для выполнения функций и установленных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Со стороны материального взгляда под бюджетом обычно понимается централизованный фонд финансовых ресурсов, который создается для финансирования государственных расходов. Особое мнение по материальной трактовке бюджета имеется у А.Г. Пауля. Он уверен, что именно актуализация позиции бюджета на материальную трактовку позволяет сделать качественный анализ бюджета как объекта права собственности, принадлежащей государству или муниципалитету, т.к. бюджет как денежный фонд является элементом казны какого-либо общественно-территориального образования (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование).
Подобной позиции придерживается А.А. Лежебокова. Она уверена, что если рассмотреть понятие «бюджета» со стороны права собственности и провести анализ законодательства (ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ), то можно сделать вывод о возможной трактовке бюджета как централизованном денежном фонде, который принадлежит «на праве собственности государственной или муниципальной казне» [29, с. 15].