Введение
Глава 1. Политические и правовые корни права оперативного управления
1.1. Понятие права оперативного управления и его место в системе вещных прав
1.2.Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере оперативного управления
Глава 2. Субъекты, объекты и содержание права оперативного управления
2.1. Субъекты права оперативного управления
2.2. Объекты права оперативного управления
2.3. Содержание права оперативного управления
2.4. Приобретение и прекращение права оперативного управления
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. С момента образования Российской Федерации прошло уже более 25 лет, однако вопросы возникновения, содержания и прекращения имущественных прав государственных и муниципальных организаций остаются не менее актуальными, поскольку только в последние годы, а именно после ужесточения требований к лицензированию деятельности, надлежащим образом оформляются и регистрируются соответствующие права.
Наука гражданского права всегда с особенно пристальным вниманием относилась к вещным правам, о чем свидетельствует большое количество научных работ. Определение места права оперативного управления в системе вещных прав всегда зависело от конкретного исторического отрезка времени, объема правомочий, предоставленного законодателем субъектам права. Выявление и анализ характеристик права оперативного управления и права собственности позволят выявить их общие свойства и явные различия, среди которых, несомненно, цель управления имуществом и механизм его реализации являются одними из главных особенностей права оперативного управления. А внесение изменений в гражданское законодательство, в том числе в нормы, касающиеся права оперативного управления, придают несомненную актуальность исследованию, поскольку затрагивают сущность институтов вещных прав.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы правового регулирования института права оперативного управления стали объектом пристального внимания учёных еще в советский период. Этому вопросу уделяли такие цивилисты, как: М.М. Агарков, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, Д.М. Генкин, Л. Гинцбург, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, Б.С. Мартынов, Я.Ф. Миколенко, П.Е. Орловский, З.И. Шкундин и др.
Вместе с тем, несмотря на множество научных трудов, посвященных отдельным правовым аспектам исследуемой проблематики, на сегодняшний день существуют проблемы теоретического и прикладного характера в анализируемой сфере.
Целью исследования является всестороннее и полное исследование вещного права оперативного управления в РФ.
Данная цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
– Исследование понятия права оперативного управления и его место в системе вещных прав.
- Исследование правового регулирование отношений, возникающих в сфере оперативного управления.
- Исследование субъектов права оперативного управления
- Исследование объектов права оперативного управления
- Исследование содержания права оперативного управления.
- Исследование приобретения и прекращения права оперативного управления
Объектом исследования является право оперативного управления.
Предмет исследования – гражданско-правовые нормы направленные на регулирование института права оперативного управления в современных условиях.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования, а также логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка
Глава 1. Политические и правовые корни права оперативного управления
1.1. Понятие права оперативного управления и его место в системе вещных прав
Главным идеологом нового способа социалистического хозяйствования выступал академик А.В. Венедиктов, который в начале 30-х гг. XX в. теоретически разработал и обосновал правовую форму закрепления имущества за организациями. Он выделял несколько уровней управления:
1) управление как общее руководство соответствующей отраслью хозяйства;
2) управление как непосредственное планирование и регулирование определенного круга государственных предприятий;
3) непосредственное оперативное управление, которое состоит как в организации, так и в непосредственном выполнении плановых заданий.
При этом первые два вида управления относились ученым к административной деятельности государства, а непосредственное оперативное управление рассматривалось как определенная хозяйственная деятельность, выражающаяся в совершении административных актов и гражданско-правовых сделок.
Таким образом, оперативное управление в понимании А.В. Венедиктовым, это не субъективное гражданское право государственной организации на государственное имущество, а совокупность административно-правовых и гражданско-правовых элементов, позволяющих государственным предприятиям и организациям реализовывать волю государства в хозяйственном обороте.
Именно такая модель управления государственным имуществом была задумана как наиболее подходящая для государственных предприятий. Необходимо отметить и практическое значение выделения самостоятельной категории оперативного управления. Оно проявляется:
– в разграничении имущественных прав и обязанностей государства как собственника соответствующего имущества, закрепленного за государственными предприятиями, и самого предприятия, наделенного этим имуществом;
– в установлении пределов имущественной самостоятельности государственных предприятий;
– в возможности четкого разграничения субъектов гражданского права: государства и государственных предприятий, наделенных ограниченным правом на государственное имущество.
Своего рода более «цивилистическую», по сравнению с А.В. Венедиктовым, трактовку прав на закрепленное за государственными предприятиями и организациями имущество, дал О.С. Иоффе в 50-х гг. прошлого века. Характеризуя имущественные права государственных предприятий, учёный исходил из того, что данные предприятия наделяются правомочиями по владению, пользованию и распоряжению, которые существенно отличаются по объему от одноименных правомочий государства-собственника, однако в совокупности образуют определенное имущественное право – право оперативного управления. Именно такое понимание было закреплено в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.
Впоследствии указом Президиума ВС РСФСР от 24 февраля 1987 г. №5375-XI в ГК РСФСР 1964 г. была введена ст. 93.1, в соответствии с которой предусматривалось, что имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций.
Окончательное закрепление института права оперативного управления произошло в действующем Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Положениями гл. 19 ГК РФ право оперативного управления было признано ограниченным вещным правом, которым государственный, муниципальный орган, частное лицо наделяет унитарные предприятия или учреждения для владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника этого имущества и его назначением.
Нельзя понять всю суть права оперативного управления без понимания категории «вещное право».
Вещное право (в объективном смысле) - это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность вещей (имущества) субъектам вещных прав, регламентирующих правомочия этих субъектов по поводу этих вещей и устанавливающих ответственность за их нарушения.