Актуальность работы. В современном мире в связи с бурным развитием интеллектуальной собственности большое значение приобретает исследование общественных отношений, возникающих в сфере интеллектуальной собственности, защиты авторских и смежных прав.
Формирование рыночных отношений в России, а также устойчивая тенденция развития мировых интеграционных процессов в социально-экономической и правовой сферах делают одним из основных аспектов международного экономического и правового сотрудничества уголовно-правовую охрану интеллектуальной собственности, в частности, защиту от преступных посягательств авторских и смежных прав.
Данная курсовая работа посвящена теме «Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав».
Целью работы является анализ действующего законодательства, в соответствии с которым осуществляется уголовно-правовая защита авторских и смежных прав.
В соответствии с названной целью, в ходе написания курсовой работы ставились и решались следующие задачи:
- выяснить место авторских и смежных прав в системе конституционных прав человека и гражданина;
- выявить объект преступного посягательства;
- проанализировать признаки объективной стороны рассматриваемого состава преступления;
- проанализировать признаки субъективной стороны рассматриваемого состава преступления;
- определить субъект преступления;
- изучить особенности правовой регламентации авторских и смежных прав нормами гражданского законодательства;
- рассмотреть наиболее значимые положения, необходимые для правильной квалификации данного преступления.
Объектом исследования выступают теоретические проблемы уголовно-правовой охраны общественных отношений, складывающихся в процессе обладания и использования авторских и смежных прав.
Предметом исследования является действующее российское и международное законодательство, уголовно-правовые нормы, работы отечественных юристов, посвященные проблемам уголовно-правовой охраны авторских и смежных прав.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
- Состав преступления за нарушение авторских и смежных прав
1.1. Объект и объективная преступления
Законодатель отнес нарушение авторских и смежных прав к категории преступлений, совершаемых против личности, которые в свою очередь, входят в группу преступлений, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина.
По мнению А.А. Коваленко, родовым объектом нарушения авторских и смежных прав можно считать «личность, представляющую собой не только биологический индивид, но и участника, общественных отношений».[1] Видовым объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Непосредственным объектом являются охраняемые Конституцией РФ авторские и смежные права граждан и организаций.
В соответствии со статьей 150 ГК РФ личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Личные неимущественные авторские права включают: право на имя; право на обнародование, в том числе право на отзыв или изъятие произведения из обращения; право на неприкосновенность и целостность произведения, право на защиту репутации автора. Их них под охраной уголовного закона находится лишь право авторства, то есть право признаваться автором произведения (часть 1 статьи 146 УК РФ), и право на неприкосновенность и целостность произведения (часть 2 статьи 146 УК РФ).
Имущественные авторские права представляют собой совокупность правомочий по использованию произведения, нарушение любого из которых означает незаконность использования объекта авторского права и при наличии остальных обязательных признаков состава преступления влечет уголовную ответственность по части 2 статьи 146 УК РФ. Важной особенностью авторского права на произведение является то, что оно не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
М.В. Опарина отмечает, что необходимой предпосылкой ответственности за нарушение авторских прав является действительность авторства, так как только автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым способом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 146 УК РФ, можно признать личные неимущественные и имущественные авторские и смежные права, то есть те общественные отношения, которые «фактически сложились в процессе обладания этими правами, принадлежащие конкретному лицу».
Ю.В. Трунцевский при анализе рассматриваемого преступления к признакам объекта, помимо указанных выше в непосредственном объекте, относит следующие: нормальную деятельность юридических лиц (правообладателей) по поводу реализации продуктов интеллектуальной собственности, интересы потребителей, и, учитывая экономическую направленность данного преступления, принципы экономической деятельности.[2]
Выявить особенности объекта преступного посягательства в рассматриваемом составе поможет описание предмета преступного посягательства. В.Н. Кудрявцев указывает, что уголовный закон охраняет не вещи и предметы сами по себе, а те общественные отношения, которые являются объектами посягательства, поэтому важное значение для многих институтов уголовного права имеет понятие предмета, его особенности и причиняемый ему вред.[3] Изучение предмета преступления способствует более глубокому и правильному выяснению сущности объекта посягательства, его конкретизации.[4]
В рассматриваемом преступлении предметом выступают объекты авторских и смежных прав, а также экземпляры произведений и фонограмм, то есть конкретные произведения – нематериальный результат творческой деятельности, связанный с определенным материальным носителем.
В.Н. Лопатин приводит следующую классификацию объектов авторского права:[5]
- первичные произведения – литературные (включая речи, лекции, доклады и иные устные выступления, письма, дневники, интервью, программы для электронно-вычислительных машин и т.д.), драматические и сценарные; музыкальные; хореографии и пантомимы; аудиовизуальные (кино-, теле-, видеопроизведения), произведения живописи, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, картографии;
- производные произведения – переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие;
- составные произведения – энциклопедии, антологии, базы данных и т.д.
Приведенная классификация позволяет сделать вывод о том, что производные и составные произведения охраняются не зависимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают, охране подлежит как полноценный объект авторского права и часть произведения (включая его название), если это результат оригинальной творческой деятельности автора и может использоваться самостоятельно. Перечень объектов авторского права является открытым, то есть допускает отнесение к ним произведений, не упомянутых в Законе. В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.04.2007 г. № 14 авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изобразительной, объемно-пространственной).
К объектам авторского права не относятся официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Кроме того, авторским правом не охраняются идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, языки программирования, а следовательно на них не распространяются и предусмотренные статьей 146 УК РФ средства уголовно-правовой защиты. Смежные права – производные от авторских и связаны с доведением произведений (объектов авторского права) до широкой публики путем их исполнения и воспроизведения.
Объектами смежных прав в соответствии являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.
Субъектами авторских прав могут быть авторы произведений, их наследники, пользователи и правопреемники автора, права которых являются производными от прав авторов и возникают в силу договора между ними.
Авторами признаются только физические лица, творческим трудом которых созданы произведения, однако возможны случаи, когда автором следует признать и юридическое лицо:[6]
- при предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации – в этом случае, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 ЗоАП, автор произведения определяется по закону другого государства, которым может предусматриваться возможность закрепления авторства за юридическими лицами;
- при возникновении авторства в силу статей 484-487 ГК РСФСР, признававшего авторство юридических лиц на периодические и другие издания, на кино- и телефильмы, радио- и телепередачи, сборники произведений.
Права авторов – граждан РФ и их правопреемников охраняются вне зависимости от места их первого выпуска произведения в свет или территории его нахождения (в России или за рубежом). Права иностранных авторов и их правопреемников охраняются в России, если их произведения впервые выпущены в свет на территории РФ либо находятся на её территории в какой-либо объективной форме. Права иностранных авторов, чьи произведения выпущены в свет или находятся за пределами России, охраняются в соответствии с международными договорами РФ, к которым относятся Всемирная конвенция об авторском праве и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, причем действие последней не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для РФ уже являются на её территории общественным достоянием.[7]