ВВЕДЕНИЕ
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Нормативно-правовая база РФ и ТС. Международные документы, регулирующие внешнюю экономическую деятельность
1.2 Особенности государственного регулирования РФ ВЭД
1.3 Методы государственного регулирования РФ внешнеэкономической деятельности
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА
2.1 Сущность и содержание формирования таможенного тарифа в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
2.2 Правовое обеспечение применения и формирования таможенного тарифа в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННО – ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Регулирование внешней торговли является одной из основных функций государства. В процессе развития мировой экономики был разработан достаточно разнообразный перечень инструментов государственного воздействия на экспортно-импортные товаропотоки, которые характерны для всех стран мира. К числу этих инструментов относятся методы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, реализуемые посредством применением импортного и экспортного тарифов.
Порядок применения данных инструментов законодательно закреплен в нормативно – правовой базе таможенного союза.
Законодательная и нормативно-правовая база государственного регулирования ВТД – это совокупность национальных законодательных и подзаконных актов, международных правил и норм, устанавливающих правила и процедуры осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Актуальность данной темы заключается в том, что действующий механизм таможенно- тарифного регулирования применяется в соответствии с принятыми законодательными актами в рамках таможенного союза, а также нормативные акты РФ. Соответствие нормативно – правовой базы международным стандартам является необходимым условием для проведения активной и целостной таможенной политики Российской Федерации, способствующей увеличению объемов и улучшению структуры экспортно-импортных товарных потоков и повышению результативности внешнеторговых операций отечественных предпринимателей.
Целью данной работы является осуществить анализ нормативно –правовой базы ТТР ВЭД, представить предложения по совершенствованию реализации основных функций элементов тарифного регулирования.
В соответствии с указанными выше целями сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовую базу, как элемент системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- раскрыть особенности регулирования внешнеторговой деятельности, необходимость таможенного законодательства;
- рассмотреть элементы тарифного регулирования, реализацию его основных функций;
- проанализировать внешнеторговый оборот его динамику структуру, влияние на него тарифных мер: таможенных пошлин, страны происхождения товара, тарифные льготы;
- оценить полноту реализации функций элементов тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности и принципов государственного регулирования;
- оценить уровень соблюдения основных принципов, целей таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- внести предложения по совершенствованию реализации основных функций элементов ТТР.
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Нормативно-правовая база РФ и ТС. Международные документы, регулирующие внешнюю экономическую деятельность
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность производственно-хозяйственных операций и организационно-правовых отношений хозяйствующих субъектов различных стран, связанных с реализацией ими работ, поставок товаров и оказания услуг на международном сегменте рынка.
ВЭД может быть определена как разновидность предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. В свою очередь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исследование практики международной торговли позволяет выделить три основных направления внешнеторговой деятельности:
- обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
- технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
- внешнеторговая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества, представляющего собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
Регулирование ВЭД является важнейшей функцией государства. В зависимости от уровня экономического развития посредством регулирования реализуются различные виды внешнеторговой политики, начиная от политического протекционизма, т.е. защиты внутреннего рынка от потока иностранных товаров, до политики либерализации внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с национальными и государственными интересами.
На сегодняшний день государственное регулирование невозможно осуществлять без сложноструктуированной нормативно-правовой базы.
Законодательная и нормативно-правовая база государственного регулирования ВТД – это совокупность нормативных актов таможенного союза, национальных законодательных и подзаконных актов, международных правил и норм, устанавливающих правила и процедуры осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Законодательство РФ в таможенной сфере представлено различными соглашениями и решениями ЕврАзЭС и комиссии таможенного союза, а также законодательными актами РФ федерального уровня, т.к. согласно ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором «О комиссии ТС» от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.
Согласно данному договору, Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон .
На данный момент Комиссия ТС приняла определённое количество НПА, устанавливающих порядок осуществления таможенно – тарифного регулирования.
Комиссией были приняты в области ТТР такие соглашения и решения как:
- Решение «О едином таможенно – тарифном регулировании № 130 от 27.11.2009 года;
- Соглашение «Об условии и механизме принятия тарифных квот» от 12.12.2008 года;
- Соглашение «О предоставлении тарифных квот» от 12.12.2008 года;
-Соглашение «О единых правилах определения СПТ в ТС» от 25.01.2008 года;
- Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 25.01.2008 года и др.
Согласно соглашению «о едином таможенно - тарифном регулировании» от 25.01.2008 г. стороны в целях содействия углублению экономической интеграции и осуществления добросовестной конкуренции, руководствуясь общепризнанными нормами и правилами международной торговли, согласились о применении единого таможенного тарифа.
Данное Соглашение определяет:
- цели ЕТТ;
- виды ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в ЕТТ;
- факторы, влияющие на формирование ЕТТ;
- виды тарифных льгот, применяемых при ввозе товаров на единую таможенную территорию;
- случаи освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины;
- полномочия Комиссии таможенного союза по ведению ЕТТ; [2]
Основным нормативным документом, действующим на единой таможенной территории является таможенный кодекс таможенного союза, который также закрепляет положения в области регулирования ВТД в таможенном союзе (Раздел 2 «Таможенные платежи»).
Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О таможенном регулировании» № 311- ФЗ. Данный закон также закрепляет положения о таможенно – тарифном регулировании на территории Российской Федерации, как государства – члена таможенного союза.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности РФ основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.[10]