Каждую весну мы можем увидеть, как работники УК, ТСЖ и других организаций занимаются благоустройством дворов и стоянок, территорий возле офиса и магазина. Некоторые делают косметический ремонт, а кто-то обновляет клумбы или восстанавливает дорожное покрытие. Не важно, кто стал инициатором этих мероприятий: местные власти или сами компании, это влечет за собой затраты, а их необходимо финансировать.
Благоустройство территорий на данный момент одно из наиболее приоритетных направлений расходов бюджета. Каждый год выделяются миллиарды из федерального бюджета регионам на субсидии для финансирования расходов на благоустройство.
Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом города застраивают и необходимость в озеленении возрастает. Это необходимо и для поддержания экологии, и для улучшения жизни населения. А для этого требуются источники финансирования расходов на мероприятия по благоустройству территорий. И бюджеты разных уровней сталкиваются со многими проблемами при формировании расходов на благоустройство.
Целью данной работы является изучение финансирования расходов на благоустройство на местном уровне, рассмотрение проблем и путей их решения.
В соответствии с поставленной целью выделены такие задачи как:
- изучить теоретические основы расходов местных бюджетов;
- проанализировать расходы местного бюджета на благоустройство на примере Ленинского района г. Екатеринбург;
-выявить возможные проблемы финансирования расходов местного бюджета на благоустройство;
-предложить возможные пути их решения.
Объектом выпускной квалификационной работы является местный бюджет на территории Ленинского района г. Екатеринбург.
Предметом работы является финансирование расходов на благоустройство на местном уровне.
В работе использовались такие методы исследования как:
- наблюдения;
- сравнения;
- анализ;
- опрос;
- метод экспертных оценок;
- табличное и графическое представление данных.
В качестве источников информации использовались нормативные акты РФ, субъектов федерации и местного самоуправления (Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, приказы, положения, постановления), учебная и периодическая литература, электронные журналы, официальные сайты сети интернет. Здесь можно таких авторов как: Петрина О. А., Стадолин М. Е, Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В., Князев В. Г., Слепов В. А., Нешитой А. С., Афанасьева М. П.
Первая глава заключается в изучении теоритических основ, а именно:
1) в изучении понятия местного бюджета, изучение его роли в бюджетной системе и обеспечении потребностей муниципального образования;
2) в рассмотрении содержания расходов местных бюджетов и особенности их планирования;
3) в выявлении особенностей расходов местных бюджетов на благоустройство.
Во второй главе необходимо проанализировать расходы местного бюджета на благоустройство на примере Ленинского района г. Екатеринбург. Она заключается в рассмотрении характеристики Финансово-бюджетного управления Ленинского района г. Екатеринбург в системе финансирования расходов на благоустройство и анализе плановых и фактических расходов местного бюджета на благоустройство по Ленинскому району на 2016-2018 гг.
В третьей главе требуется разобрать проблемы, связанные с финансированием расходов местного бюджета на благоустройство и предложить возможные пути их решения.
1 Теоретические основы расходов местных бюджетов
1.1 Понятие местного бюджета, его роль в бюджетной системе и обеспечение потребностей муниципального образования
Местные органы власти призваны обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований путем решения вопросов местного значения. Наделение органа власти полномочиями по непосредственному решению вопросов местного значения в статусе органа местного самоуправления – основание для определения его бюджетного фонда в качестве местного бюджета. Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы [15, с.176].
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» финансовой основой этой деятельности выступают бюджеты соответствующих органов управления, средства которых позволяют целенаправленно воздействовать на социальные и экономические отношения в границах муниципального образования. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет [2].
Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette, означающего карман, сумку, портфель для документов, счетов, касающихся государственных доходов и расходов. Позднее словом «бюджет» стали обозначать документ, содержавший роспись доходов и расходов государства. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий [43].
В. И. Даль в своих работах рассматривал бюджет как смету, учет, расчет, роспись, счет расхода и прихода за прошлое и за будущее время. К. Маркс отмечал, что «бюджет есть не что иное, как роспись предполагаемых доходов и расходов на текущий год, которая основывается на финансовом опыте, а именно балансе истекшего года». Годин А. М. и Подпорина И. В. в своем пособии «Бюджет и бюджетная система Российской Федерации» отмечают, что «бюджет в экономике – это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени …» [18].
Экономическое содержание местных бюджетов Г. А. Ахинов и Е.Н. Жильцов в своем учебном пособии «Экономика общественного сектора» представляли, как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задачи и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления». Такой же термин в своем учебном пособии «Бюджет и бюджетная система Российской Федерации» описывают Годин А. М. и Подпорина И. В. М. А. Смирнов в своем учебнике «Муниципальные финансы» представлял местный бюджет как «совокупность задач, поручаемых местным органам, и совокупность средств, которыми они располагают для их удовлетворения …». Приведенные выше определения характеризуют местный бюджет как фонд денежных средств и подчеркивают его связь с местным населением и территорией [13, с.345], [18], [33, с. 159].
О. Н. Горбунова и И. Г. Кутаджина в своей работе «Бюджетные права местных советов народных депутатов» акцентировали свое внимание на том, что «местный бюджет – это основной финансовый план образования и использования фонда денежных средств административно-территориальной единицей…». Также многие экономисты рассматривали местные бюджеты как экономические отношения. Пешин Н. Л. в своем учебники для бакалавров «Муниципальное право РФ» определял местные бюджеты как «совокупность экономических отношений, связанная с собиранием и использованием централизованного фонда денежных средств». Позднее Бондарь Н. С. в первой части учебника для академического бакалавриата «Муниципальное право Российской Федерации» предложил рассматривать местные бюджеты как «совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти для решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ» [19, с.176], [30, с. 426], [14, с. 416].
В результате анализа представленной литературы по исследуемой теме было установлено, что к настоящему времени сформировались следующие подходы к трактовке термина «местный бюджет» (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Трактовки термина «местный бюджет»[1]
Категории
|
Трактовка
|
Как материальная категория
|
Местный бюджет – это централизованный в рамках соответствующего муниципального образования денежный фонд, формируемый для решения вопросов местного значения, находящийся в распоряжении органов местного самоуправления.
|
Как экономическая категория
|
Местный бюджет – это денежные отношения, возникающие у муниципальных органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода, в связи с формированием, утверждением и использованием бюджетного фонда, предназначенного для жизнеобеспечения муниципального образования и решения иных вопросов местного значения.
|
Как правовая категория
|
Местный бюджет – это правовой акт, принимаемый представительным органом местного самоуправления и содержащий финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального образования.
|
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ статьей 15, местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается [1].
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет. В связи с этим, к бюджетам муниципальных образований относятся городские, районные, поселковые бюджеты, а также районные бюджеты в районах городов и бюджеты сельских населенных пунктов [19, с. 176].