Введение
- Конституционные социальные права человека и гражданина: сущность и содержание
1.1. Социальные права в системе конституционных прав человека и гражданина
1.2. Понятие, виды и принципы социального обеспечения в Российской Федерации
1.3. Закрепление конституционного права на социальное обеспечение в законодательстве Российской Федерации
- Особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение на современном этапе
2.1. Механизм реализации конституционного права на социальное обеспечение
2.2. Основания ограничений конституционного права на социальное обеспечение
2.3. Конституционные гарантии реализации права на социальное обеспечение
Заключение
Список литературы
Российская Федерация признается социальным государством, это означает что в таком государстве, институт социальной защиты выступает как обязательный элемент, задача которого обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью Российского государства является обеспечения благополучия граждан, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. п. 1, 2 ст. 7, п. 1 ст. 38, ст. 41, а также ст. 38) право на социальное обеспечение - одно из основных прав человека и гражданина.
Оно адресовано всему населению, сопровождает каждого человека с момента его рождения и до конца жизни во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него. Таким образом, в системе социального обеспечения осуществляется реализация важнейших конституционных прав гражданина. В связи с этим можно выявить актуальность выбранной темы.
Выплаты и услуги, помощь по системе социального обеспечения получают десятки миллионов российских граждан. Достаточно вспомнить, что только число пенсионеров в стране достигает 40 млн. человек, а страховое обеспечение распространяется на всех лиц, работающих по трудовым договорам.
Российское законодательство о социальном обеспечении, как неоднократно отмечалось специалистами, страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие единообразия в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость, что, в свою очередь, влечет поток жалоб со стороны граждан, которые считают нарушенным их конституционное право на социальное обеспечение.
Весьма важно применение судами материальных норм законодательства РФ о социальном обеспечении, поскольку судебная практика имеет существенное влияние на совершенствование норм отраслевого законодательства.
Социальное законодательство РФ (в том числе нормативные правовые акты о пособиях, пенсиях, страховых выплатах пострадавшим на производстве, социальной помощи малообеспеченным гражданам, о социальном обслуживании и др.) продолжает подвергаться корректировке, ежегодно в них появляются и совсем новые правовые нормы.
Важно, используя судебную практику, выявить, насколько правовые новеллы учитывают интересы российских граждан, не нарушают ли их право на социальное обеспечение в старости, при инвалидности, временной нетрудоспособности, безработице, в случае рождения и воспитания детей, согласуются ли эти новации с общепризнанными нормами международного права.
Объектом в данной работе являются общественные отношения, которые возникают в процессе реализации конституционного права на социальное обеспечение гражданами Российской Федерации.
Предмет – разновидность системы социального обеспечения т.е. конституционные нормы, а также положения законодательства регламентирующие общественные отношения между субъектами в процессе реализации конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации.
Целью исследования работы является изучение особенностей социального обеспечения, как одной из одной из главных составляющих социальной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть социальные права в системе конституционных прав человека и гражданина
- Изучить понятие, виды и принципы социального обеспечения в Российской Федерации;
- Исследовать закрепление конституционного права на социальное обеспечение в законодательстве Российской Федерации;
- Изучить особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение на современном этапе.
Практическая значимость работы заключается в том, что сделанные выводы могут быть использованы для создания на законодательном уровне более эффективного механизма реализации конституционного права на социальное обеспечение
Теоретическая база работы включает в себя нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления социального обеспечения граждан РФ, в частности, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и др. Кроме того, при написании работы использовались книги и научные статьи затрагивающие отдельные аспекты предоставления социального обеспечения.
1. Конституционные социальные права человека и гражданина: сущность и содержание
1.1. Социальные права в системе конституционных прав человека и гражданина
В теории права существует огромное количество определений прав человека и гражданина, и данное многообразие помогает посмотреть на данную категорию с различных «углов». Автор Глухарева Л.И. в своей работе приводит несколько примеров основных теоретических подходов к определению прав человека и гражданина, в числе которых она выделяет: антропологический подход, коллективистский и смешанный. [1]
Ряд авторов видят в правах человека лишь общественные задачи, группа других теоретиков права считают, что в правах присутствуют личностные начала человека, подчеркивая антропологизм прав человека или свойства человеческого в человеке.
Что касается смешанной точки зрения, то она учитывает оба этих подхода и видовое различие прав человека, поскольку частично права являются результатом личных возможностей и поведения индивида, а часть прав не требуют от их обладателей совершения определенных действий. К последним, например, следует отнести право на жизнь или свободу мысли, т.е. это такие права, которые выражают возможность пребывания в определенном состоянии. Помимо вышеуказанных позиций, есть и такие права, которые подразумевают возможность личности их самостоятельно реализовывать (например, личные права и политические права).
Другая же группа прав предполагает наличие помощи со стороны государства или общества (социальные права). Следует заметить, что в ряду конституционных принципов положение о правах и свободах человека как высшей ценности является приоритетным. Именно интересы человека, равно как и его права и свободы ставятся на первое место в современном государстве. Как отмечает автор Микаелян Н.Г., права и свободы человека и гражданина должны находиться в непременной гармонии с государственными и общественными интересами, а если какие-либо противоречия между ними все-таки возникают, то разрешение их должно происходить в пользу интересов человека. [2]
Анализ литературы по теории прав человека показал, что существуют следующие основания классификации прав человека:
- Во-первых, исходя из источника происхождения, права человека принято делить на: естественные и позитивные.
- Во-вторых, права человека, с учетом исторических этапов их провозглашения принято делить на три поколения.
- В-третьих, с учетом множественности субъекта прав, права человека можно делить на: индивидуальные и коллективные.
Под индивидуальными, соответственно, принято понимать права отдельно взятого человека, такие как право на жизнь или право на деловую репутацию. Что касается коллективных прав, то они принадлежат какой-то конкретной общности людей или народов и реализуются совместными действиями указанных групп.
- В-четвертых, с учетом степени распространенности прав на какой-то конкретный круг людей принято делить права человека на: общие и специальные.
При этом общие права закрепляются в Конституции и распространяются на всех живущих людей на территории РФ, а специальные права человека зависят от его служебного или социального положения, от возраста или пола человека и других обстоятельств.
- В-пятых, с учетом сферы жизнедеятельности права человека делят на следующие группы:
1) прирожденные, неотчуждаемые права;
2) гражданские;
3) политические;
4) экономические;
5) социальные;
6) культурные.
Как видим, среди прав человека особое место занимают социальные права граждан. Следует отметить, что в науке имеются различные подходы к определению понятия «социальные права». Однако в настоящее время единого общепринятого термина социальных прав не существует, равно, как и отсутствует единая классификация указанных прав. К примеру, ряд авторов социальные права именуют социально-экономическими, а в некоторых работах они рассматриваются исключительно в группе прав – «экономические, социальные и культурные права» (например в трудах С.А. Авкаьяна).
Е.В. Нелюбина отмечает, что наряду с политическими и личными правами, социальные права относятся к фундаментальным правам человека и гражданина и представляют собой, в связи с этим, неотъемлемую часть правового положения каждой личности. Социальные права принадлежат каждому человеку и являются неотчуждаемыми правами. Социальные права основаны на принципах социальной солидарности и справедливости, они закреплены в Конституции России как непосредственно действующие и подлежащие судебной защите (в том числе и защите Конституционным Судом Российской Федерации).
Социальные права имеют специфические особенности, к которым следует относить, в первую очередь, меньшую универсальность таких прав. Данное положение означает, что социальные права распространяются на какую-то конкретную сферу социальных отношений или на определенную категорию граждан.