Последние несколько лет материальное положение граждан Российской Федерации постепенно ухудшается, снижаются реальные располагаемые доходы, растёт социальное неравенство.
В совокупности данные тенденции порождают угрозы для стабильности и социальной безопасности страны как состояния стабильного функционирования, при котором обеспечивается защита прав и интересов граждан, и создаются условия для социального развития и роста уровня жизни населения.
Очевидно, что ухудшение материального положения граждан при отсутствии необходимых мер социальной политики в дальнейшем ведёт к нарастанию других негативных явлений – снижению рождаемости и росту смертности населения, сокращению возможностей для развития человеческого капитала, повышению уровня криминогенности, маргинализации общества и т.д.
Для повышения социальной безопасности имеется множество различных инструментов, и один из них – это эффективная налоговая политика, направленная на решение социальных противоречий, и в нынешних условиях исследование возможностей обеспечения социальной безопасности РФ посредством корректировки налоговой политики является особенно актуальным.
Объектом исследования выступает налоговая система государства.
Предмет исследования - проблемы налоговой системы в Российской Федерации и способы их решения.
Цель исследования – определение структуры налоговой системы в экономике РФ, и разработка направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику сущности и функции налогов и налоговой системы государства;
- рассмотреть нормативно-правовую базу в области налогообложения в РФ;
- проанализировать динамику и структуру налоговых поступлений РФ
- рассмотреть развитие налоговой системы Российской Федерации и перспективы ее совершенствования.
Для написания работы были использованы такие методы научного исследования как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, методы статистического анализа, моделирование, прогнозирование и т.д.
Теоретический базой исследования выступили научная и учебная литература и статьи в периодических изданиях, посвященные проблемам взаимосвязи между налоговой системой и социальной политикой и безопасностью государства таких авторов как Е.В. Абрашкина, Н.И. Тремасова, И.Л. Арсаева, А.Л. Арсаев, В.К. Гираев, Н.З. Зотиков, Р.Р. Ишмухаметова, А.В. Кистанова, И.В. Караваева, И.Д. Ксиропулос, И.В. Липатова, Э.Ф. Нигматулина, Р.М. Файзуллина и др.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики, аналитические обзоры и публикации по вопросам налогообложения и динамики индикаторов социальной безопасности Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные перспективы развития налоговой системы Российской Федерации могут быть использованы для теоретических и научно-методических рекомендаций.
Структура определяется целями и задачами исследования и состоит из введения, основной части из 2-х глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты влияния налоговой системы на социальную безопасность государства
1.1 Сущность и функции налогов и налоговой системы государства
Налоговые сборы – обязательное условие существования любого государства. Это наиболее эффективный способ аккумуляции денежных взносов, необходимых для реализации общегосударственных целей и функционирования государственных институтов. В современном государстве налоги представляют собой одну из основных статей пополнения бюджета.
Налоговый кодекс РФ характеризует налог как принудительный и не компенсируемый платеж в денежной форме, осуществляемый организациями и отдельными гражданами из собственных средств в целях поддержание государственных органов и учреждений [2].
Нормативная трактовка вполне соответствует общепринятому содержанию данного понятия как обязательного безвозмездного платежа, обстоятельства и объемы которого регламентируются действующим законодательством [26].
К отличительным признакам налогового платежа относятся:
– изъятие на принудительной основе;
– отсутствие материальной или нематериальной компенсации;
– осуществление оплаты из собственных денежных средств;
– использование средств для содержания государственных служб и образований.
Корреляция национальная безопасность страны и объема взымаемых налогов на первый взгляд представляется однозначно положительной – чем больше финансовых средств поступает в казну, тем больше у государства ресурсов для реализации национальных программ, обеспечения обороноспособности или социальной поддержки населения. Вместе с тем налоговые сборы лишают предприятия части оборотных средств и уменьшают реальные доходы граждан, поэтому избыточные налоги могут спровоцировать кризисные явления в экономике, понизить уровень жизни населения и повлечь целый спектр других негативных последствий. Поэтому важнейшей задачей стратегического планирования в государственном управлении является определение эффективной фискальной политики [26].
Выделяют пять функций налоговых сборов в государстве:
- Фискальная. Заключается в мобилизации денежных средств и наполнении бюджетов, из которых происходит финансирование национальных проектов и государственных программ, а также обеспечение деятельности государственных институтов.
- Распределительная (социальная). С помощью налоговых сборов государство перераспределяет финансовые ресурсы между классами общества, выравнивает доходы населения и осуществляет меры социальной поддержки. Максимального эффекта такая система достигает при прогрессивном налогообложении.
- Регуляторная. Фискальная политика – эффективный макроэкономический инструмент: снижение налоговых ставок уменьшает затраты предприятия и позволяет получать бизнесу дополнительные доходы, которые могут быть использованы для расширения производства, модернизации оборудования, повышения квалификации сотрудников и т.д. Понижение налогов способно оживить целые отрасли народного хозяйства и стимулировать рост экономики. Именно поэтому фискальные преференции являются важнейшим условием функционирования Особых экономических зон (ОЭЗ). И напротив, увеличение налогового бремени лишает предприятия возможностей развития, сдерживает производство и замораживает рыночные процессы [30].
- Контрольная. Регулярный сбор финансовой отчетности и проведение проверок в рамках работы налоговых служб позволяет контролировать финансовые и производственные аспекты деятельности коммерческих предприятий, оценивать уровень жизни населения и собирать информацию, необходимую для принятия эффективных решений в сфере государственного управления.
- Поощрительная. Позволяет создавать налоговые преференции для категорий граждан, имеющих особые заслуги перед государством (участники войны, герои труда, ликвидаторы аварий и т.п.) [26].
Согласно общепринятой классификации налоги делят на два вида:
- Прямые – фискальные сборы, взымаемые в виде доли от объекта налогообложения. Прямые налоги в свою очередь делят на два подвида:
– Реальные налоги – это унифицированные сборы, которыми облагаются отдельные объекты, находящиеся в собственности налогоплательщика. Примером реальных налогов может служить поземельный налог или налог на доходы от денежных капиталов.
– Личные налоги – сборы, которые взымаются со стоимости имущества граждан или организаций. Например, подходный налог или налог на прибыль, налог с наследуемого имущества и т.п.
- Косвенные налоги – фискальные сборы, представляющие собой надбавку к стоимости товара или услуги, которая отчисляется в казну в момент их перехода к конечному потребителю. Самые характерные примеры косвенного налога – НДС и таможенные пошлины.
Другая распространенная классификация – по целевому назначению. По данному критерию выделяют налоги:
– общие – средства, аккумулируемые в бюджете для финансирования государственных программ и национальных проектов;
– целевые – средства, поступающие в специальные фонды, и в дальнейшем используемые согласно назначению этих фондов (например, социальные сборы во Франции или конъюнктурный налог в Германии) [48].
В России к целевым налогам относят отчисления в следующие фонды:
– Пенсионный фонд (ПФ) – 22%;
– Фонд социального страхования (ФСС) – 2,9%;
– Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – 5,1%.
Все эти сборы находятся в ведении Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ и других федеральных служб, а размеры ставок данных налогов устанавливаются федеральными законами.
К платежам, контролируемым федеральной таможней РФ, относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, сбор которых осуществляется при ввозе налогооблагаемых товаров на территорию России [30].
Одним из ключевых терминов, тесно связанных по смыслу с понятием налогов, является налогообложение – регламентированный государством процесс определения налоговой базы и налогоплательщиков, расчета и утверждения величин налоговых ставок и фиксированных платежей, и установление порядка взимания соответствующих фискальных сборов [14].
Выделяют девять принципов налогообложения:
- Публичность – поддержание прозрачной информационной среды функционирования фискальной системы.
- Защита национальных интересов – существующая фискальная политика должна быть направлена на удовлетворение потребность государства и соответствовать его стратегии развития.
- Законность – ставки, объемы и порядок сборы налоговых платежей должны определяться в соответствии с действующим законодательством.
- Соблюдение нейтралитета – недопустимость дискриминации граждан по любому признаку, все налогоплательщики имеют равные права и свободы.
- Защищенность – налоговое законодательство должно в обязательном порядке предусматривать процессуальные алгоритмы отстаивания интересов налогоплательщиков.
- Экономическое равенство – создание равных налоговых условий для налогоплательщиков с идентичным экономически-правовым статусом.
- Соразмерность – налоговые ставки должны опираться на глубокий экономический анализ и учитывать возможности налогоплательщиков.
- Единство налогообложения – недопустимость установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ.
- Федерализм – структура фискальной система должна соответствовать уровням иерархии государственного управления (федеральный, региональный и местный) [48].