Введение
1 Теоретические основы налоговой политики государства
1.1 Понятие и сущность налоговой политики
1.2. Цели и функции налоговой политики государства
2 Анализ налоговой политики государства на примере России
2.1 Оценка эффективности налоговой политики России
2.2 Проблемы реализации налоговой политики России и пути ее совершенствования
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, Одной из приоритетных задач Российской Федерации является обеспечение положительной динамики экономического и социального развития регионов. Вследствие чего требование в отношении качества государственного регулирования экономики регионов повышается. Особенное значение уделяют инструментам государственного регулирования.
В силу того, что в настоящее время уровень социально- экономической дифференциации регионов высок, наиболее эффективное построение и решение стратегических и тактических задач, связанных с развитием страны, необходимо осуществлять именно на уровне регионов.
С помощью налоговой политики происходит стимулирование инновационного и инвестиционного развития, повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
«Эффективная экономика региона немыслима без создания эффективной системы налогообложения, которая представляет собой закономерный результат проводимой регионом налоговой политики, направленной на увеличение объема налоговых поступлений в бюджетную систему; создание благоприятного налогового климата, в частности для развития предпринимательства, осуществления инновационной и инвестиционной деятельности; устранение диспропорций в социально-экономическом положении регионов и т.д.»
Налоговая политика, являясь мощным рычагом воздействия на экономические и социальные процессы, выступает в двух взаимосвязанных ипостасях: как фактор формирования финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения собственных функций, и как инструмент регулирования предпринимательской активности. При этом она призвана обеспечить баланс интересов в сфере «государство-налогоплательщик», а также достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности, что имеет особую важность в условиях федеративного государства.
Эффективность налоговой политики является одним из ключевых факторов благополучного, как в экономическом, так и политическом отношении, существования государства, обеспечив не только пополнение консолидированного государственного бюджета, но также и сохранение социально-экономической стабильности, отсутствие серьезных социальных противоречий между разными слоями населения, которые рискуют подорвать национальную и экономическую безопасность страны.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что налоговая политика государство оказывает большое влияние на развитие экономики территорий РФ с точки зрения повышения ее эффективного развития. С целью снижения нелегкого бремени государству необходимо значительно больше уделять внимания вопросам, которые напрямую затрагивают эффективность развития системы региональной налоговой политики.
Однако при всей значимости проведенных исследований, многие аспекты остались неразработанными. В частности, отсутствие системных исследований теории, методологии влияния региональной налоговой политики на формирование налогового потенциала субъекта Федерации, предопределили актуальность, цель и задачи, структуру и направления работы.
Цель курсовой работы – изучить сущность налоговой политики государства и основные направления ее совершенствования в современных условиях.
Задачи работы:
1) Определить понятие и сущность налоговой политики. Изучить методы оценки налоговой политики.
2) Провести анализ налоговой политики России.
3) Выделить основные направления совершенствования налоговой политики России.
Объектом исследования является региональная налоговая политика России, предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений в сфере налоговой политики.
1 Теоретические основы налоговой политики государства
1.1 Понятие и сущность налоговой политики
Налогообложение – один из главных институтов государства, а отношения в сфере налогообложения, закрепленные в правовых актах государства, определяются политикой в сфере налогообложения, или налоговой политикой. С ее помощью государство формирует задачи, определяет мероприятия и мобилизует средства для более эффективного выполнения государством своих функций [1, c.120].
Налоговая политика – деятельность уполномоченных органов государственной власти и управления, реализуемая через комплекс мероприятий в сфере налогов и сборов как фискальных инструментов и регулирующих рычагов. То есть, налоговую политику следует рассматривать как совокупность организационных, экономических и правовых мероприятий, направленных на оптимальное сочетание частных и общественных интересов в экономической, социальной и других сферах взаимодействия [2, c.88].
Социально-экономическое содержание налоговой политики – это не догма, а перманентный процесс. Этот тезис иллюстрирует и разнообразие научных подходов к определению самой сущности налоговой политики.
Так, по мнению И.А. Майбурова: «Налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [3,c.22].
В.Г. Пансков определяет налоговую политику как «совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов» [4].
М.В. Карп предлагает такое определение: «Налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой страны» [5].
Недостатком таких определений является то, что авторы трактуют налоговую политику через механизм ее реализации, и практически не упоминают о правовой регламентации и организации самого процесса налогообложения.
Такой же недостаток, по нашему мнению, содержит и определение В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина: «Налоговая политика представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых мер по регулированию налоговых отношений» [6].
«Приведенные определения налоговой политики, в сущности, близки и вытекают из определения государственной политики в целом. Государственная политика (от греческого «politika» - государственные и общественные дела), может характеризоваться «как сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, суть которой в определении форм, задач, которые входят в компетенцию государства» [7].»
Понятие «политика» имеет отношение ко всем сферам деятельности институтов власти.
Определяя основные направления политики, органы государственной власти осуществляют функции, для реализации которых она и создана.
Налоговую политику в России разрабатывает Министерство финансов РФ.
Налоговая политика, как экономическое понятие и набор конкретных инструментов уполномоченных органов имеет конкретные практические цели. Как известно, любой налог, помимо фискального и регулирующего действа, имеет еще побочные, внешние для фиска, социальные последствия. Поэтому налоговую политику следует рассматривать не просто как экономическую дефиницию, а как общественно-социальную. Общественная цена налогов измеряется передачей части личного благосостояния всему населению государства через бюджет. Эволюция финансовой науки об общественном характере налоговой политики неразрывно связана с теоретической концепцией государственных благ, содержание которой должно быть пересмотрено в условиях глобализации. Дело в том, что в современных условиях возрастает роль налогов как социальных регуляторов распределения общественных благ. На эти вопросы и указывает российский ученый И. В. Караваева: «Современной экономической теории еще предстоят поиски баланса социальной и фискальной функций налоговой политики в условиях быстро меняющейся современной экономики» [8, с.30].
Социальный характер налоговой политики проявляется через механизм ее реализации. По нашему мнению, уже в самой сущности налоговой политики заложены социальные признаки причинно-следственных связей. Распределительная и регулирующая функции налога обеспечивают регулирование стоимостных пропорций распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта. С одной стороны, через действо собственно налоговой политики благосостояние конкретных плательщиков ухудшается (уплата налога всегда сокращает реальные доходы субъектов государства). Но, с другой стороны, налоговые поступления – это источник финансирования общественных благ, величина которых заметно улучшает благосостояние граждан.
Налоговая политика непосредственно вытекает из целей и задач, определенных в финансово-экономической доктрине государства. Она, как и любая другая политика государства, имеет свое внутреннее содержание и внешнюю форму, которые характеризуются действиями государства по поводу определения пропорций распределения и перераспределения валового продукта, основных направлений налогового механизма. В этом как раз и заключается социально-экономическая сущность налоговой политики, которая предполагает и ознакомление с такими важными составляющими данной дефиниции, как цель налоговой политики, формы налоговой политики, методы налоговой политики и инструменты налоговой политики.