Введение
Глава 1. Понятие налогового правонарушения
1.1 Понятие уклонения от уплаты и обхода налогов и минимизации налоговых платежей
1.2 Причины уклонения от налогов
1.3 Ответственность неплательщиков налогов
Глава 2. Анализ налоговых правонарушений и ответственности за их совершение в АНО ВК «Алтай»
2.1 Краткая характеристика АНО ВК «Алтай»
2.2 Оценка начисленных санкции за нарушение налогового законодательства РФ в АНО ВК «Алтай»
Заключение
Список используемой литературы
В действующем законодательстве до сих пор нет правил, которые четко разграничивали бы законное снижение налогов (оптимизация налогов) и уклонение от уплаты налогов. В США и других странах существуют официальные списки незаконных налоговых схем, в России такого документа нет. В этой ситуации руководителю, прежде чем воспользоваться советами «доброжелателей», важно для себя разобраться, где проходит грань между оптимизацией и уклонением.
Нынешнюю государственную политику в области налогообложения можно сформулировать следующим образом: государство снижает налоги - налогоплательщики платят согласно закону. Действительно, в ходе налоговой реформы ставки основных налогов последовательно снижались, а многие налоги отменялись. Соответственно, государство получило право требовать уплаты налогов в размере, установленном законом.
Законодательные органы постоянно принимают поправки, чтобы закрыть пробелы в законах и предотвратить уклонение от уплаты налогов. При этом за налогоплательщиками признается право на оптимизацию налогообложения.
Цель написания курсовой работы – изучить меры и санкции, применяемые к неплательщикам налогов.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие уклонения от уплаты и обхода налогов и минимизации налоговых платежей;
- изучить факторы уклонения от налогов;
- ознакомится с санкциями, применяемыми к неплательщикам налогов;
- проанализировать начисленные санкции за нарушение налогового законодательства в АНО ВК «Алтай».
Объект изучения – АНО ВК «Алтай».
Предмет изучения – налоговые правонарушения и ответственность за них.
Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды российских и зарубежных специалистов налогообложению, действующие законодательно-правовые и нормативные акты, регулирующие налогообложение.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации имеющихся научных разработок по проблемам налогообложения.
В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнения, моделирование факторных систем, дисперсионный и регрессионный анализ, логический, системный и комплексный подходы к оценке экономических явлений.
Глава 1. Понятие налогового правонарушения
1.1 Понятие уклонения от уплаты и обхода налогов и минимизации налоговых платежей
Методы минимизации и / или оптимизации налогов очень разнообразны.[1] Их можно разделить на две большие группы:
1) законные методы - методы минимизации налоговых (фискальных) платежей и (или) оптимизации налоговых потоков, не предполагающие нарушения налоговых (фискальных) правил и связанных с ними нормативных актов;
2) незаконные методы - методы минимизации налоговых (фискальных) платежей и (или) оптимизации налоговых потоков, которые в большей или меньшей степени влекут за собой нарушения налогового (фискального) и связанных с ними нормативных актов не уголовного характера, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций, но не содержащий в себе признаки налогового правонарушения.
Законные и незаконные группы методов минимизации и оптимизации налогов имеют свои виды и разновидности.[2] Обобщенная классификация этих методов, взаимосвязь результатов их применения с налоговым бюджетированием и налоговым менеджментом показаны на рис.1.
В соответствии с классификацией методов незаконной налоговой (фискальной) минимизации и оптимизации (рис.1), они делятся на две группы:
1) способы уклонения от уплаты налогов (налоговых платежей) или уклонения от налогового (налогового) законодательства, граничащие с налоговыми (фискальными) правонарушениями;
2) способы уклонения от уплаты налогов (налоговые платежи), в том числе:
а) определенные способы уклонения от уплаты налогов (налоговые платежи) не уголовного характера (некриминальные методы);
б) способы и действия (способы, приемы, действия, бездействие) уклонения от уплаты налогов (налоговые платежи) криминального или пограничного характера (криминальные методы), которые исключены из способов управления корпоративным налогообложением.
Рисунок 1 – Классификация методов налоговой оптимизации и минимизации
Разделение для целей налогового управления незаконных методов минимизации (налоговых) налоговых платежей и оптимизации налоговых (налоговых) потоков на не уголовные и уголовные связано с различием понятий налоговых (фискальных) преступлений и налоговых (фискальных) правонарушений.[3]
Налоговые (фискальные) правонарушения - это противоправные действия, виды, обязанности и порядок действий, регулируемые Налоговым кодексом Российской Федерации и другими налоговыми законами. Налоговые (фискальные) преступления - это общественно опасные противоправные деяния, возникающие при определенных условиях финансовой среды, имеющие характер преступления, объектом которых являются охраняемые уголовным законодательством отношения по сбору налогов и других обязательных платежей, а также контроль сроков и полноты оплаты.
Следовательно, результатом использования плательщиками иных, чем уголовных, способов (методы, приемы, действия, бездействие) могут быть налоговые (фискальные) правонарушениями, а уголовно-налоговые (фискальные) преступления.[4] Первые методы минимизации и оптимизации налогов теоретически могут быть включены в систему управления налогом на прибыль, а вторые должны быть исключены из нее.
Таким образом, для целей налогового менеджмента методы минимизации и (или) оптимизации налогов - это совокупность методов, приемов и (бездействующих) мероприятий, направленных на снижение налоговых затрат на уплату налоговых и других обязательных платежей в обход налогового (фискального) и не уголовного законодательства, которое может быть квалифицировано как налоговое (фискальное) правонарушение, но не содержит элементов налогового (фискального) правонарушения.[5]
Использование таких методов налогового управления связано с высокими налоговыми рисками, так как влечет за собой определенную вероятность наложения штрафных налоговых (фискальных) санкций на компанию. Подробная информация об ответственности за налоговые (фискальные) правонарушения, их видах и размерах штрафов представлена в соответствующих главах и статьях Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательных страховых взносах», Лесной кодекс Российской Федерации и другие специальные законодательные акты.
В любом случае каждая компания должна принимать самостоятельные решения об использовании или неиспользовании, а также о выборе или исключении определенных методов незаконного уклонения от уплаты налогов (платежей) не уголовного характера и тщательно взвешивать степень налоговых рисков и возможность их контроля.[6] Если эти проблемы решаются положительно, то ни при каких обстоятельствах руководство компании не должно допускать действий, которые могут быть квалифицированы как налоговые (фискальные) преступления, т.е. действия или бездействие, влекущие за собой уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей.