ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие, структура, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников
1.2 Методы и методики исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1 Эмпирическая характеристика исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников
2.2 Факторы, влияющие на формирование и развитие коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников
2.3 Анализ практики развития коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников и пути её оптимизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, как и специальные навыки и умения, и уровень её развития сказывается на результатах данной деятельности. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится, главным образом, к профессиям типа «человек - человек»: менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен и взаимодействует с людьми. На сегодняшний день эффективно действующим оказывается специалист, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к профессиональному самосовершенствованию. Современная социально-психологическая ситуация требует повышенной собранности от человека в профессиональной обстановке, где он вступает в отношения с другими людьми, выработки правильных приемов общения, позволяющих достичь непосредственного результата и при этом свести к минимуму отрицательные последствия, которые могут быть связаны с непониманием другого, с неумением четко изложить свою позицию, аргументировать её.
Социальная работа требует особой профессиональной компетентности специалиста, которая формируется как комплекс знаний, умений, навыков, получаемых в процессе образования и через собственный личностный вклад: мотивы, отношения, ценности. Коммуникативная компетентность является одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста, позволяющим социальному работнику выйти на высокий уровень осуществления профессиональных функций и реализовать социальные ожидания общества. В связи с этим в настоящее время существует необходимость в качественно подготовленных руководителях и специалистах социальной работы. Все это обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: коммуникативная компетентность руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.
Предмет: психосоциальная характеристика коммуникативной компетентности социальных работников
Цель исследования: теоретико-методологический и эмпирический анализ факторов, влияющих на коммуникативную компетентность социальных работников.
Задачи:
- Дать характеристику понятию «коммуникативная компетентность» руководителей и социальных работников, изучить структуру, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников.
- Изучить методы и методики исследования коммуникативной компетентности социальных работников
- Провести эмпирический анализ коммуникативной компетентности социальных работников
- Обработать и интерпретировать результаты исследования.
- Определить факторы, влияющие на развитие коммуникативной компетентности социальных работников
- Проанализировать практику работы, разработать и внедрить социальную технологию по развитию коммуникативной компетентности социальных работников
В качестве гипотез исследования мы выдвигаем следующие предположения:
- Для социальных работников характерен средний уровень развития коммуникативной компетентности.
- Уровень развития коммуникативной компетентности социальных работников зависит от степени сформированности эмоционально-волевых качеств личности, таких как: эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, способность к самоконтролю, эмоциональная чувствительность, эмпатия.
- Успешности развития коммуникативной компетентности социальных работников можно добиться посредством воздействия на личностные качества, обуславливающие ее развитие.
Методы исследования:
1) Теоретико-методологический анализ научных источников;
2) Эмпирические методы (тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) В. В. Синявского и Б. А. Федоришина; «Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности» (КСК); 16-факторный личностный опросник Кэттелла, Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В)
3) Организационный метод (сравнительный метод - сопоставление различных показателей и отклонений от нормы);
4) Обработка данных (математическе методы: параметрическая корреляция по Пирсону; параметрический критерий Стьюдента)
5) Интерпретационный (описательный) метод
Эмпирическая база исследования: ГБУ РО «Старожиловский комплексный центр социального обслуживания населения». При исследовании мы использовали выборку малого объема (25 человек): группа социальных работников (женщины) в возрасте 29-50 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
- Понятие, структура, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников
Прежде чем дать определение понятию коммуникативной компетентности, следует выявить различия между понятиями "компетенция" и "компетентность". Под компетенцией понимается наперёд заданное требование (норма) к владению определенными знаниями, умениями, качествами, а под компетентностью - уже состоявшееся, актуализированное личностное качество (совокупность качеств), включающее как необходимые знания, умения, навыки, так и приобретенный социально-профессиональный опыт, выраженные личностные качества, ценностные ориентации и установки по отношению к деятельности в заданной сфере.
Понятие компетентность - это совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Коммуникация (от лат.communicare - связывать, сообщать) понимается как связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, группами людей, осуществляемый в различных формах.
К настоящему времени еще не сложилось окончательного определения коммуникативной компетентности. В одной из первых таких попыток коммуникативная компетентность трактуется как «эффективность, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается».
Понятие "коммуникативная компетентность" впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)
По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность - это "психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или "способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми". В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека”.
Коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.
Коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки "быть успешным" партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели.
В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.
На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения.
В результате изучения коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.
Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие - не эффективны.
Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, - и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.
Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию.
Емельянов Ю.Н. характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности. По его мнению коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.