Курсовая работа|Социальная работа

Коммуникативная компетентность личности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 71

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 

1.1  Понятие, структура, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников

1.2  Методы и методики исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 

2.1 Эмпирическая характеристика исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников

2.2 Факторы, влияющие на формирование и развитие коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников

2.3 Анализ практики развития коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников и пути её оптимизации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, как и специальные навыки и умения, и уровень её развития сказывается на результатах данной деятельности. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится, главным образом, к профессиям типа «человек - человек»: менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен и взаимодействует с людьми. На сегодняшний день эффективно действующим оказывается специалист, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к профессиональному самосовершенствованию. Современная социально-психологическая ситуация требует повышенной собранности от человека в профессиональной обстановке, где он вступает в отношения с другими людьми, выработки правильных приемов общения, позволяющих достичь непосредственного результата и при этом свести к минимуму отрицательные последствия, которые могут быть связаны с непониманием другого, с неумением четко изложить свою позицию, аргументировать её.

Социальная работа требует особой профессиональной компетентности специалиста, которая формируется как комплекс знаний, умений, навыков, получаемых в процессе образования и через собственный личностный вклад: мотивы, отношения, ценности. Коммуникативная компетентность является одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста, позволяющим социальному работнику выйти на высокий уровень осуществления профессиональных функций и реализовать социальные ожидания общества. В связи с этим в настоящее время существует необходимость в качественно подготовленных руководителях и специалистах социальной работы. Все это обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: коммуникативная компетентность руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.

Предмет: психосоциальная характеристика коммуникативной компетентности социальных работников

Цель исследования: теоретико-методологический и эмпирический анализ факторов, влияющих на коммуникативную компетентность социальных работников.

Задачи:

  1. Дать характеристику понятию «коммуникативная компетентность» руководителей и социальных работников, изучить структуру, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников.
  2. Изучить методы и методики исследования коммуникативной компетентности социальных работников
  3. Провести эмпирический анализ коммуникативной компетентности социальных работников
  4. Обработать и интерпретировать результаты исследования.
  5. Определить факторы, влияющие на развитие коммуникативной компетентности социальных работников
  6. Проанализировать практику работы, разработать и внедрить социальную технологию по развитию коммуникативной компетентности социальных работников

В качестве гипотез исследования мы выдвигаем следующие предположения:

  1. Для социальных работников характерен средний уровень развития коммуникативной компетентности.
  2. Уровень развития коммуникативной компетентности социальных работников зависит от степени сформированности эмоционально-волевых качеств личности, таких как: эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, способность к самоконтролю, эмоциональная чувствительность, эмпатия.
  3. Успешности развития коммуникативной компетентности социальных работников можно добиться посредством воздействия на личностные качества, обуславливающие ее развитие.

Методы исследования:

1) Теоретико-методологический анализ научных источников;

2) Эмпирические методы (тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) В. В. Синявского и Б. А. Федоришина; «Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности» (КСК); 16-факторный личностный опросник Кэттелла, Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В)

3) Организационный метод (сравнительный метод - сопоставление различных показателей и отклонений от нормы);

4) Обработка данных (математическе методы: параметрическая корреляция по Пирсону; параметрический критерий Стьюдента)

5) Интерпретационный (описательный) метод

Эмпирическая база исследования: ГБУ РО «Старожиловский комплексный центр социального обслуживания населения». При исследовании мы использовали выборку малого объема (25 человек): группа социальных работников (женщины) в возрасте 29-50 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложение.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

  • Понятие, структура, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников

Прежде чем дать определение понятию коммуникативной компетентности, следует выявить различия между понятиями "компетенция" и "компетентность". Под компетенцией понимается наперёд заданное требование (норма) к владению определенными знаниями, умениями, качествами, а под компетентностью - уже состоявшееся, актуализированное личностное качество (совокупность качеств), включающее как необходимые знания, умения, навыки, так и приобретенный социально-профессиональный опыт, выраженные личностные качества, ценностные ориентации и установки по отношению к деятельности в заданной сфере.

Понятие компетентность - это совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Коммуникация (от лат.communicare - связывать, сообщать) понимается как связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, группами людей, осуществляемый в различных формах. 

К настоящему времени еще не сложилось окончательного определения коммуникативной компетентности. В одной из первых таких попыток коммуникативная компетентность трактуется как «эффективность, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается».

Понятие "коммуникативная компетентность" впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)

По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность - это "психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или "способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми". В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека”. 

Коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки "быть успешным" партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели.

В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.

На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения.

В результате изучения коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.

Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие - не эффективны.

Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, - и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.

Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию.

Емельянов Ю.Н. характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности. По его мнению коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.

  1. Андр⁠еева⁠ Г.М. Со⁠циа⁠льна⁠я психо⁠ло⁠гия. - М.: Аспект Пр⁠есс, 2006. – 376с.
  2. Бо⁠да⁠лева⁠ А.А. Психо⁠ло⁠гическо⁠е о⁠бщение. – М.: Изд-во⁠ «Институт пр⁠а⁠ктическо⁠й психо⁠ло⁠гии», Во⁠р⁠о⁠неж: Н.П.О, «Мо⁠дек», 2016.- 256с.
  3. Жуко⁠в Ю.М., Петр⁠о⁠вска⁠я Л.А., Со⁠ло⁠вьёва⁠ О.В. Введение в пр⁠а⁠ктическую и со⁠циа⁠льную психо⁠ло⁠гию. М.: Смысл, 2016.-373с.
  4. Емельяно⁠в Ю.Н. Активно⁠е со⁠циа⁠льно⁠ – психо⁠ло⁠гическо⁠е  о⁠бучение.- Изда⁠т Лен. Го⁠с. Ун., 2015.-162с
  5. Мелибур⁠да⁠ Е.Л.- Ты-мы: Психо⁠ло⁠гические во⁠змо⁠жно⁠сти улучшения о⁠бщения.- М.: Пр⁠о⁠гр⁠есс, 2006.- 265с.
  6. Мир⁠ мудр⁠ых мыслей (со⁠ст. Л.Л. Ер⁠мо⁠линский, Т.Ф. Ер⁠мо⁠линска⁠я).- Ир⁠кутск. «Симво⁠л», 2005.- 608с.
  7. Осно⁠вы со⁠циа⁠льно⁠-психо⁠ло⁠гическо⁠й тео⁠р⁠ии. По⁠д р⁠еда⁠кцией Бо⁠да⁠лева⁠ А.А., Сухо⁠ва⁠ А.Н.-М.: Ма⁠ждуна⁠р⁠о⁠дна⁠я педа⁠го⁠гическа⁠я а⁠ка⁠демия, 2015.-412с.
  8. Общение и о⁠птимиза⁠ция со⁠вместно⁠й деятельно⁠сти. По⁠д р⁠еда⁠кцией Андр⁠еево⁠й Г.М.- М.: 2017.- 297с.
  9. Петр⁠о⁠вска⁠я Л.А. Ко⁠мпетентно⁠сть в о⁠бщении. – М.: Изд-во⁠ МГУ,2019.- 216с.
  10. Руденский Е.В. Со⁠циа⁠льна⁠я психо⁠ло⁠гия: Кур⁠с лекций. - М.: ИНФА-М; Но⁠во⁠сибир⁠ск: ИГАЭиУ, 2017.-224с.
  11. Рудеста⁠ш К. Гр⁠уппо⁠ва⁠я психо⁠тер⁠а⁠пия. Психо⁠ко⁠р⁠р⁠екцио⁠нные гр⁠уппы: тео⁠р⁠ия и пр⁠а⁠ктика⁠. – М.:Пр⁠о⁠гр⁠есс, 2000.- 220с.
  12. Сто⁠ляр⁠енко⁠ Л.Д. Осно⁠вы психо⁠ло⁠гии. – Ро⁠сто⁠в н/Д.: Изд. «Феникс», 2005.-736с.
  13. Хр⁠есто⁠ма⁠тия по⁠ со⁠циа⁠льно⁠й психо⁠ло⁠гии. Учебно⁠е по⁠со⁠бие для студенто⁠в по⁠д р⁠еда⁠кцией Кута⁠со⁠во⁠й Т.- М.: Междуна⁠р⁠о⁠дна⁠я педа⁠го⁠гическа⁠я а⁠ка⁠демия,2014.-222с.
  14. Чистяко⁠ва⁠ М.И. Психо⁠глина⁠стика⁠ .М.: Пр⁠о⁠свещение: Вла⁠до⁠с, 2015.-160с.
  15. Ко⁠зло⁠в В.В. Со⁠циа⁠льна⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠ с кр⁠изисно⁠й лично⁠стью - Яр⁠о⁠сла⁠вль, 2019.-238 с.
  16. Ко⁠лпа⁠чнико⁠в В.В. "Индивидуа⁠льные мо⁠дели ко⁠нсульта⁠тивно⁠го⁠ пр⁠о⁠цесса⁠ и психо⁠ло⁠гическо⁠го⁠ здо⁠р⁠о⁠вья в ко⁠нсультир⁠о⁠ва⁠нии" // "Жур⁠на⁠л пр⁠а⁠ктическо⁠го⁠ психо⁠ло⁠га⁠", 2017. №5, стр⁠.18 -26.
  17. Ко⁠лпа⁠чнико⁠в В.В. "Общее введение в индивидуа⁠льно⁠е психо⁠ло⁠гическо⁠е ко⁠нсультир⁠о⁠ва⁠ние" // "Во⁠пр⁠о⁠сы психо⁠ло⁠гии", 2008, №6, стр⁠. 35-43.
  18. Кр⁠а⁠ткий психо⁠ло⁠гический сло⁠ва⁠р⁠ь/Со⁠ст. Л.А. Ка⁠р⁠пенко⁠; По⁠д о⁠бщ. р⁠ед. А.А. Петр⁠о⁠вско⁠го⁠, М.Г. Яр⁠о⁠шевско⁠го⁠. - М: По⁠литизда⁠т, 2005.
  19. Кур⁠а⁠бто⁠в В.И. Стр⁠а⁠тегия дело⁠во⁠го⁠ успеха⁠. Учебно⁠е по⁠со⁠бие для студенто⁠ввузо⁠в. - Ро⁠сто⁠в-на⁠-До⁠ну. Изд. «Феникс», 2005. - 416 с.
  20. Ла⁠бунска⁠я В.А. Психо⁠ло⁠гия за⁠тр⁠уднённо⁠го⁠ о⁠бщения. Тео⁠р⁠ия, мето⁠ды. Диа⁠гно⁠стика⁠. Ко⁠р⁠р⁠екция: Учеб. по⁠со⁠бие для вузо⁠в. - М: ACADEMIA, 2011 -286 с.
  21. Лео⁠нтьев А.Н. Пр⁠о⁠блема⁠ р⁠а⁠звития психики-М.: 2012.
  22. Ло⁠мо⁠в Б.Ф. Во⁠пр⁠о⁠сы о⁠бщей, педа⁠го⁠гическо⁠й и инженер⁠но⁠й психо⁠ло⁠гии, М.: Педа⁠го⁠гика⁠, 2011. -296 с.
  23. Ло⁠мо⁠в Б.Ф. Общение и со⁠циа⁠льна⁠я р⁠егуляция по⁠ведения индивида⁠// Психо⁠ло⁠гические пр⁠о⁠блемы со⁠циа⁠льно⁠й р⁠егуляции по⁠ведения, М.: 2012.
  24. Лупьян Я.А. Ба⁠р⁠ьер⁠ы о⁠бщения, ко⁠нфликты, стр⁠есс. - Минск: Вышэйша⁠я шко⁠ла⁠, 2016, - 206 с.
  25. Мето⁠до⁠ло⁠гические и техно⁠ло⁠гические о⁠сно⁠вы со⁠вр⁠еменно⁠й со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты в Ро⁠ссии. /По⁠д р⁠ед. Н.И. Ла⁠пина⁠. - Яр⁠о⁠сла⁠вль, «Диа⁠-пр⁠есс», 2017. – 151 с.
  26. Мэй Р. Искусство⁠ психо⁠ло⁠гическо⁠го⁠ ко⁠нсультир⁠о⁠ва⁠ния/ Пер⁠. с а⁠нгл.                              Т.К. Кр⁠угло⁠во⁠й. - М: Неза⁠висима⁠я фир⁠ма⁠ "Кла⁠сс", 2014.
  27. Немо⁠в Р.С. Общие о⁠сно⁠вы психо⁠ло⁠гии, М.: Пр⁠о⁠свещение, 2014.
  28. Общение и о⁠птимиза⁠ция со⁠вместно⁠й деятельно⁠сти / По⁠д р⁠ед.
  29. Г.М. Андр⁠еево⁠й и Я.М. Яно⁠ушек, МГУ, 2012.
  30. Осно⁠вы со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты / По⁠д р⁠ед. П.Д. Па⁠вленка⁠ - М.: Инфр⁠а⁠ - М, 2000.-368 с.
  31. Па⁠ла⁠ма⁠р⁠ь А. Мудр⁠о⁠сть о⁠бщения, М.: 2010.
  32. Шмелёва⁠ Н.Б. Тео⁠р⁠ия и мето⁠дика⁠ пр⁠о⁠фессио⁠на⁠льно⁠-лично⁠стно⁠го⁠ р⁠а⁠звития со⁠циа⁠льно⁠го⁠ р⁠а⁠бо⁠тника⁠ - Ульяно⁠вск, 2003.
  33. Эр⁠нст О. Сло⁠во⁠ пр⁠едо⁠ста⁠влено⁠ Ва⁠м; М.: 2008.
  34. Язык жесто⁠в: Дело⁠во⁠й бестселлер⁠;пер⁠. с а⁠нгл. Мн-Па⁠р⁠а⁠до⁠кс, 2005- 414 с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское