Актуальность темы исследования. В современном мире социально-экономические и политические проблемы решаются несколькими способами по-новому, что максимально увеличивает роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизни общества. Человеческий фактор, усиление его эффективности составляют основную тенденцию общественного прогресса. Следовательно, задачи изучения особенностей и способностей человека, условия сознательного влияния на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей - философии, социологии, психологии, педагогики, и т.д. речь идет о раскрытии процесса развития личности, закономерностей ее формирования, условий и механизмов формирования.
В России компетентностный подход закреплен в нормативных документах, регулирующих тенденции развития образования (Закон об образовании в РФ», федеральный компонент общегосударственного общеобразовательного стандарта).
Начальная школа для детей с РАС, как обязательный первый цикл общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социальной компетентности и способности к прогнозированию у младших школьников, поскольку именно в этот период, серия преобразований необходима для установления личности ученика начальной школы.
Эффективным условием формирования социальной компетентности и способности к прогнозированию у младших школьников с РАС является образовательный потенциал содержания учебных предметов, который является основой для формирования социальной компетентности и способности к прогнозированию.
В связи с этим возникает объективная потребность в анализе и теоретическом понимании феномена социальной компетентности и способности к прогнозированию, возрастных особенностей социальной компетентности и способности к прогнозированию младшего школьника, образовательного потенциала учебных материалов для младших школьников, позволяющих обосновать и построить авторские технологии.
Социальная компетентность и способность к прогнозированию, как предмет междисциплинарного исследования, были рассмотрены в философии Л.H. Шаббат, Н.М. Борытко, А.Б. Георгиевский, в психологии - Т.В. Антонова, Н.В. Калинина, Е.В. Коблян-Сиэль, В.Н. Куницына, М.И. Лукьянова, Г.И. Марасанов, Ю. Ворон, Х.А. Рототаева, Т.И. Самсонова, Ю.А. Тюменева, в педагогике Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, в социальной педагогике В.А. Болотов, И.А. Зима, Л.В. Мардахаев, А.Б. Мудриком, В.В. Сериков, О.Е. Лебедев Д.И. Фельдштейн.
На сегодняшний день педагогическая наука и практика не дают аргументированных ответов на многие вопросы, связанные с существенными и критериальными характеристиками социальной компетентности и способности к прогнозированию младших школьников с РАС, педагогическими условиями их формирования с помощью учебных предметов, что позволяет выделить ряд противоречий между:
- необходимостью формирования социальной компетентности и способности к прогнозированию детей младшего школьного возраста с РАС в учебном процессе и недостаточным использованием в их воспитании социально значимого потенциала школьных предметов;
- возможностью образовательных предметов в формировании социальной компетентности и способностью к прогнозированию детей младшего школьного возраста с РАС и отсутствием научного обоснования организационно-педагогических условий для их реализации.
Эти противоречия определили проблему данного исследования: каковы теоретические основы социальной компетентности и способности к прогнозированию детей младшего школьного возраста с РАС.
Цель исследования: разработка теоретических основ социальной компетентности и способности к прогнозированию детей младшего школьного возраста с РАС.
Объект исследования: социальная компетентность и способность к прогнозированию.
Предмет исследования: социальная компетентность и способность к прогнозированию у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования: социальная компетентность и способность к прогнозированию у младших школьников с расстройствами аутистического спектра будут эффективными, если:
- провести глубокий анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования;
- подобрать валидные методики исследования данных компонентов;
- провести качественный, количественный и сравнительный анализ полученных данных.
Следующие исследовательские задачи были сформулированы в соответствии с целью и выдвинутой гипотезой:
рассмотреть понятие социальной компетентности и способности к прогнозированию в психолого – педагогической науке;
изучить социальную компетентность и способность к прогнозированию у младших школьников;
рассмотреть особенности социальной компетентности и способности к прогнозированию у младших школьников с РАС;
рассмотреть методику социальной компетентности и способности к прогнозированию у младших школьников с РАС;
провести анализ результатов исследования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ученых по проблемам:
- теоретико-методологические положения о сущности социальной компетентности и способности к прогнозированию детей младшего школьного возраста с РАС (Т. Ф. Борисова, Ю. И. Коломийченко, А. Б. Мудрик, Б. С. Мухина, Ю. И. Трубайчук, Д. И. Фельдштейн);
- социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека с окружающей средой (Б.З. Вулфов, И.С. Кон, А.Б. Мудрик);
- концепции социально-педагогической работы (В.Г. Бочарова, П.М. Куличенко, В.А. Никитин и др.), теоретические основы социального воспитания (Н.В. Гарашкина, Ю.И. Б. Мардахаев).
Практическая значимость исследования:
В работе содержатся теоретические и практические материалы, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении социальной компетентности и способности к прогнозированию у младших школьников с расстройствами аутистического спектра, а также в практической работе психологов и педагогов при обучении детей данной категории.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы «Спутник» в эксперименте участвовало 10 детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной компетентности и способности к прогнозированию младших школьников с РАС
1.1 Понятие социальной компетентности и способности к прогнозированию в психолого – педагогической науке
Компетентность - это система компетенций, наличие определенных знаний и опыта, необходимого для продуктивной деятельности в данной области. Компетенция человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью человека решать необходимые проблемы в различных сферах деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-социальной, социально-трудовой, культурно-досуговой [6;142].
В домашней педагогике и социальной психологии в определении «социальной компетентности» доминируют коммуникационные аспекты. А. Кидрон интерпретировал социальные компетенции как необходимый коммуникативный навык. Свойства таких социальных компетенций были признаны как контакт, общительность, многословие, убеждение, готовность к обсуждению, уверенное поведение и т. д.
И.А. Зимняя разделяет компетенции, связанные с социальным воздействием человека и социальной сферы, на компетенции социального взаимодействия (с обществом, сообществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликтами и их разрешения, сотрудничества, терпимости, социальной мобильности) и коммуникативной компетенции (устно, письменно, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, этикета; межкультурное и иноязычное общение; деловая переписка; задачи общения).
О. К. Крокинская сосредотачивает свои исследования на недостаточном уровне социальной компетентности, который сохраняет авторитарный тип личности с комплексом конфронтационных и иррациональных установок, с клише мышления, способного принимать только упрощенные объяснения [1;240].
Социальная компетентность человека включает в себя:
- знание структуры и функционирования социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о разных социальных процессах в обществе;
- знание ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых к обладателям определенного социального статуса в обществе;
- ролевые навыки поведения, ориентированные на определенный социальный статус;
- знание общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, обычаев, законов, табу и т. д.) в различных сферах и сферах общественной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и т. д.;
- навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербального и невербального общения, механизмы взаимопонимания в процессе общения);
- знание и представление человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д.[3;42].