Курсовая работа|Социальная работа

Курсовая Социально-педагогическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2015 | Страниц: 28

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1. Понятия «социализация» и «социальная адаптация»

1.2. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения

Глава 2. Методы и формы социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1. Роль социальных служб в социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.2. Опыт социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере детского дома «Аистенок»)

Заключение

Список использованных источников

Резкие изменения в Российском обществе, произошедшие во всех сферах – экономической, политической, социальной и духовной – наряду с позитивными переменами выявили ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения и в первую очередь наиболее незащищенной категории граждан, которыми являются дети-сироты. В современной России можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию [8].

Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российского государства. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Причин этому много, и среди них большое значение имеет то, что на протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало» [2]. По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, как отмечает Л.И. Смагина [17], лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения.

Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но детдомовец изначально лишен главной поддержки – семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда – возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения [5]. Отсутствие единой организационной структуры взаимодействия учреждений и служб социальной помощи, противоречивость нормативно-правовой базы усугубляют эти явления.

Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии (Л. C. Выготский, Л. И. Божович, М.И. Лисина, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка.

Теоретическими основаниями изучения проблем сиротства выступают подходы, нашедшие отражение в философских, медико-социальных, психолого-педагогических концепциях социальной защиты, системы воспитания; социально-педагогических концепциях активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности; исследования в области социальной работы с семьей [3, 8]. Ряд психологических и педагогических исследований посвящен изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа [6].

В современных научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами.

Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные исследования в области социально-культурной деятельности [4], народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества.

При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности.

Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения – такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников интернатных учреждений.

Цель исследования – изучить социально-педагогическую адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объект исследования – адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования – особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

  1. Изучить понятие «социализация» и «социальная адаптация».
  2. Рассмотреть особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в интернатных учреждениях.
  3. Выявить роль социальных служб в социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  4. Проанализировать опыт социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере детского дома «Аистенок»).
  1. Беличева С.А. Социально-психологические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестн. психосоциальной и коррекц.-реабилитац. работы. – 1995. – №1. – С.3-17.
  2. Выготский JI.С. Проблемы развития психики. // Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1983. – Т.3. – 367 с.
  3. Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. – 2010. – № 6. – С. 13–18.
  4. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 64–73.
  5. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Педагогика, 1982. – 207 с.
  6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. – СПб., 2000. – 108 с.
  7. Коробейников И. А. Проблема сиротства: реальность и ожидания // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 3–5.
  8. Кругликов Г.Г., Аббазова А.Н. Социальная адаптация детей-сирот в условиях детского дома // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: Материалы IX Международной научной конференции. Ответственный редактор Е.В. Гутов. – 2013. – С. 78-80.
  9. Лайкина О.В. Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 9. – С. 56-65.
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк: Харпер и Роу. – СПб.: Евразия, 1999. – 105с.
  11. Мудрик А.В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудиса. – М.: НИИОП АПН СССР, 1980. – С. 37-52.
  12. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С.32-39.
  13. Олиференко Л., Шульга Т. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. – 2010. – № 2. – С. 75-85.
  14. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопр. психол. – 2001. – № 3. – С. 57–70.
  15. Петровский A.B. Проблемы развития личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
  16. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
  17. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов/Под ред. Л.И. Смагиной. – М., 1999. – 144 с.
  18. Явбатырова Б.Г. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в учреждениях интернатного типа // Педагогика. – 2007. – № 5. – С. 11

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское