Введение
Глава 1. Теоретическое изучение социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Понятия «социализация» и «социальная адаптация»
1.2. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения
Глава 2. Методы и формы социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Роль социальных служб в социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2. Опыт социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере детского дома «Аистенок»)
Заключение
Список использованных источников
Резкие изменения в Российском обществе, произошедшие во всех сферах – экономической, политической, социальной и духовной – наряду с позитивными переменами выявили ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения и в первую очередь наиболее незащищенной категории граждан, которыми являются дети-сироты. В современной России можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию [8].
Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российского государства. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Причин этому много, и среди них большое значение имеет то, что на протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало» [2]. По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, как отмечает Л.И. Смагина [17], лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения.
Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но детдомовец изначально лишен главной поддержки – семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда – возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения [5]. Отсутствие единой организационной структуры взаимодействия учреждений и служб социальной помощи, противоречивость нормативно-правовой базы усугубляют эти явления.
Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии (Л. C. Выготский, Л. И. Божович, М.И. Лисина, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка.
Теоретическими основаниями изучения проблем сиротства выступают подходы, нашедшие отражение в философских, медико-социальных, психолого-педагогических концепциях социальной защиты, системы воспитания; социально-педагогических концепциях активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности; исследования в области социальной работы с семьей [3, 8]. Ряд психологических и педагогических исследований посвящен изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа [6].
В современных научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами.
Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные исследования в области социально-культурной деятельности [4], народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества.
При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности.
Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения – такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников интернатных учреждений.
Цель исследования – изучить социально-педагогическую адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования – адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования – особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
- Изучить понятие «социализация» и «социальная адаптация».
- Рассмотреть особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в интернатных учреждениях.
- Выявить роль социальных служб в социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проанализировать опыт социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере детского дома «Аистенок»).