Введение
Глава 1. Общая характеристика детей с отклоняющимся поведением.
1.1 Понятие и виды отклоняющегося поведения у детей
1.2 Социальные проблемы детей с отклоняющимся поведением
Глава 2. Социальная профилактика как технология социальной работы с детьми с отклоняющимся поведением.
2.1 Социальная профилактика как технология социальной работы
2.2 Особенности социальной профилактики отклоняющегося поведения у детей
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Любое общество создает нормы, стандарты поведения, но даже идеальное общество не может оставаться таковым надолго.
Отклоняющееся поведение или девиантное (от лат.deviantio - отклонение) – это поведение, не согласуемое с нормами принятыми в обществе, в результате чего эти нормы нарушают.
Любая кризисная жизненная ситуация у подростка, связанная с ограничением потребностей данного возраста, является трудной в плане независимости, самоутверждения, социальной компетентности, самореализации, самоопределения. Зачастую это и приводит к форме отклоняющегося поведения, получившей название «аддиктивное», которое характеризуется как пагубная страсть, привычка и связана с употреблением подростком одного или нескольких психоактивных веществ, никотиновой зависимостью, а иногда и азартными играми.
Особую актуальность приобретает рассмотрение отклоняющегося поведения в подростковом возрасте, особенно в период кризиса, в силу ряда причин. Основная причина заключается в том, что у подростка не сформирована внутренняя позиция, которая определяет его целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья.
Определение подростком своего образа жизни – это продукт сознания, поэтому социальный работник должен четко представлять, что чтение лекций о вреде психоактивных веществ, не всегда является достаточным. Становление и развитие у подростка собственных представлений, устойчивой позиции по вопросу выбора им правильного образа жизни возможно только в общении и взаимодействии с педагогом или социальным работником, который может поддержать, объяснить, выстроить систему диалога с подростком.
С учетом актуальности сформулируем следующим образом цель исследования: при помощи теоретического анализа и опытно – экспериментального исследования выявить особенности социальной профилактики отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.
Объектом исследования является развитие отклоняющегося (девиантного) поведения детей подросткового возраста.
Предмет – особенности социальной профилактики отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «девиантное поведение», его причины и возможные последствия.
2. Изучить социальные проблемы детей с отклоняющимся поведением.
3. Раскрыть понятие социальной профилактики как технологии социальной работы
4. Проанализировать особенности социальной профилактики отклоняющегося поведения у детей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы.
Теоретическая база исследования. На сегодняшний день данной проблемой занимаются такие исследователи как Смелзер Н.Дж., Сандомирский М.Е., Хамитов Г.Х., Белогородский Л.С., Кон И.С., Галагузова М.А. и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. - Екатеринбург, 2013.
2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. - М.; СПб, 2011.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. - Самара, 2015.
4. Быков С.А Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социологические исследования. – 2015. - № 4. – С.54.
5. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Социологические исследования. – 2015. - № 4. – С.43.
6. Глобальная инициатива по первичной профилактике злоупотребления ПАВ. – OODCP. – М.: Владос, 2014.
7. Давыдова С.В., Камалдинов Д.О. Знаю, как избежать. - М.: Проспект, 2016.
8. Дармодехин С.В. и др. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. - М.: Сфера, 2015.
9. Еникаева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.: Владос, 2015.
10. Журавлева Л.А Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования – 2015. - №5. – С.32.
11. Игры: обучение, тренинг, досуг/ под ред. В.В.Петрусинского. - М.: Прайм, 2014.
12. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика нарко-алкогольной зависимости: концепция программы организации развития подросткового - добровольческого движения. - Кемерово, 2015. - 234 с.
13. Кожевников К.М. Защита прав несовершеннолетних // Законность. - 2011. - №7. - С. 3 - 5.
14. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. - М.: Вердана, 2014.
15. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени // Социологические исследования. - 2012. - № 8. – С.54.
16. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М.: Социс, 2013.
17. Ломаченко Л.Н. Профилактика нарко-алкогольной зависимости среди подростков и молодежи. Методическое руководство для специалистов, работающих по программе «Равный обучает равного» - Омск, 2011. – 68 с.
18. Лекции по технологии соц. Работы. В 3-х частях / Под ред. Холостовой Е.И.. Часть 1, М: Социально технологический институт, 2014.
19. Молодежь и наркотики. Сборник материалов. - М.: Владос, 2013.
20. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2011. - № 3. – С.34.
21. Основы планирования семьи и здорового образа жизни. М.: Российская ассоциация «Планирования семьи». - 2013.
22. Основы социальной работы: учебник/отв. ред. Павленок П.Д. – М., 1997.
23. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло // Социологические исследования. – 2013. - № 8. - С.98.
24. Патриция Ханиган. Молодежь, испытывающая трудности. – М.: Интердиалект, 2011.
25. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2014.
26. Профилактика наркомании в подростково-молодежной среде – методическое пособие. М.: Центр «Демократия и развитие», 2012.
27. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М., 2014.
28. Социология / Под редакцией В.И.Курбатова, Ростов – на –Дону, 2013.
29. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. , Москва – Белгород, 2015.
30. Смердов О.А., Кобякова Т.Г. Теория и практика ор¬ганизации подростковой добровольческой служ¬бы по первичной профилактике нарко- и алко¬гольной зависимости. - Кемерово, 2011
31. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.,2015.
32. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. - С.-Пб., 2013.
33. Смелзер Н.Дж. Социология, М., 2014.
34. Социальная энциклопедия / Под ред. Горнина А.П., Кареловой Г.Н., Катульского Е.Д. и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2013.
35. Соломзес Дж. А., Чебурсон Вэлд, Соколовский Г. Наркотики и общество. - М., 2014.
36. Справочное пособие по социальной работе. Отв. редакторы Панов А.М.и Холостова Е.И..М., 2014.
37. Теория и методика социальной работы (учебное пособие) / Под ред. В.Жукова, А.Зайнышева, М: Владос, 2015.
38. Теория социальной работы/ Под. ред. Холостовой Е.И., М., 1998.
39. Фридман Л. С., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Г.,Хайман С. Е. Наркология. - М.; СПб., 1998.
40. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М.,1999
41. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М., 2012.
42. Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. – М., 2014.
43. Шипицина Л.М., Исаев Д.Н. и др. Школа без наркотиков, - СПб.: Детство-Пресс, 2011.