Введение
Глава 1. Теоретический аспект исследования семей «группы риска»
1.1. Понятие семьи «группы риска»
1.2. Социально-педагогические особенности семьи «группы риска»
Глава 2. Анализ работы социального педагога с семьями «группы риска»
2.1. Сеть социальных контактов – профилактический метод работы с семьей «группы риска»
2.2. Социально-педагогический патронаж – помощь в разрешении проблем семьи «группы риска»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность работы определяется тем, что на современном этапе социально-педагогическая работа с детьми и семьями группы риска приобрела особую остроту из-за существенных социально-экономических преобразований, потрясших общество, среди них: реформирование всей системы законодательства, изменение идеологической модели государства, структурные макроэкономические изменения, повлекшие за собой рост безработицы, имущественное расслоение общества и т.д.
Все это в совокупности повлияло на институт семьи, являющийся важнейшим звеном многоуровневого процесса формирования личности ребенка. В современном обществе стали заметны дисгармоничные, конфликтные типы семейных отношений, что связано не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам и с функционированием системы «родители–ребенок», влекущим взаимное отчуждение детей и родителей, но и с тем, что растет число семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери – неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна.
Сложные условия, в которых находится сейчас наше общество, когда практически одновременно осуществляются экономические, политические и правовые преобразования, накладывают особый отпечаток на сферу семейных отношений. В семье отражаются и аккумулируются все основные противоречия кризисного состояния нашего общества. Статистика фиксирует снижение рождаемости, растущее число разводов, увеличение количества преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве.
Семья занимает ведущее место в формировании личности. Через изучение характера взаимоотношений, складывающихся в семье, анализ сферы материально-бытовых и иных условий жизни детей можно получить возможность не только выявлять те или иные факторы, обуславливающие ненадлежащее формирование личности и, в конечном счете, противоправное поведение подростков, но и проследить процесс их зарождения, увидеть причины и механизм их функционирования.
Семьей группы риска (или социально проблемной семьей) можно считать такую семью, в которой нарушены ее основные функции или их часть. Причины недостаточно качественного выполнения семейных функций разные. Основные из них, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, следующие: ошибки воспитания, незрелость супружеских отношений, отсутствие системы правового образования родителей и детей, асоциальный образ жизни родителей. Дисфункция семьи приводит к появлению таких социальных явлений как социальное сиротство, безнадзорность, беспризорность, криминализация детей, семейное насилие.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует постоянного и настойчивого проведения комплекса мер по выявлению и социальной реабилитации неблагополучных семей, разработки механизмов реальной помощи социально проблемным семьям и детям.
Чаще всего, семья подростков группы риска не выполняет своих воспитательных функций, прежде всего успешной социализации детей, т.к. не обеспечивает психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи, должного стать основой общественного благополучия в целом.
В изучение проблем воспитания детей в семьях группы риска внесли свой вклад разные педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, представители многих других наук. Ученые и практики изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. Среди них такие ученые как Ю.П. Азаров, Т.Ю. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалев, З. Матейчек, М.С. Мацковский, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и другие.
Цель работы – изучить работу социального педагога с семьями «группы риска».
Задачи:
- Изучить понятие семьи «группы риска»
- Рассмотреть социально-педагогические и социально-психологические особенности семьи «группы риска».
- Охарактеризовать сеть социальных контактов как профилактический метод работы с семьей «группы риска».
- Проанализировать социально-педагогический патронаж.
Объект исследования – семьи «группы риска».
Предмет исследования – работа социального педагога с семьями «группы риска»
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.