Стремление наиболее успешных предприятий к разработке системы финансового планирования, адекватно отвечающей требованиям сложившейся ситуации, привело руководство многих хозяйствующих субъектов к внедрению системы бюджетирования на предприятии.
В современных условиях коммерческие организации не могут работать эффективно, если они полагаются на процесс бюджетирования, который не синхронизирован с динамикой развития бизнеса. Процесс формирования и согласования бюджета составляет наиболее трудоёмкую часть всего цикла планирования, при этом 50% коммерческих организаций вообще не учитывают бизнес-планирование при формировании бюджета.
В финансовом отношении бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый на определённый период, содержащий ожидаемую величину дохода, которая должна быть достигнута, а так же предполагаемый объём расходов, который должен быть потрачен в течение этого периода, и величину капитала, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
Бюджетирование непосредственно связано с управлением производством, финансовой деятельностью и управленческим учётом. Экономически эффективная деятельность организации может быть обеспечена в том случае, если она имеет заранее заданные показатели затрат и результатов. Бюджетирование представляет собой процесс определения важнейших экономических параметров, механизм планирования движения ресурсов на будущий период. В информационном отношении – это система, объединяющая в единый комплекс процессы планирования, учёта, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.
В отечественной и зарубежной литературе бюджетирование рассматривается неразрывно с финансовым планированием.
Цель работы – запланировать бюджет предприятия.
Задачи в соответствии с поставленной целью – рассчитать бюдеты разных уровней.
Объект исследования – предприятие.
Предмет исследования процесс планирования и прогнозирования. В трудах отечественных экономистов, таких как О.И. Лихачёв, М.И. Бухалков, В.А. Яковлева, С.Н. Воронин, В.А. Самойленко рассматривались финансовые аспекты бюджетирования в условиях переходного периода, а так же становления рыночной экономики в условиях нестабильности.
Раздел 1. Теоретические основы внутрифирменного планирования и бюджетирования на предприятии
1.1. Методы управления дебиторской задолженностью на предприятии
Управление дебиторской задолженностью – это функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента [18,с.335].
Рассмотрим более подробно методы управления дебиторской задолженности. Они разнообразны, поскольку зависят от многих факторов: от отношения к клиентам, финансового положения самого предприятия и клиентов, законодательства и т.п.
Традиционными методами управления дебиторской задолженностью являются:
- создание резерва по сомнительным долгам;
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
- использование системы скидок;
- факторинг;
5.страхование сделок;
6.использование банковской гарантии, поручительства, а также заклада и залога;
- применение форфейтинга для внешнеэкономических сделок [1,с.185].
- Создание резерва по сомнительным долгам.
Рассмотрим создания резерва в соответствии бухгалтерского и налогового учета. В бухгалтерском учете. Основанием для создания резерва является инвентаризация, проведенная по расчетам с контрагентами. По сомнительной задолженности, выявленной в результате инвентаризации, компания должна сформировать резерв. Нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четких правил формирования резерва по сомнительным долгам, поэтому порядок создания резерва фирма должна разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике[27].
За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ)[27]:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов задолженности;
3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом необходимо помнить о том, что сроки создания резервов в бухгалтерском и налоговом учете все же могут не совпадать. Например, такая ситуация может возникнуть, если фирма-должник ликвидируется и долги остаются непогашенными. В бухгалтерском учете необходимо всю сумму задолженности по данному контрагенту включить в резерв, так как имеется информация о невозможности погашения задолженности контрагентом. В налоговом же учете основания для создания резерва по этому контрагенту могут не возникнуть по причине того, что срок для создания резерва не наступил. Так как Налоговый кодекс предусматривает создание резерва по истечении 45 и 90 календарных дней после срока оплаты, предусмотренного договором[27].
Если у одного и того же контрагента одновременно имеются сомнительная дебиторская и кредиторская задолженность, то компания вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении сомнительной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает ее (компании) кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом (письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03-03-06/1/528)[27].
Резерв по сомнительным долгам – один из самых распространенных способов управления дебиторской задолженностью, разрешенный российским налоговым законодательством. Для создания резерва по сомнительным долгам используются данные инвентаризации дебиторской задолженности. В зависимости от сроков возникновения сомнительных долгов устанавливается процент задолженности, включаемый в сумму резерва (табл.5).
Сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода[1,с.186].
Таблица 1 - Формирование резерва по сомнительным долгам в рамках налогового учета [6]
Срок возникновения задолженности, дней
|
Размер создаваемого резерва (в % от суммы долга)
|
Свыше 90
|
100
|
От 45 до 90
|
50
|
До 45
|
резерв не создается
|
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
Если сумма создаваемого резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, то разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов[1,с.186-187].
Для управления дебиторской задолженностью комплексно - необходимо использовать и другие методы управления.
- Соотношением дебиторской и кредиторской задолженностью.
Поддержание рационального соотношения между уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности. Рациональным следует считать соблюдение следующих соотношений:
- общая сумма дебиторской задолженности должна превышать сумму кредиторской задолженности;
- оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности должна быть сопоставима [8,с.10].
3.Использование системы скидок.
С целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации («сконто»), например:
- скидка за предоплату в размере 5%;
- расчет по примерной схеме «3/15 полная 30», т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 3%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте[8,с.8-9].
Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличение общей прибыли от реализации данной продукции.
Для расчета скидки используют формулы:
Минимально допустимый
уровень скидки = a/b*c[5,c.356], где: (1)
a - процентная ставка годовых банка;
b - количество дней в году;
с - отсрочка платежа.
Максимально допустимая
величина скидки = а*b[5,c.356], где: (2)
а - денежная единица, на которую рассчитываем скидку;
b – процент минимально допустимой скидки.
Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме[5,с.353-356].
Теоретически скидка с указанной в счете цены, стимулирующая быструю оплату, выглядит как неплохая идея. В действительности может быть совсем по-другому. Нужно анализировать стоимость такой скидки и потенциальную выгоду.
Также методом является разработка гибкой системы оплаты. Примером гибкой системы оплаты: предоплата, частичная предоплата, передача на реализацию, выставление промежуточного счета, оплата с рассрочкой и др. [14].
Неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников компании, вовлеченных в процесс.
Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности. Например, менеджер по продажам премируется не только за выполнение плана по продажам, но и за исполнение обязательств теми контрагентами, которым он произвел отгрузку с рассрочкой платежа. Система премий должна быть уравновешена системой наказаний (замечания, предупреждения, лишение премии, служебное расследование, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную дебиторскую задолженность (если менеджер выполнил все предусмотренные регламентом действия, то ответственность за просроченную задолженность несет только клиент), а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативных документах компании в соответствии с трудовым законодательством.