Введение
Глава 1. Основы социокультурного пространства средневековой Руси
1.1. Социокультурное пространство средневекового города на Руси
1.2. Особенности социокультурной деятельности в сельской местности на Руси в Средневековье
Глава 2. Анализ особенностей исследования социокультурной деятельности средневековой Руси
2.1. Летописание как элемент социокультурной деятельности средневековой Руси
2.2. Проблемы изучения социокультурной деятельности русского Средневековья
Заключение
Список использованной литературы
Этимология термина «культура» восходит к античности и имеет латинское происхождение - cultura, что значит «возделывание», «обработка», «уход». Соответственно «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п. Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное - воспитанность, просвещенность. Понятие культуры отождествлялось с понятием образованность. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполнении общечеловеческим содержанием.
Слово «культура» было метафорически соотнесено с разумностью. Римский оратор, политик и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Он говорил о необходимости культуры души. Слово «культура» имело и другой перевод - почитание, поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными. Кроме слова «культ» к понятию культура близок и термин «оккультизм» (лат. occultis - тайный, сокровенный).
Объектом данного исследования является культура и ее связь с общественным укладом в средневековой Руси.
Предмет исследования – культурные ценности, традиции и обычаи средневекового русского общества.
Цель данной работы – провести анализ социокультурной обстановки в средневековой Руси.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности уклада городской жизни в средневековой Руси;
- рассмотреть особенности социокультурной жизни в сельской местности;
- проанализировать летописание как элемент социокультурной деятельности в Средневековье;
- рассмотреть проблемы, связанные с изучением социокультурной деятельности средневековой Руси в настоящее время.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Основы социокультурного пространства средневековой Руси
1.1. Социокультурное пространство средневекового города на Руси
Город, как отражение представлений человека о мире, обладает собственным языком, выраженным в форме архитектуры. Архитектуру уже давно называют «летописью в камне». Существует целая традиция в европейской философии и семиотике, призванная рассматривать архитектурные ансамбли, как выражение ментальных представлений человека о мире. Строительство - процесс сложный и долгий по времени, что позволяет осмыслить и выразить в конкретном здании человеческие представления о мире, о душе и универсуме, аккумулировать эстетические и философские взгляды.
Период русского Средневековья обладает сложными, разнообразными характеристиками, связанными с большой хронологической протяженностью эпохи.
Первый (ранний период X-XIV века) формирования города связан с утверждением православия на Руси, становлением нового человека, главной целью которого было Богомыслие, призванное отречься от феноменального мира и подняться до ноуменального. Человек ставится перед необходимостью переосмыслить городское пространство в новых координатах, соотнося созданные им образы с первообразами или же прообразами.
Следующий этап (XIV-XVI века) связан с именем преподобного Сергия Радонежского и распространением исихазма. Большую роль в духовном воспитании личности сыграл исихазм. Если раннее средневековое мышление отвергает телесность человека, как нечто недостойное, временное, и направляет все свои усилия к Богу, к достижению Рая, то в более поздний период, начиная с Сергия Радонежского кардинально меняется взгляд на человеческую природу и факт личностного спасения, что нашло свое отражение и в архитектуре. Суровый взгляд на плоть, продиктованный необходимостью утвердить новую веру в чистом виде, искоренив «пережитки архаического сознания», должен был уступить совершенно иному восприятию мира и места человека в нем. Мир, пронизанный Божественными энергиями, просветлял человека изнутри, гармонично сочетая земное и вечное, возвышая человека, ставя его в центр творения. Задачей человека становится постижение Божественных энергий, сотворенного бытия, выраженных в том числе и через упорядочивание городской среды, придания ей эстетической значимости.
Третий концепт формирования русского средневекового города связан с имперской идеей «Москва - третий Рим», появившейся после падения Византии и способствовавший возвышению Москвы, как столицы единого централизованного государства. Концепция монаха Филофея вызывала неоднозначные и спорные интерпретации. Несомненным становится тот факт, что исторические процессы централизации и усиления мощности Московского государства находят свое отражение в символическом понимании городской среды. Идеалом города становится Москва, в которой архитектурными средствами выражены идеи единовластного монархического правления, распространявшейся на всю территорию России. Красная площадь должна была являть взору любого человека мощь и независимость Руси.
Древний русский город строился по определенным принципам, в основу которых было положено своеобразное восприятие мира и пространства, основанное на религиозной символике. Жизнь средневекового человека в ее земных проявлениях была сурова. Постоянные войны, монголо-татарское иго, зависимость от природных условий формировали у человека взгляд на жизнь, как череду испытаний, призванных смирить плоть и подготовить дух к встрече с Богом. Христианство в ранний период русского средневековья насаждалось силою власти, отвращая людей от исконной веры, которая очагами все еще сохранялась. Медленно менялось архаическое сознание на новое, пронизанное живой верой в воскресшего Христа. Судя по живописным источникам того времени, Христос представал перед человеком, как Грозный Судия, под взглядом Которого сжигался грех и утверждалась истина.
Главной задачей человека, жившего в Средневековой Руси, было достижение рая, как путь к Христу с одной стороны, и избавление от тягот земной жизни, с другой. Образ Рая тесно связан не только с осмыслением пространства, но и с особым пониманием времени. Время в средневековом сознании мистически переживалось, как череда событий, происходящих после Адамова изгнания и завершающихся возвращением к Богу после Страшного суда. Таким образом, линейность придавалось только земным событиям, а само время замыкалось в круг вечности. В этом контексте неудивительным выглядит стремление человека к изображению вечности, выраженной в сакрализации пространства, наделяемого сознанием признаками рая.
Для средневекового человека выглядит естественным деление пространства на сакральное и профанное. Черты сакрального, упорядоченного, освященного пространство получало в сознании человека в случае его символического и образного упорядочивания, отсылаемого к первообразу Рая. В этом контексте становится понятной символика построения города на Руси, как выражение идеи построения Рая на земле. Важное место в структуре города и любого поселения занимал храм или собор. «Христианская символика обретает на Руси местное своеобразие и способность к сложной и богатой жизни.(...) Это не в последнюю очередь было вызвано высотою главного задания (достижение вечности), которая вступала в противоречие с реальными историческими условиями и духовными ресурсами». Город в средневековом сознании строился по подобию Града Божия, а храм, являвший в этой связи «образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира», был святая святых, идеальной моделью самого города: «Храма же я не видел в нем: ибо Господь Бог Вседержитель - храм его».