ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
РАССМОТРЕНИЕ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Экономика
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 15
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
РАССМОТРЕНИЕ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы социальной стабильности и экологической безопасности являются приоритетными в большинстве развитых стран. Требования, предъявляемые к бизнесу как к участнику процессов производства и потребления, заставляют компании учитывать социальную и экологическую сферы деятельности. В этих условиях компании начинают искать способы рационального сочетания экономических, экологических и социальных результатов деятельности в целях поддержания конкурентоспособности. Таким способом выступает корпоративная социальная ответственность (далее - КСО). Реализация КСО может дать конкурентное преимущество бизнесу в борьбе за лучшие и выгодные условия своей производственной деятельности.
Целью данной работы является исследование внешних аспектов КСО в контексте развития компании и выработка рекомендаций для дальнейшего совершенствования этой концепции. Для достижения выбранной цели в работе поставлены следующие задачи:
Объектом исследования выступают компании, применяющие практики КСО. Предметом – влияние внешних аспектов КСО на развитие компании.
Практическая часть данной работы основана на подробном анализе существующих практик социальной ответсвенности и сравнительном анализе двух компаний, принадлежащих одной отрасли. Особенностью работы является рассмотрение внешних аспектов КСО. Данная работа является оригинальной за счет рассмотрения данного процесса с учетом последних изменений в законодательстве и существующих практиках и в выработке рекомендаций.
В рамках данной работы был изучен и проанализирован большой объем научной литературы, нормативно-правовых актов законодательных органов власти, новостных публикаций, годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии компаний.
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
В настоящее время вопрос КСО чаще затрагивается на встречах правительств и международных форумах; все большее количество корпораций осознает необходимость применения данного вопроса в рамках своей деятельности. Данная концепция имеет сравнительно короткий, но, тем не менее, насыщенный путь развития. Обсуждение проблемы социальной ответственности корпораций началось во второй половине XX века (табл. 1). Активнее всего идеи социальной ответственности бизнеса начали развиваться и реализовываться в США и Великобритании. Опыт КСО в России имеет меньшие масштабы по сравнению со многими западными странами, и данный вопрос является относительно новым для российской практики.
Таблица 1 – Этапы развития концепции КСО
Период |
Исследователи |
Основные положения |
1953 г. |
Г. Боуэн |
В научной литературе одним из первых сформулировал понятие «социальная ответственность бизнеса». Понимание в рамках его определения предполагает признание общественной роли самого бизнесмена как морального агента, способного не только воспринимать и учитывать ценности общества, но и активно принимать участие в их формировании. |
середина 1960-х годов |
Дж. МакГир |
Сдвиг в терминологии от социальной ответственности бизнеса как персонифицированной ответственности к КСО. Понятие было расширено за счет включения в него компании (корпорации) как юридического лица в качестве субъекта. Это привело к возникновению вопросов о возможности совмещения социально ответственного поведения с реализацией основной функции компании - максимизацией прибыли. |
1970-ые годы |
М. Фридман, Т. Левитт |
Своих определений КСО авторы не давали и рассматривали ответственность бизнеса как синоним обязанности. Согласно Фридману, главной ответственностью компании являются осуществление своей деятельности и извлечение максимума прибыли из этого, неважно посредством социально ответственного поведения или нет. Бизнес должен использовать свои ресурсы эффективно, а правительство и общество сами должны решать социальные проблемы. |
1980–1990-ые |
К. Смит, А. Кэролл, Д. Вуд и другие |
Формируется подход, согласно которому КСО предполагает ответственное поведение компании сразу в трех сферах — экономической, экологической и социальной. Смещение акцентов в сторону изучения взаимоотношений с заинтересованными лицами, создания механизмов реализации, влияния на основную деятельность и конкурентоспособность компании. Обострение экологических и социальных проблем и противоречий, вызванных деятельностью транснациональных корпораций. |
В мировой практике в настоящее время накоплен большой опыт социально ответственного поведения компаний. Данная проблема получила значительное развитие и на данный момент содержит различные теории и выработанные единые стандарты социально ответственного поведения компаний. Кроме того, сформировалась определенная система взглядов на социальную роль бизнеса в современном мире. Все это позволяет говорить о процессе формирования концепции КСО. Общемировое понимание концепции КСО нашло отражение в разработанных стандартах – IC CSR-08260008000, ISO 26000:2010 и SA 8000:2008.
Внедряя и улучшая политику в направлении социальной ответственности, компании необходимо учитывать интересы различных групп, на которые оказывает влияние деятельность компании. Термин «заинтересованная сторона» является вольным переводом английского слова - stakeholder. В российском экспертном сообществе все чаще используют прямое звучание с английского, называя заинтересованные стороны – стейкхолдерами. Профессор Вирджинского университета Р. Фриман относил к категории стейкхолдеров представителей всех значимых для функционирования организации интересов. В этот круг входят местные сообщества, НКО, потребители, инвесторы, партнеры и поставщики, СМИ, а также органы власти разного уровня. Все они представляют внешних стейкхолдеров (Табл. 2). Внутренние стейкхолдеры – это персонал и его профессиональные объединения и менеджмент. Если заинтересованная группа лиц не удовлетворена деятельностью компании, ее реакция может поставить под угрозу дальнейшее существование. Внутренние и внешние пространства взаимосвязаны, но в каждом из них возникает своя зона социальной ответственности.
Таблица 2 – Основные направления КСО и возможные практики
Стейкхолдеры |
Направления |
Возможные практики |
Общество |
Охрана окружающей среды |
Снижение загрязнений; Сокращение потребления невозобновляемых ресурсов; Сохранение и восстановление биоразнообразия и природных экосистем; Противодействие изменению климата; |
Бизнес-партнеры, инвесторы |
Добросовестные деловые практики |
Соблюдение принципов добросовестной конкуренции, антимонопольной политики; Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и борьба с коррупцией |
Потребители товаров и услуг |
Действия в отношении потребителей |
Предоставление качественных товаров и услуг, не представляющих угрозы для здоровья потребителей; Добросовестное информирование о свойствах продукции и услуг; |
Представители местных сообществ в регионах присутствия компании |
Развитие местных сообществ |
Поддержка местных поставщиков и производителей; Инвестиции в решение региональных проблем в области образования, культуры, здравоохранения и т.д.; Соблюдение прав коренного населения и малочисленных народов. |
Общественные организации, государственные органы |
Благотворительность и волонтерство |
Реализация и поддержка социально значимых программ и проектов; Формирование системы, стимулирующей сотрудников на участие в волонтерской деятельности |
Безусловно, некоторые направления КСО важны практически для всех организаций. Например, снижение негативных экологических воздействий и забота о сотрудниках. Другие направления КСО могут иметь значение для одних организаций, но при этом быть неактуальными для других.
Исследуя нефинансовые отчеты корпораций, можно сделать вывод, что все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах инициируемых как властью, так и самостоятельно. Компании повышают эффективность своей внешней КСО, вовлекают в ее формирование различные заинтересованные стороны, вступают в партнерское взаимодействие с государством и обществом. Компании, безусловно, уделяют больше внимания внешней среде, чем в прошлом, и их социальные программы помогли уже многим людям. Но в большинстве случаев КСО не выполняет свою основную задачу – построение прочных стабильных отношений с внешним миром.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!