Магистерская диссертация|Логопедия

Логопедическая коррекция нарушений письма у младших школьников с учетом профилей речевого и психического развития

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 170

Цена: 3 600
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Комплексная онтогенетическая оценка формирования навыка письма у детей

1.2. Современные представления о дисграфии у младших школьников

1.3. Перспективные исследования дисграфии у младших школьников

1.4. Технологии коррекции нарушений письма у младших школьников

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента

2.2. Анализ нарушений письма у младших школьников по результатам констатирующего эксперимента

2.3. Типологизация профилей  речевого и психического развития у младших школьников

ГЛАВА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ПРОФИЛЕЙ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Описание программы формирующего эксперимента

3.2. Анализ эффективности  предложенного в эксперименте подхода по данным контрольного среза

3.3. Рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема изучения и коррекции нарушений письма у учеников младшего школьного возраста стоит на первом месте, как самая актуальная в современной логопедии. У многих учеников с приходом  в школу возникают серьезные  проблемы про обучении письму и чтению. С каждым годом среди учащихся начальных классов растет количество учащихся с нарушениями письменной речи,к ней относятся нарушение навыков графической символизации речи в соответствии с фонетическим принципом написания слов и грамматическими основами согласования слов в предложении.

Еще совсем недавно большое количество случаев нарушений письменной речи не входило в логопедическую работу ,даже если они имели стойкий характер,а все потому что они рассматривались как неспецифические нарушения. Объяснялось это все тем,что все подобные ошибки на орфограммы принимались как неуспевание ученика по русскому языку или считались педагогической запущенностью. Разрешать такие нарушения приходилось  учителям русского языка.Логопеды же в своей практике не пропускали орфографические ошибки и в занятия по коррекции дисграфии применяли задания на орфограммы.Но целенаправленная работа по преодолению трудностей письма не проводилась.

В  литературе дисграфию рассматривают с  разных сторон:

-  как следствие зрительных нарушений, т.е. неспособности  перерабатывать визуальную информацию (О.Б. Иншакова, Н.Н. Волоскова, Р.И. Лалаева, А.В. Щукин, Р.Е. Левина, Г. Чиркина и др.);

- как нарушение фонематических процессов, заключающиеся в сложностях обработки звуковой стороны речи, (Т.В, Ахутина, Л.Н. Ефименкова, Р.И Лалаева, В.А. Илюхина, Г.Г. Мисаренко, Л.Ф. Спирова, И.Н.  Садовникова, А. В. Ястребова и др.).

В наше время в отечественной логопедии дольно часто исследуют вопросы механизмов дисграфии, симптоматики, структуры данного речевого нарушения. Разработаны не только  общие методологические подходы, но и содержание, направления и дифференцированные методы коррекции различных видов нарушений письма. Однако наблюдая за  статистикой дисграфии у учеников начальных классов ,свидетельствует о том, что детей с нарушениеми в  письменной речи становится очень много. Это требует глубокого изучения причин этого недуга и заняться  поиском новых  форм и методов к коррекции и профилактике дисграфии у младших школьников которые будут эффективными .

Таким образом, это позволило определить проблему исследования, которая заключается в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих эффективность коррекционно-логопедической работы по развитию письменной речи у младших школьников с учетом профилей их речевого и психического развития.

Цель исследования: на основе изучения исходного состояния письма у младших школьников разработать и апробировать программу логопедической коррекции выявленных нарушений,  с учетом профилей речевого и психического развития детей.

Объект исследования:особенности и  нарушения письма у младших школьников

Предмет исследования: типологизация и коррекция нарушений письма с учетом профилей речевого и психического развития младших школьников.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что специально организованная логопедическая коррекция нарушений письма у младших школьников будет более эффективной  с учетом профилей их речевого и психического развития.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме нарушений письма у младших школьников.
  2. Подобрать диагностический инструментарий и изучить особенности и нарушения письма у младших школьников.
  3. Определить профили речевого и психического развития младших школьников
  4. Разработать и апробировать программу логопедической коррекции нарушений письма у младших школьников с учетом профилей речевого и психического развития.
  5. Оценить эффективность предложенной программы.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Проведение эксперимента в единстве констатирующего и формирующего этапов.
  3. Психолого-педагогический анализ нарушения письма у младших школьников.

Научная новизна исследования

  1. Обоснована структура профилей речевого и психического развития младших шильников.
  2. Описаны особенности и нарушения письма младших школьников с учетом профилей речевого и психического развития.
  3. Типологизированы показатели речевого и психического развития младших школьников при разных формах дисграфии.

Практическая значимость

  1. Разработана и апробирована программа коррекции дисграфии у младших школьников с учетом профилей речевого и психического развития.
  2. Разработаны практические рекомендации по коррекции и профилактике дисграфии у младших школьников, которые могут быть адресованы школьному логопеду и учителю начальных классов.

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Комплексная онтогенетическая оценка формирования навыка письма у детей

В современной нейропсихологии и психологии письмо рассматривают как сложнейший  процесс, который осуществляется за счёт совместной работы ,ряда зон коры левого полушария головного мозга. Работа каждого участка очень важна для нормально процесса протекания письма у ребенка.

Письмо – один из самых сложных психофизиологических процессов,который состоит из двух компонентов:

- сенсомоторный, психофизиологический, анализаторный, обеспечивающий технику письма;

- психолингвистический компонент, рассматривающий письмо как речь [9,c.15].

В процессе письма участвуют разные анализаторы: зрительный (оптический), слуховой (рече-слуховой, акустический), рече-двигательный и двигательный. Для верного течвения письма необходимо верно выделить фонему и связать ее с буквой. Письмо- не узко моторный акт, связанным только с движением руки,в письме выражаются слова.

Совместно анализаторы образуют сложную систему для обеспечения нормального процесса письма.Звукоразличие получается путем слаженной работы акустического и рече-двигательного анализатора.Изменение звука в букву получается только ,когла пространственный, зрительный и акустический анализатор, работают совместно. Они выполняют контроль за третичными зонами головного мозга (затылочная, теменная и височная).

Письмо представляет собой сложный психический процесс вербальных и невербальных компонентов к ним относятся: память, внимание, пространственное, слуховое и зрительное восприятие, моторика реки. В исследованиях Т.В. Ахутиной [2], Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой [56], Р.И. Лалаевой [29], А.Н. Леонтьева [32], А.Н. Корнева [26] и других ученых рассматриваются механизмы формирования письма и их нарушения.

Психофизиологической основой письменной речи является совместная работа многих анализаторов. В научной литературе можно встретить четыре гланых анализатора,которые отвечают за процесс письма:

- речедвигательный;

- речеслуховой (акустический)

- двигательный;

- рече-зрительный (оптический).

А.А. Леонтьев указывает на участие в процессе письма кинетического, кинестетического, проприоцептивного и пространственного, анализаторов [32,c.51]. Сенсомоторный уровень письма контролирует следующие операции:

- звуко-буквенный анализ (определение последовательности звуков и уточнение слышимых вариантов фонемы);

- перевод фонем в графемы;

- перевод зрительных образов букв (т.е. графем) в двигательные образы.

Н.Н. Волоскова выделяет два составляющих направления:

- лингвистический;

- психологический [12,c.42].

В научных трудах психологов ,сказано ,что письмо состоит из следующих операций:

- мотивация к письменной речи

-замысел

-содержание письменной речи

- контроль к письменной деятельности.

Е.А. Каморина пишет,о том ,что  в процессе письма задействованы основные высшие психические функции: логическая память, произвольное внимание, отвлеченное мышление, смысловое восприятие. Также нужна лингвистическая составляющая,она отвечает за то, какими средствами будет протекать процесс письма и отвечает  перевод внутреннего смысла в лингвистические коды - в синтетические и лексико-морфологические единицы (т.е. в слова и предложения) [22,c.19].

Абсолютно все корковые отделы головного мозга являются главными участниками сложнейшего процесса письма

- лобная доля (левое полушарие), осуществляет контроль произвольных движений отвечает за движение, за регуляцию и планирование деятельности.

- височная доля: это слуховой, гностический центр речи, отвечает за память.

- затылочная доля отвечает за восприятие и обработку зрительной информации.;

- теменная доля регулирует восприятие и анализ чувственных раздражителей, отвечает за оринтировку в пространстве.

В нижней теменной доле находится центр праксиса, то есть способность к выполнению целенаправленных автоматизированных движений (обеспечивает механический элемент письма) [27,c.44].

Р.И. Лалаева Р.И. и Л.В. Венедиктова подчеркивают, «что все мозговые зоны функционируют по принципу динамической локализации, что обуславливает возможность компенсации нарушенной работы одного из звеньев данной системы, обеспечивая процесс письма.  Письменную речь ребенок усваивает сознательно во время обучения. Необходимой предпосылкой к обучению является сформированность отделов мозга, имеющих непосредственное отношение к чтению, письму, а также подготовленность психологических процессов, которые участвуют в письменной речи».  [28,c.25].

А.Н. Леонтьев рассматривает психическую структуру письма в виде трех основных компонентов:

- процесс символизации фонем;

-  моделирование звуковой структуры слова;

- графомоторные процессы [32,c.72].

Предпосылками для формирования данных операций являются:

- навык символизации, который развивается в ИЗО-деятельности и символьных играх с замещением предмета);

- развитие фонематического восприятия ребенка (Р.И. Лалаева  выделяет в данном процессе несколько этапов), из которых завершающий этап – это осознание звукового состава слова;

- овладение процессом фонематического анализа, который обязателен для моделирования звуковой структуры слов при помощи  букв;

- графомоторные навыки, развитие которых непосредственно связано с состоянием зрительной и моторной координации [29,c.40].

Кроме вышеперечисленных, необходимыми условиями для развития письменной речи также являются различные сукцессивные процессы, такие, как анализ и синтез временных последовательностей стимулов и  сигналов;  межанализаторные взаимодействия, которые преобразовывают информацию из одной смысловой категории в другую; сенсомоторное развитие (в т.ч. зрительное, слуховое, психомоторное, тактильное, пространственное),  внимание и память, являющиеся основой интеллектуальной деятельности, а также эмоциональная и физиологическая готовность ребенка.

Все перечисленные условия развиваются у детей примерно к 5-6 годам. В этом возрасте большинство исследователей рекомендуют начинать обучение ребенка. А.Н. Корнев предлагает трехуровневую классификацию функциональной структуры письма:

3-й уровень (нижний):

- формирование условных рефлексов;

- интеллектуальное развитие;

- уровень развития сукцессивных навыков;

- развитие пальцевого праксиса;

2-й уровень:

- развитие способности к символизации;

- зрительная и моторная координация;

- фонематическое восприятие и представления;

- операции фонологической систематизации слов;

- изменение временной последовательности звуков;

- пространственная последовательность букв;

1-й уровень:

- навык звукобуквенной символизации;

- графомоторные навыки;

- моделирование звуковой структуры слов [26,c.59].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что для  профилактики нарушения письма у детей дошкольного возраста большое значение имеют предпосылки овладения письменной речью. Для дальнейшего успешного обучения в школе у ребенка еще на подготовительном этапе должны быть сформированы все предпосылки для овладения письмом.

Так, А.Н. Корнев перечисляет ряд основных предпосылок, которыми ребенок должен овладеть еще в дошкольном возрасте, необходимых для овладения фонетическим принципом, оказывающим непосредственное влияние на  написание слов в соответствие с произношением, не основываясь при этом на знании правил грамматики. К таким предпосылкам автор относит [26,c.49]:

  1. Необходимая сформированность (либо сохранность) устной речи, навыки анализа и синтеза речи, свободное владение речевой деятельностью.
  2. Достаточная сформированность слухо-пространственного и зрительно-пространственного восприятия, пространственных ощущений, знаний их взаимодействия, ориентировка в схеме своего тела.
  3. Сформированность двигательной сферы - разных видов целенаправленного праксиса руки, ее подвижности и устойчивости, т.е. предметных действий, различных тонких движений.
  4. Достаточный уровень развития навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем. По мнению А.Н. Корнева, лучше всего он формируется в процессе рисования, изобразительной деятельности и на основе символических игр.
  5. Сформированность общего поведения, т.е. способность к регуляции и саморегуляции, контроль за своими действиями.

Как указывает автор, отсутствие, хотя бы одного звена в данной цепи может повлечь за собой невозможность усвоения грамматических правил и в дальнейшем – к различным стойким нарушениям письменной речи.

Н.И. Буковцева  рассматривает письмо как  наиболее комплексное умение, которое формируется за время обучения. Одним из основных элементов обучения письму является развитие графического навыка письма, одновременно  с которым осуществляется формирование орфографических навыков [5,c.61].

К графическим навыкам можно отнести непосредственно движения руки, котрая переносит в тетрадь услышанные звуки ребенком. Если этот навык сформирован полностью, то почерк у ребенка будет красивый и правильный.А если графический навык не развит, то ребенок будет испыывать определенные трудности .Коррекция графического навыка очень сложная и очень часто невозможна.

На самом первоначальном этапе обучения письму,ученикам нужно объяснить что такое буква,показать и отработать все элементы букв в прописи .Научить правильно держать ручку и соблюдать правильную позицию при письме.Также нужно научить отличать один звук от другого ,узнавать нужный звук из многих других.Сформировать не только графический навык,но и орфографический. У детей 6-7 лет слабо сформированы мелкие кистевые мышцы,отведение фаланг пальцев.Младшие школьники с трудом могут вынести сильные нагрузки.У младших школьников не до конца развита зрительная память и ориентировка в пространстве.Они часто путают руки,могут написать элементы в другую сторона,что затрудняет работы с письмом.Нужно делать перерыв.Поэтому при обучении письму необходимо учитывать возрастные возможности  ребенка [12,c.15].

Необходимо также учитывать  и этапы формирования навыка письма. Как указано в словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского – «навык - это действие, сформированное методом многократного повторения и характеризующееся высоким уровнем освоения и отсутствия поэлементного контроля и  сознательной регуляции» [49,c.182].

Многочисленными исследованиями физиологов и психологов доказано, что на начальном этапе обучения письму дети акцентируют свое внимание на множестве элементов, которые характеризуют пространственную ориентацию движений и графическую правильность исполнения («откуда начинать писать, куда вести и где закончить»), не говоря уже о том, что вместе с этим решается задача перекодировки фонемы (или звучащей буквы) в графему, т.е. ее графическое изображение. На данном этапе ребенок должен обязательно осознавать не только то, что именно он должен написать, но и то, как это сделать правильно, соответственно предъявленным требованиям [31,c.215].

  1. Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы. Конспекты занятий. Владос. - 2015. – 127 с.
  2. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. М. Г. Храковской. - СПб.: «Акционер и К», 2014. – 246 с.
  3. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова.- М., 2008. - 128 с.
  4. Баранок О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией// Логопед. – 2009.- №8. – с. 108-116.
  5. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с ЗПР / Н.И. Буковцева // Практическая психология и логопедия. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика». – 2014. – № 3. – 187 с.
  6. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью / Н.И. Буковцева:Дис.… канд. пед. наук. – Самара, 2011. – 202 с.
  7. Величенкова О. А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников /О. А. Величенкова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О. Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – С. 19-22.
  8. Величенкова О. А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы / О.А. Величенкова: Дис.… канд. пед. наук. – М., 2012. – 184 с.
  9. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников / О.А. Величенкова, О.Б. Иншакова, Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2014. – №7. – 47 с.
  10. Величенкова О.А. Нейропсихологический анализ специфических нарушений письма у детей / О.А. Величенкова // А.Р. Лурия и психология 21 века. Вторая международная конеференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений // Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Тапера. – М.: Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, 2012. – С. 22-24.
  11. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. – М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2011. – 127 с.
  12. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыков письма у учащихся начальных классов / Н.Н. Волоскова: дисс. канд. психол. наук. Москва. – 1996. – 158 с.
  13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Акад. пед. наук. – 2013. – 500 с.
  14. Елецкая О.В. Коррекция дизорфографии у школьников. Учеб.-метод. пособие / О. В.Елецкая. — М. : форум : Инфра-м, 2015. 180 с.
  15. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
  16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
  17. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова // Логопедия сегодня. – 2013. - №4. – С. 83-86.
  18. 3абозлаева И.В. Эффективноность нейропсихологической коррекции у детей со специфическими расстройствами письма / И.В. Забозлаева, Т.Ф. Белогурова // I Международная конференция памяти Л.Р. Лурия. Тезисы докладов. / Под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмап, Д. Тапера. – М.: «Российское Психологическое общество», 2013. – С. 22-28.
  19. Иншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. – СПб.: Образование, 2007. – 319 с.
  20. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5- 7 лет: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2007. – 112 с.
  21. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. – М., 2012. – № 6. – С. 21-25.
  22. Каморина Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству // Логопед. – 2014. - № 2. – 98 с.
  23. Карпенко Н.П. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи / Н.П. Карпенко, А.Н. Подольский // Вест. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. – 2013. – №5 – 69 с.
  24. Каштанова С.Н., Кузнецова А.С.Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи / Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 141-144.
  25. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2014. - 158 с.
  26. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 2003. - 286 с.
  27. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – 2-е изд. – СПб.: Гиппократ, 2008. - 224 с.
  28. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов Н/Д: «Феникс», СПБ: «Союз», 2004. - 224с. 
  29. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Р.И. Лалаева.– М.: ВЛАДОС, 2007. – 304 с.
  30. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников. Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «Детство-пресс», 2014 – 356 с.
  31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 680 с.
  32. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. //Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. Кн. IV. – М., 2003. – С. 58–66.
  33. Ляудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 148 с.
  34. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. - М.: Гном и Д, 2011. - 136 с.
  35. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство «Гном и Д», 2014. – С. 15-20.
  36. Мазанова Е. В. « Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий». М. 2006 г.
  37. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – М.: Издательство «ООО Творческий Центр Сфера». – 2014. – № 4. – С. 5-9.
  38. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – М.: Издательство «ООО Творческий Центр Сфера». – 2014. – № 5. – 56 с.
  39. Мисаренко Г.Г. Технология обучения фонемному анализу как рабочей операции письма / Г.Г. Мисаренко // Начальная школа плюс до и после. – Издательство «Баласс». – 2015. – № 10. – С.21-24.
  40. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т.В. Моисеева // Школьный логопед. – М.: Издательский дом «Образование плюс», 2015. – № 3. – С. 10-12.
  41. Моисеенко Е.М. К вопросу об актуальности исследования нарушений письма у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Е.М. Моисеенко // Современное общество и специальное образование. Межд. научн. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – С. 115-118.
  42. Назарова А.А. Роль изучения анамнестических сведений в комплексном изучении нарушений письма младших школьников / А.А. Назарова // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / Под ред. О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2013. – С. 82-86.
  43. Овсянникова С.А. Фонематическое восприятие первоклассников с нарушениями письма / С.А. Овсянникова // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / Под ред. О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2014. – С. 93-97.
  44. Оглоблина И.Ю. Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи младших школьников // Логопед. – 2015. - № 5. – С. 116 – 122.
  45. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 556 с.
  46. Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Союз, 2014.
  47. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Союз, 2014. – 223 с.
  48. Парамонова Л.Г. Динамика дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения: материалы III международной конференции Российской ассоциации дислексии / Под ред. Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой. – М.: Российская ассоциация дислексии, МГПУ, 2013. – С. 55-57.
  49. Парамонова Л.Г. К вопросу дисграфии у учащихся общеобразовательных школ/ Л.Г. Парамонова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2013. – С. 137-140.
  50. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  51. Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 158 с.
  52. Разживина Н.В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией / Н.В. Разживина // Практическая психология и логопедия. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2014. – № 7 – С. 41-44.
  53. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – М.: Издательство Айрис-пресс, 2012. – 240 с.
  54. Савчук О.В. Практика психологического сопровождения детей с трудностями в развитии письменной речи / О.В. Савчук, В.И. Нодельман // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: «Прометей», МПГУ, 2013. – С. 187-191.
  55. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2011. - 254 с.
  56. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
  57. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ.// Дефектология. 2011. № 8. – 115 с.
  58. Уфимцева Н.В. Особенности способов оперирования единицами внутреннего лексикона детьми с дисграфией / Н.В. Уфимцева, О.Б. Иншакова, Е.А. Любавина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О. Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. – С. 64-71.
  59. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. /Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина.- М.:Айрис-Пресс, 2007.- 176с.
  60. Щукин А.В. Интеллектуально-личностные особенности детей с дисграфией в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. – СПб, 2008 – 20 с.
  61. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 2 / Хватцев М.Е. — М.: Владос, 2009.— 293 c.
  62. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.:Когито-Центр 2008– 138 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское