Введение
1 Теоретические аспекты эффективности использования рабочего времени персонала организации
1.1 Сущность и экономическое значение планирования рабочего времени персонала
1.2 Классификация и виды затрат рабочего времени организации в системе планирования
Вывод по главе 1
2 Анализ эффективности использования рабочего времени персонала организации ООО «Ротор»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ обеспеченности трудовыми ресурсам и использования фонда рабочего времени
2.3 Анализ производительности труда и использования фонда заработной платы
Вывод по главе 2
3 Пути повышения эффективности использования рабочего времени персонала ООО «Ротор»
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности использования рабочего времени персонала
3.2 Оценка экономической эффективность мероприятий
Вывод по главе 3
Заключение
Библиографический список
Понятие рабочего времени сформулировано в Трудовом Кодексе РФ (статья 91) - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами РФ относятся к рабочему времени [1]. Та же статья Кодекса обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Однако такая обязанность не является лишней обузой для работодателя, поскольку он заинтересован не только в учете, но и в оценке эффективности использования рабочего времени персонала в своей организации.
Контроль расходования рабочего времени, как и любой другой вид контроля, является важнейшей функцией менеджмента. В отличие от финансового учета и контроля или материальных ресурсов, он имеет ряд особенностей, поскольку рабочее время не может быть увеличено свыше нормальной продолжительности, установленной ТК РФ, не может быть компенсировано за счет низких цен, поскольку оплата труда также жестко регулируется, и ее снижение затруднительно. Следовательно, имеющееся рабочее время должно максимально полно и эффективно использоваться. Персонал любой организации является самым ценным ее ресурсом, поэтому он должен быть доступен весь период рабочего времени и находится в надлежащем состоянии, иначе экономические показатели организации будут ухудшаться.
Учет и оценка эффективности использования рабочего времени позволяет работодателю получать точную и объективную информацию об использовании важнейшего ресурса и о рабочей активности сотрудников.
В современной научной литературе имеются методические подходы к оценке использования рабочего времени, однако, их применение на практике часто вызывает затруднения у специалистов по управлению персоналом в силу отсутствия опыта или необходимых компетенций. За рубежом также изучают использование рабочего времени и его влияние на различные аспекты хозяйствования, однако, зарубежный опыт требует адаптации.
1 Теоретические аспекты эффективности использования рабочего времени персонала организации
1.1 Сущность и экономическое значение планирования рабочего времени персонала
Рабочее время – это время, которое любой работник посвящает выполнению свой трудовой функции. Его продолжительность регламентирует трудовое законодательство. Планирование рабочего времени является неотъемлемой частью управления им, то есть тайм-менеджмента. Под этим словом подразумевается не просто управление временем, а его эффективное планирование для достижения целей предприятия. Ведь время – это один из ресурсов, использовать который нужно рационально. Время – это самый ценный ресурс, имеющийся в распоряжении руководителя компании. А ключевая задача его помощника – создавать условия для наиболее эффективного использования руководителем компании имеющегося в его распоряжении рабочего времени. Для любой компании планирование рабочего времени имеет и еще одно важное значение. От того, какой фонд рабочего времени требуется для выполнения производственных задач, зависит численность сотрудников предприятия, а значит, и связанные с персоналом финансовые затраты [5, c. 52].
Именно в зависимости от умения распоряжаться рабочим временем находятся и полнота, и своевременность, и – в конечном счете – качество решения задач, относящихся к компетенции руководителя компании. Кстати, вопреки расхожим суждениям, планирование и организация рабочего времени руководителя компании не являются задачей его секретаря. С тем чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с квалификационной характеристикой соответствующей должности. На практике же секретарь руководителя обычно оказывается перегружен «офисной рутиной» – ведением бесконечных телефонных переговоров, техническим исполнением огромного количества документов и т. п., вследствие чего у него зачастую нет ни времени, ни сил даже для планирования и организации собственной работы. Помощник руководителя компании, напротив, располагает для этого и временем, и информацией, полученной им «из первых рук», и, что еще более важно, надлежащей квалификацией.
Стандартная продолжительность рабочего времени в течение одного дня составляет 8 ч, в течение недели – 40 ч, в течение месяца (в зависимости от количества рабочих дней) – от 136 ч (в январе) до 184 ч (например, в октябре), а в течение года – около 2000 ч. Здесь следует пояснить, что приведенные показатели не являются, так сказать, абсолютными, речь идет лишь об общей нормативной продолжительности рабочего времени, однако, к сожалению, далеко не все это время используется руководителем компании в интересах дела. Заметим, что вины руководителя в этом, как правило, нет [1, c. 89].
Планирование и управление рабочим временем позволяет решить следующие задачи:
- повышение уровня эффективности деятельности:
- контроль действий и затрат времени на них;
- оптимизация рабочего графика;
- совершенствование техник использования времени;
- отсев неэффективных с точки зрения временных затрат видов деятельности;
- рациональное планирование выполнения важнейших дел;
- четкое разделение рабочего и личного времени.
Планирование времени на предприятии, как и любое планирование, может подразделяться на виды по различным критериям:
- по охвату (общее и частное);
- по содержанию (стратегическое, оперативное и текущее);
- по объектам (кадровое, производственное, финансовое);
- по периодам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);
- по возможности изменений (жесткое и гибкое) [12, c. 139].
Рациональному и высокоэффективному расходованию рабочего времени мешают следующие причины:
- Плохое планирование и плохая организация рабочего времени либо полное отсутствие системы планирования и организации (системы тайм - менеджмента).
- Неспособность к обоснованному выбору целей в работе, ясному формулированию задач и расстановке приоритетов.
- Личная недисциплинированность, непрофессионализм.
- Слабая организация рабочего места.
- Непродуманная система информационной поддержки повседневной деятельности.
- Незапланированное общение – преимущественно по телефону, электронной почте либо с внезапными посетителями.
- Превышение заранее спланированных временных затрат на выполнение отдельных мероприятий (задач), например, на проведение совещаний, работу с документами, переезды и т. п.
- Недостатки в организации делегирования полномочий другим сотрудникам, неоправданное стремление «все сделать самому».
- Потери времени, обусловленные недисциплинированностью и безответственностью деловых партнеров и коллег: несвоевременное, неполное или (и) некачественное выполнение поручений, документов и т. п.
- Непредвиденные потери времени, являющиеся следствием стечения обстоятельств (например, уличная «пробка» по дороге в офис) или сбоев в работе технических средств организации работы (скажем, «зависание» компьютера с последующей перезагрузкой и др.) [15, c. 244].
Наконец, еще одна серьезная причина ненадлежащего расходования рабочего времени – непроизвольное отвлечение от работы, хотя бы и непродолжительное. Во многих случаях, как свидетельствуют многочисленные исследования в области труда, это не что иное, как проявление недостаточной мотивации сотрудника – будь то руководитель компании, его помощник или же кто-либо другой. На самом деле существует немало причин, делающих использование рабочего времени менее рациональным и низкоэффективным. Однако в то же время в нашем распоряжении имеется достаточно средств и способов для того, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему. В совокупности эти средства и способы образуют технологию управления рабочим временем [8, c. 118].
Поскольку применение этой (как, впрочем, и любой другой) технологии осуществляется людьми и в интересах людей, то правомерно говорить о системе управления рабочим временем. При этом роль «управляющего» рабочим временем руководителя компании отведена его помощнику. Для лучшего понимания сути этой роли, возможно, следует прежде всего познакомиться с важнейшими принципами планирования и организации рабочего времени.