Введение
1 Теоретические аспекты рентабельности деятельности организации
1.1 Понятие и экономическая сущность рентабельности деятельности
1.2 Показатели рентабельности деятельности и методика их расчета
1.3 Факторы повышения рентабельности производства продукции
2 Оценка рентабельности деятельности ОАО «Брюховецкий элеватор»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Оценка показателей рентабельности деятельности организации
2.3 Рентабельность производства и реализации основных видов продукции
3 Пути повышения уровня рентабельности деятельности ОАО «Брюховецкий элеватор»
3.1 Повышение рентабельности за счет роста финансовых результатов
3.2. Повышение рентабельности за счет расширения рынка сбыта
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложения
Вопросы анализа рентабельности деятельности находятся в центре внимания менеджмента любой компании. Цель организации бизнеса практически в любой сфере деятельности – извлечение прибыли.
Прибыль является основным обобщающим абсолютным показателем эффективности функционирования организации и определяется путем сопоставления доходов и расходов. Вместе с тем по абсолютным показателям прибыли нельзя объективно определить, насколько успешным был данный период работы для организации, ведь одна и та же сумма заработанной прибыли может быть итогом работы разновеликих организаций. Использование показателей рентабельности позволяет устранить этот недостаток.
Роль показателей рентабельности заключается в следующем: высокая рентабельность способствует повышению финансовой устойчивости организации и ее выживанию в условиях жесткой конкуренции на страховом рынке; рентабельность имеет большое значение для собственников, так как при ее увеличении возрастает интерес к инвестициям в данную организацию, растет цена акций, максимизируется рыночная стоимость капитала; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.
Таким образом, рентабельность – один из основных качественных показателей эффективности работы, который позволяет оценить не только общую социально-экономическую привлекательность организации, но и доходность различных направлений ее деятельности, окупаемость понесенных затрат и т.д.
Оценка рентабельности интересна не только собственникам и менеджерам компании, но и в первую очередь внешним пользователям информации: консультантам, финансовым аналитикам, потенциальным инвесторам и акционерам. Внешние заинтересованные пользователи информации уровень рентабельности организации могут оценить только по данным публичной бухгалтерской отчетности.
Методика анализа рентабельности приводится во многих научно-практических изданиях многими авторами (С.В. Куликовым, С.А. Бороненковой, Т.И. Буяновой, В.И. Петровой, А.В. Петровым, Г.А. Скачко, Н.Н. Никулиной, С.В. Березиной и др.). Но не всегда авторы ориентированы именно на показатели бухгалтерской отчетности, скорее на внутренние данные системы бухгалтерского учета, что затрудняет использование внешними аналитиками предлагаемых методик на практике. Также можно констатировать отсутствие общепринятых методик анализа рентабельности в организациях.
Выбранная тема курсовой работы носит актуальный характер, так как для достижения своей цели организация должна осуществлять эффективную деятельность, что может быть оценено именно показателями рентабельности.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению рентабельности организации на основе ее анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд таких задач:
- Рассмотреть понятие и экономическую сущность рентабельности;
- Изучить основные показатели рентабельности;
- Провести оценку рентабельности ОАО «Брюховецкий элеватор»;
- Разработать рекомендации по повышению рентабельности ОАО «Брюховецкий элеватор».
Объектом исследования выступает ОАО «Брюховецкий элеватор».
Предметом исследования является рентабельность ОАО «Брюховецкий элеватор».
Период исследования – 2012-2014 гг.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных авторов области анализа и финансов, и фактические данные организации.
В процессе исследования применялись общие методы: наблюдение, формализация, абстрагирование, монографический метод, анализ, сравнение.
1 Теоретические аспекты рентабельности деятельности организации
1.1 Понятие и экономическая сущность рентабельности деятельности
Рентабельность представляет собой один из показателей экономической эффективности деятельности организации. По принципу построения рентабельность – это величина, рассчитываемая как отношение полученного (или планируемого) эффекта (результата) к базе (к тому источнику средств, рентабельность которого необходимо узнать), выраженная в процентах. Это довольно общее определение рентабельности, однако оно дает четкое представление о применении показателей рентабельности для анализа эффективности деятельности компании.
Во-первых, эффект, или результат торговой организации, может быть выражен при помощи различных показателей: выручки, валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли и др.
Во-вторых, база, или тот источник средств, за счет которого был достигнут результат, может быть различной. Это могут быть активы компании, а также основной капитал, который может рассматриваться в разрезе собственных и заемных средств [15].
Если прибыль – экономическая категория, отражающая абсолютный финансовый результат деятельности предприятий, рентабельность – это экономическая категория, отражающая относительный финансовый результат. Он выражает эффективность деятельности предприятия в виде отдачи, т.е. доходности (от нем. rentable – доходный, прибыльный) как всех, так и отдельных видов вложенных в предприятие средств (обратный показатель – убыточность). Степень доходности определяется с помощью показателя «уровень рентабельности». Поэтому это показатель:
– оценки финансовых результатов предприятия;
– оценки соотношения между полученным доходом (прибылью)и использованными на получение этого дохода различными видами капитала предприятия;
– оценки качества управления предприятием как инструмент финансового менеджмента;
– оценки качества деятельности предприятия в целом.
Он используется при краткосрочном и долгосрочном планировании прибыли и других показателей [4].
Как экономическая категория рентабельность выражает экономические отношения на предприятии с точки зрения полученного финансового результата и затраченных или использованных на это денежных средств. Все эти отношения являются факторами изменения рентабельности. Разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности [17].
Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия [18].
Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [19].
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска [10].
В широком смысле слова, понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия [5].