Введение
1 Теоретико-правовые основы рассмотрения индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе
1.1 Понятие и содержание процесса рассмотрения индивидуального служебного спора на государственной гражданской службе
1.2 Правовые основы рассмотрения индивидуальных служебных споров государственных гражданских служащих
2 Аналитические аспекты рассмотрения индивидуальных служебных споров в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края
2.1 Анализ рассмотрения индивидуальных служебных споров в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края
2.2 Проблемы рассмотрения индивидуальных служебных споров Министерства социальной защиты населения г. Хабаровска
3 Совершенствование процесса рассмотрения индивидуального служебного спора государственных гражданских служащих в Министерстве социальной защиты населения Хабаровского края
3.1 Предложения по оптимизации порядка рассмотрения индивидуального служебного спора государственных гражданских служащих в Министерстве социальной защиты населения Хабаровского края
3.2 Эффективность мероприятий
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время необходимо законодательно решить концептуальный вопрос о публично-правовой сущности, природе и отраслевой принадлежности самого института государственной гражданской службы и, как следствие, его подинститута, совокупности норм о государственно-служебных спорах. Выработка законодательной концепции по данному вопросу неизбежно «потянет» за собой аналогичный вопрос о сущности муниципальной службы, подчиненной трудо-правовому регулированию. В науке административного права ученые-юристы неоднократно приводили аргументы в доказательство публично-правового (административно-правового) характера института государственной службы. С учетом предложений публично-правовой науки в продолжение этой идеи представляется целесообразным ввести в законодательство термин «государственно-служебный спор», детализировать его структуру (стороны, предмет, основание), осуществить классификацию видов споров на гражданской службе. Легальное определение «индивидуальный служебный спор» обнажает проблему несовпадения сторон государственно-служебного правоотношения, служебного контракта и индивидуального служебного спора.
Объект исследования- индивидуальный служебный спор.
Предмет исследования – процесс рассмотрения индивидуального служебного спора на практическом примере.
Целью работы является комплексное изучение индивидуального спора, разработка концептуальных положений для построения его самостоятельной целостной теории, а также поиск конструктивных решений, направленных на совершенствοвание процесса, регулирующего порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров.
Достижение поставленной цели исследοвания предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и содержание процесса рассмотрения индивидуального служебного спора на государственной гражданской службе;
- выявить правовые основы рассмотрения индивидуальных служебных споров государственных гражданских служащих;
-дать анализ рассмотрения индивидуальных служебных споров в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края;
- определить проблемы рассмотрения индивидуальных служебных споров Министерства социальной защиты населения г. Хабаровска;
Предложить меры по оптимизации порядка рассмотрения индивидуального служебного спора государственных гражданских служащих в Министерстве социальной защиты населения Хабаровского края;
- показать Эффективность мероприятий.
Методологической базой исследования послужили научные исследования в области процесса рассмотрения индивидуального служебного спора.
В исследовании использованы следующие методы: метод анализа документов, системного анализа, метод комплексного анализа. Метод анализа документов применяется в первой теоретической главе, а также при рассмотрении нормативно-правовых основ в области молодежной политики. Метод системного анализа предполагает изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В данном случае, рассматривается изучение процесс рассмотрения индивидуального служебного спора на государственной гражданской службе.
Нормативную базу курсовой работы составили: Конституция РФ, федеральные закοны и иные нормативные правовые акты, регулирующие служебные отношения на государственной службе, Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Эмпирическую базу работы составили: постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, а также российская и зарубежная судебная практика, практические примеры в области рассмотрения индивидуального служебного спора на госудасртвенной гражданской службе.
Хронологические рамки исследования: 2017-2019 гг.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные мероприятия позволят повысить эффективность процесса рассмотрения индивидуального служебного спора на госудасртвенной гражданской службе.
Структура работы состоит из 3х глав, введения и заключения, а так же библиографического списка.
1 Теоретико-правовые основы рассмотрения индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе
1.1 Понятие и содержание процесса рассмотрения индивидуального служебного спора на государственной гражданской службе
Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:
- комиссией государственного органа по служебным спорам;
- судом.
Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее — Комиссия) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.
Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.
Служебный спор рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.
Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в Комиссию письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.
Комиссия обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.
Решение Комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
- гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
- представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:
- о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
- по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.
В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.
Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на усовершенствование рассмотрения индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе, в частности, на предотвращение конфликта интересов. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».
Поправки планируются в закон о государственной гражданской службе. Предлагается изменить порядок формирования комиссии по индивидуальным служебным спорам, разрешив включать в ее состав избираемых на собрании представителей гражданских служащих. В настоящее время в комиссию от гражданских служащих могут входить только представители выборного профсоюзного органа, который в некоторых госорганах отсутствует.