ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Развитие эффективности социальной справедливости налогообложения в России
1.1 Понятие эффективности и справедливости налогообложения
1.2 Роль и значение налога на доходы физических лиц, как инструмента реализации принципа справедливости
Глава 2. Налога на доходы физических лиц, как инструмент реализации принципа справедливости и экономической эффективности
2.1 Рост социальной справедливости, как путь к эффективному производству
2.2 Реализация принципа справедливости и экономической эффективности через механизм налоговых льгот налога на доходы физических лиц
Глава 3. Пути совершенствования способов практической реализации принципа справедливости налоговой системы России
3.1 Основные направления совершенствования в области налогообложения физических лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Постоянные трансформации в системе отечественного законодательства о сборах и налогах на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) говорят о положительных направлениях по формированию социальной стабильности в стране. Но современный механизм по расчету налоговой базы отражает потенциал его применения лишь для разрешения задач в области социальной политики. Поэтому можно смело говорить о недостаточности в его разработке. А именно, в части размеров налоговых вычетов, условий его применения и сферы его распространения. Поэтому, современное состояние экономики диктует важность применения более адекватного и рационального механизма по реализации указанного потенциала.
Актуальность темы курсовой работы состоит в незначительной разработке теоретической базы и отсутствия должного механизма по регулированию НДФЛ в стране. Также отмечается его низкая социальная роль, наличие дисбаланса в соотношении доходов социальных групп. Следовательно, так важно проводить реформирование в области налогообложения доходов физических лиц, что поможет достичь четкого распределения национального дохода и эффективного налогового контроля.
Объект исследования – налог на доход физических лиц.
Предмет исследования – процесс реализации принципов эффективности и справедливости налога на доходы физических лиц.
Теоретическая значимость. Принципы эффективности и справедливости налога на доходы физических лиц в разное время исследовались в трудах выдающихся зарубежных ученых таких, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Пигу, Г.Мюрдаль, Д. Кейнс, К. Маркс. В России исследованию теоретических основ прогрессивного подоходного налогообложения физических лиц в той или иной мере свои работы посвящали Н. Тургенев, И. Озеров, М. Кулишер, И. Янжул, С. Витте. Современные проблемы налогообложения доходов физических лиц, в том числе в части фискальной и социальной роли НДФЛ, рассматриваются российскими учеными: А.В. Ароновым, Е.С. Вылковой, И.В. Гашенко, И.В. Горским, А.В. Кашиным, Н.П. Мельниковой, Н.И. Малис, Л.П. Павловой, В.Г. Пансковым, М.В. Романовским, Д.Г. Черником, Ю.Д. Шмелевым и другими.
Целью исследования курсовой работы является анализ принципов эффективности и справедливости налога на доходы физических лиц.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность принципов социальной справедливости и эффективности налога на доход физических лиц;
– выявить роль и значение подоходного налога с физических лиц как инструмента реализации принципа справедливости;
– рассмотреть основные направления совершенствования в области налогообложения физических лиц с точки зрения реализации принципа справедливости;
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты в области налогового и бюджетного права, справочно-статистические данные Министерства финансов Российской Федерации, научные труды отечественных и зарубежных ученых, экономические журналы и газеты, учебники по макроэкономике ,а также ресурсы сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Развитие эффективности социальной справедливости налогообложения в России
1.1 Понятие эффективности и справедливости налогообложения
В определении "справедливость" принимали участие ученые-экономисты, что имело ряд разногласий в их позициях. Понятие налоговой справедливости впервые появляется в системе принципов, разработанной Адамом Смитом. До появления этой системы это понятие «витало» только в общих налоговых теориях. Согласно Адаму Смиту, налоговая справедливость включает, прежде всего, единообразие, из которого делается вывод, что равные субъекты и объекты должны подлежать одинаковому налогообложению. Вопрос о распределении налогового бремени для удовлетворения требования справедливости относится к сфере нормативной экономики.
Согласно принципу заслуг, налоги должны уплачиваться пропорционально выплатам государственных услуг. Равенство достигается, когда одни и те же компании, получающие одинаковые льготы, платят одинаковые налоги. С точки зрения распределения налоги нейтральны в том смысле, что они оставят чистую стоимость любого бизнеса такой, какой она была до введения налога [7].
На ранних этапах разработки концепции справедливого налогообложения ключевыми моментами были вопросы универсальности и равенства. В классической теории налогов, представляющей налог как «необходимое зло», концепция справедливости не приравнивалась к равенству, налог как чистый убыток для общества должен возмещаться гражданами государства пропорционально их способности платить налог. Так, яркий приверженец идей Адама Смита в России Н.И. Тургенев считал справедливым равнопропорциональное распределение налогов, соответствующих доходам граждан.[4, с. 134].
Рассмотрение справедливости как равенства выступает в налоговой теории как жертва, получившая достаточную популярность в XIX веке, в т.ч. и среди представителей российского финансового мышления. В связи с этим О.В. Шинкарева считает несправедливым предоставление налоговых льгот физическим лицам и (или) имуществу и призвала к осуждению такой несправедливости [18, с. 247]. Следующей отправной точкой в изучении универсальности и равенства в налогообложении была теория необлагаемого налогом минимума, согласно которой часть средств, необходимых для поддержания существования человека, должна быть освобождена от налогообложения. Эту позицию разделяли Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Жан Батист Сэй, Симон де Сисмонди и другие. При рассмотрении данной проблемы встал вопрос об определении минимальной суммы средств, освобождаемых от налогообложения.
Впервые представители социально-политической теории во главе с Адольфом Вагнером рассмотрели налоги как способ перераспределения богатства. Эти немецкие экономисты видели в налогах лучший способ исправить неравенство в обществе.
Таким образом, по мнению представителей социально-политической теории, с помощью налогов необходимо развивать экономическое благосостояние беднейших классов, ограничивая благосостояние самых богатых классов. Такой подход, по мнению Адольфа Вагнера и представителей социально-политической теории, кажется справедливым. Эта немецкая школа обосновывала социальную цель налога наряду с его фискальной целью. Основными предложениями Адольфа Вагнера и его сторонников были введение прогрессивного налогообложения доходов состоятельных классов, применение повышенного налогообложения дохода от капитала (доход от капитала) в отличие от труда (некапитальный доход) и освобождение от налога минимального дохода несостоятельных классов. Таким образом, сторонники социально-политической теории предложили механизм перекладывания налогового бремени с бедных граждан на более состоятельных, поскольку налоги, по их мнению, являются прекрасным средством исправления существующего неравенства в обществе с целью удовлетворения требований справедливости.
Задачей эффективной налоговой системы должен быть не сбор максимальной суммы налогов, как следует из традиционного понимания «эффективности», а исполнение необходимой бюджету потребности в определенной сумме, достаточной для реализации государственных функций при минимальных затратах на их получение.
Многие авторитетные ученые придерживаются мнения, что экономическая эффективность находится в противоречии с социальной справедливостью. Делая выбор в пользу справедливости, государство допускает определенное снижение экономической эффективности, поскольку высокий уровень социальной нестабильности может привести к негативным экономическим последствиям [20, С. 38].
Экономическая эффективность находится в тесной связи с фискальной функцией налогов, тогда как социальная направленность экономики находит свое отражение в проявлении социальной функции налога. Социальная справедливость и экономическая эффективность могут рассматриваться как конфликтующие цели – увеличение одной компоненты устойчивого развития влечет за собой уменьшение другой. Однако эти понятия не противостоят друг другу, а находятся в диалектическом взаимодействии и являются взаимозависимыми и взаимодополняемыми.
Как отмечает И.А. Майбуров, существует позитивная взаимосвязь налогов (обеспечивающих государственные доходы) государства (осуществляющего за счет этих доходов общественно значимые расходы), общества (улучшающего свое социальное самочувствие за счет объема полученных общественных благ) и экономики (формирующей базу для налогообложения и получающей за счет государственных расходов стимулы для своего развития). По мнению ученого, позитивный характер взаимосвязи проявляется не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько через активность и эффективность государства в реализации социальных функций [11, С. 31].
По мнению И. Н. Насырова и Е. В. Штырляева, необходимо говорить о достижении паритета между экономической эффективностью и социальным развитием посредством механизма налогообложения. Суть налоговой политики социального государства должна заключаться в обеспечении баланса экономических и социальных интересов [12, С. 38].
Подводя итоги анализа взглядов ученых российских и зарубежных финансовых школ, необходимо отметить, что концепции справедливости и эффективности в налогообложении признаны относительными, подлежащими изменению одновременно с изменением представления о государстве, его сущности, задачах и функциях [18, с. 49].
Следовательно, только грамотное сочетание принципов экономической эффективности и социальной справедливости будет способствовать более эффективному выполнению функций налоговой системы, а также реализации интересов участников налоговых отношений. Это приведет к большей результативности налоговой системы.
Теоретический анализ, проведенный в этом параграфе, показывает, что, несмотря на различные научные взгляды на прогрессивное налогообложение, налоговые льготы и другие атрибуты налоговой системы, на протяжении всего развития теории налогов и налогообложения справедливость всегда ассоциировалась с равномерным распределением бремени. среди налогоплательщиков.