Курсовая работа|Налоги и налогообложение

Эффективность и справедливость налога на доходы физических лиц

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 37

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Развитие эффективности социальной справедливости налогообложения в России

1.1 Понятие эффективности и справедливости налогообложения

1.2 Роль и значение налога на доходы физических лиц, как инструмента реализации принципа справедливости

Глава 2. Налога на доходы физических лиц, как инструмент реализации принципа справедливости и экономической эффективности

2.1 Рост социальной справедливости, как путь к эффективному производству

2.2 Реализация принципа справедливости и экономической эффективности через механизм налоговых льгот налога на доходы физических лиц

Глава 3. Пути совершенствования способов практической реализации принципа справедливости налоговой системы России

3.1 Основные направления совершенствования в области налогообложения физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

Постоянные трансформации в системе отечественного законодательства о сборах и налогах на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) говорят о положительных направлениях по формированию социальной стабильности в стране.  Но современный механизм по расчету налоговой базы отражает потенциал его применения лишь для разрешения задач в области социальной политики. Поэтому можно смело говорить о недостаточности в его разработке. А именно, в части размеров налоговых вычетов, условий его применения и сферы его распространения. Поэтому, современное состояние экономики диктует важность применения более адекватного и рационального механизма по реализации указанного потенциала.

Актуальность темы курсовой работы состоит в незначительной разработке теоретической базы и отсутствия должного механизма по регулированию НДФЛ в стране. Также отмечается его низкая социальная роль, наличие дисбаланса в соотношении доходов социальных групп. Следовательно, так важно проводить реформирование в области налогообложения доходов физических лиц, что поможет достичь четкого распределения национального дохода и эффективного налогового контроля.

Объект исследования – налог на доход физических лиц.

Предмет исследования – процесс реализации принципов эффективности и справедливости налога на доходы физических лиц.

Теоретическая значимость. Принципы эффективности и справедливости налога на доходы физических лиц в разное время исследовались в трудах выдающихся зарубежных ученых таких, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Пигу, Г.Мюрдаль, Д. Кейнс, К. Маркс. В России исследованию теоретических основ прогрессивного подоходного налогообложения физических лиц в той или иной мере свои работы посвящали Н. Тургенев, И. Озеров, М. Кулишер, И. Янжул, С. Витте. Современные проблемы налогообложения доходов физических лиц, в том числе в части фискальной и социальной роли НДФЛ, рассматриваются российскими учеными: А.В. Ароновым, Е.С. Вылковой, И.В. Гашенко, И.В. Горским, А.В. Кашиным, Н.П. Мельниковой, Н.И. Малис, Л.П. Павловой, В.Г. Пансковым, М.В. Романовским, Д.Г. Черником, Ю.Д. Шмелевым и другими.

Целью исследования курсовой работы является анализ принципов эффективности и справедливости налога на доходы физических лиц.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть сущность принципов социальной справедливости и эффективности налога на доход физических лиц;

– выявить роль и значение подоходного налога с физических лиц как инструмента реализации принципа справедливости;

– рассмотреть основные направления совершенствования в области налогообложения физических лиц с точки зрения реализации принципа справедливости;

Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты в области налогового и бюджетного права, справочно-статистические данные Министерства финансов Российской Федерации, научные труды отечественных и зарубежных ученых, экономические журналы и газеты, учебники по макроэкономике ,а также ресурсы сети Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Развитие эффективности социальной справедливости налогообложения в России

1.1 Понятие эффективности и справедливости налогообложения

В определении "справедливость" принимали участие ученые-экономисты, что имело ряд разногласий в их позициях. Понятие налоговой справедливости впервые появляется в системе принципов, разработанной Адамом Смитом. До появления этой системы это понятие «витало» только в общих налоговых теориях. Согласно Адаму Смиту, налоговая справедливость включает, прежде всего, единообразие, из которого делается вывод, что равные субъекты и объекты должны подлежать одинаковому налогообложению. Вопрос о распределении налогового бремени для удовлетворения требования справедливости относится к сфере нормативной экономики.

Согласно принципу заслуг, налоги должны уплачиваться пропорционально выплатам государственных услуг. Равенство достигается, когда одни и те же компании, получающие одинаковые льготы, платят одинаковые налоги. С точки зрения распределения налоги нейтральны в том смысле, что они оставят чистую стоимость любого бизнеса такой, какой она была до введения налога [7].

На ранних этапах разработки концепции справедливого налогообложения ключевыми моментами были вопросы универсальности и равенства. В классической теории налогов, представляющей налог как «необходимое зло», концепция справедливости не приравнивалась к равенству, налог как чистый убыток для общества должен возмещаться гражданами государства пропорционально их способности платить налог. Так, яркий приверженец идей Адама Смита в России Н.И. Тургенев считал справедливым равнопропорциональное распределение налогов, соответствующих доходам граждан.[4, с. 134].

Рассмотрение справедливости как равенства выступает в налоговой теории как жертва, получившая достаточную популярность в XIX веке, в т.ч. и среди представителей российского финансового мышления. В связи с этим О.В. Шинкарева считает несправедливым предоставление налоговых льгот физическим лицам и (или) имуществу и призвала к осуждению такой несправедливости [18, с. 247]. Следующей отправной точкой в ​​изучении универсальности и равенства в налогообложении была теория необлагаемого налогом минимума, согласно которой часть средств, необходимых для поддержания существования человека, должна быть освобождена от налогообложения. Эту позицию разделяли Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Жан Батист Сэй, Симон де Сисмонди и другие. При рассмотрении данной проблемы встал вопрос об определении минимальной суммы средств, освобождаемых от налогообложения.

Впервые представители социально-политической теории во главе с Адольфом Вагнером рассмотрели налоги как способ перераспределения богатства. Эти немецкие экономисты видели в налогах лучший способ исправить неравенство в обществе.

Таким образом, по мнению представителей социально-политической теории, с помощью налогов необходимо развивать экономическое благосостояние беднейших классов, ограничивая благосостояние самых богатых классов. Такой подход, по мнению Адольфа Вагнера и представителей социально-политической теории, кажется справедливым. Эта немецкая школа обосновывала социальную цель налога наряду с его фискальной целью. Основными предложениями Адольфа Вагнера и его сторонников были введение прогрессивного налогообложения доходов состоятельных классов, применение повышенного налогообложения дохода от капитала (доход от капитала) в отличие от труда (некапитальный доход) и освобождение от налога минимального дохода несостоятельных классов. Таким образом, сторонники социально-политической теории предложили механизм перекладывания налогового бремени с бедных граждан на более состоятельных, поскольку налоги, по их мнению, являются прекрасным средством исправления существующего неравенства в обществе с целью удовлетворения требований справедливости.

Задачей эффективной налоговой системы должен быть не сбор максимальной суммы налогов, как следует из традиционного понимания «эффективности», а исполнение необходимой бюджету потребности в определенной сумме, достаточной для реализации государственных функций при минимальных затратах на их получение.

Многие авторитетные ученые придерживаются мнения, что экономическая эффективность находится в противоречии с социальной справедливостью. Делая выбор в пользу справедливости, государство допускает определенное снижение экономической эффективности, поскольку высокий уровень социальной нестабильности может привести к негативным экономическим последствиям [20, С. 38].

Экономическая эффективность находится в тесной связи с фискальной функцией налогов, тогда как социальная направленность экономики находит свое отражение в проявлении социальной функции налога. Социальная справедливость и экономическая эффективность могут рассматриваться как конфликтующие цели – увеличение одной компоненты устойчивого развития влечет за собой уменьшение другой. Однако эти понятия не противостоят друг другу, а находятся в диалектическом взаимодействии и являются взаимозависимыми и взаимодополняемыми.

Как отмечает И.А. Майбуров, существует позитивная взаимосвязь налогов (обеспечивающих государственные доходы) государства (осуществляющего за счет этих доходов общественно значимые расходы), общества (улучшающего свое социальное самочувствие за счет объема полученных общественных благ) и экономики (формирующей базу для налогообложения и получающей за счет государственных расходов стимулы для своего развития). По мнению ученого, позитивный характер взаимосвязи проявляется не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько через активность и эффективность государства в реализации социальных функций [11, С. 31].

По мнению И. Н. Насырова и Е. В. Штырляева, необходимо говорить о достижении паритета между экономической эффективностью и социальным развитием посредством механизма налогообложения. Суть налоговой политики социального государства должна заключаться в обеспечении баланса экономических и социальных интересов [12, С. 38].

Подводя итоги анализа взглядов ученых российских и зарубежных финансовых школ, необходимо отметить, что концепции справедливости и эффективности в налогообложении признаны относительными, подлежащими изменению одновременно с изменением представления о государстве, его сущности, задачах и функциях [18, с. 49].

Следовательно, только грамотное сочетание принципов экономической эффективности и социальной справедливости будет способствовать более эффективному выполнению функций налоговой системы, а также реализации интересов участников налоговых отношений. Это приведет к большей результативности налоговой системы.

Теоретический анализ, проведенный в этом параграфе, показывает, что, несмотря на различные научные взгляды на прогрессивное налогообложение, налоговые льготы и другие атрибуты налоговой системы, на протяжении всего развития теории налогов и налогообложения справедливость всегда ассоциировалась с равномерным распределением бремени. среди налогоплательщиков.

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года. N 145– ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  3. Проект Министерства Финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695 (дата обращения 17.03.2018)
  4. Воробьева Е. НДФЛ. Новейший справочник налогоплательщика. Актуальные разъяснения и профессиональные комментарии. М.: Эксмо, 2015.– 656 с.
  5. Калинина О.В. Методологические инновационные аспекты перехода на прогрессивное налогообложение граждан // Финансы и кредит. 2016. № 25 (697). С. 19-32.
  6. Кожан Н.В. Анализ действующего налога на доходы физических лиц//Инновационная наука. 2016. No2.
  7. Кожан Н.В., Махова А.В. Анализ действующего налога на доходы физических лиц // Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 183-188.
  8. Кораблева О.В. Использование принципов семейного налогообложения при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах. // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – №26(68). – С. 44– 49
  9. Лапов Д.Е. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц как необходимый элемент антикризисной политики России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 2. С. 200-212.
  10. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Экономическая безопасность», «Таможенное дело» / [ И.А. Майбуров и др.] под редакцией И.А. Майбурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 487 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  11. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 591 с. – (Серия «Magister»).
  12. Насыров И.Н., Штырляева Е.В. Необходимость отмены двойного налогообложения дивидендов // Финансы и кредит. – 2015. – № 17 (641). – С. 46-52.
  13. Осипова Е.С. Прогрессивное налогообложение доходов как условие социальной справедливости / Е.С. Осипова // "Налоги" (журнал). – 2016. – №1.
  14. Паршина Е.Н. Реализация принципа справедливости при налогообложении физических лиц в России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2015. – № 1 (56). – С. 49-53
  15. Савицкий А.И. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц: перспективы введения в России и зарубежный опыт. Закон. 2016. № 10. С. 44-62.
  16. Самойленко М.Г., Гасанов О.С. Налог на доходы физических лиц: необлагаемый минимум. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, – №3 (2016) – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/145EVN316.pdf (дата обращения 17.12.2017)
  17. Чумаков Р. М. Прогрессивная школа налогообложения: за и против /Р. М. Чумаков, А. Р. Хаметова // XVII международная научно-практическая конференция МЦНС «Наука и просвещение», 2018 . –С. 145-147.
  18. Шинкарёва О.В. Роль налога на доходы физических лиц и взносов на обязательное социальное страхование в консолидированном бюджете Российской Федерации и государственных внебюджетных фондах // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2016. № 2 (8). С. 19-25.
  19. Штырляева Е.В. Повышение эффективности предприятий при исключении двойного налогообложения дивидендов // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2015. – № 2 (65). – С. 110-119.
  20. Эрнашвили Н. Д. НДФЛ: вопросы применения прогрессивной шкалы налогообложения / Н. Д. Эрнашвили. А. И. Григорьев// Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – No3. – С. 242-247.
  21. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Информация об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/subbud/(дата обращения 19.03. 2018)
  22. В Госдуму внесли законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ.[Электронный ресурс]//Сайт: «Российская газета» – URL: https://rg.ru (Дата обращения 12.05.2018)
  23. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populati on/level (дата обращения 14.04.2018)
  24. Госдума отклонила законопроекты о прогрессивной шкале НДФЛ.[Электронный ресурс]//Сайт: «РИА Новости» – URL: https://ria.ru (Дата обращения 12.05.2018)
  25. Доля пенсионеров и безработных в составе малоимущего населения.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.perepis2020.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty
  26. История НДФЛ в России.[Электронный ресурс]// Сайт: «ГАРАНТ.РУ Информационно-правовой портал» – URL: http://www.garant.ru (дата обращения 12.11.2017)
  27. Консолидированный бюджет Российской Федерации. Информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/# (дата обращения 19.03. 2018)
  28. Неравенство и бедность. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода. [Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.perepis2020.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty
  29. Основные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/06-17.htm (дата обращения 14.04.2018)
  30. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной Налоговой Службы. – URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
  31. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной Налоговой Службы. – URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
  32. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами. [Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной Налоговой Службы. – URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
  33. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц, начисленных и удержанных налоговым агентом. [Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной Налоговой Службы. – URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
  34. Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной Налоговой Службы. – URL: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 12.12.2017)
  35. Официальная статистика. Рынок труда, занятость и заработная плата. Заработная плата.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/la bour_costs/# (Дата обращения 05.04.2018)
  36. Официальная статистика. Рынок труда, занятость и заработная плата. Трудовые ресурсы.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/la bour_force/#(Дата обращения 05.04.2018)
  37. Официальная статистика. Цены. [Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/# (Дата обращения 14.04.2018)
  38. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018-2020 годов [Электронный ресурс]// Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/ (Дата обращения 07.05.2018)
  39. Прожиточный минимум и бедность. [Электронный ресурс] // SOCIO City. Университет социологии. – URL: http://www.sociocity.ru/scitys-988-3.html (дата обращения 25.12.2017)
  40. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populati on/level (дата обращения 12.03.2018)
  41. Средняя заработная плата по 10-процентным группам работников.[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.perepis2020.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs
  42. Федеральная служба государственной статистики. Население. Неравенство и бедность. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/#
  43. Численность занятых по субъектам Российской Федерации. .[Электронный ресурс] // Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/tab_trud2.html

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Налоги и налогообложение
2016 год 9 стр.
Курсовая Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, вариант 7 НТЭК
Telesammit
Курсовая работа Налоги и налогообложение
2016 год 37 стр.
Курсовая Налогообложение прибыли организаций
Telesammit
Курсовая работа Налоги и налогообложение
2012 год 33 стр.
Курсовая Налог на имущество граждан
diplomstud
Курсовая работа Налоги и налогообложение
2013 год 30 стр.
Курсовая НДС в сфере материального производства
diplomstud
Курсовая работа Налоги и налогообложение
2014 год 44 стр.
Курсовая Налог на доходы физических лиц
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское