Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в современных российских условиях очевидна тенденция усиления роли права. Законодательное регулирование переходит на новый качественный уровень, усиливается влияние различного рода стимулов, в том числе, и правовых, направленных на повышение активности граждан в самых разнообразных сферах жизни общества. Актуализируется дальнейшее упрочение правопорядка и, следовательно, совершенствование механизма его обеспечения, так как общество с присущими ему противоречиями, конфликтами и постоянной борьбой интересов не может существовать без социального регулятора, способного привести в баланс порядок человеческих взаимоотношений. Таким регулятором является принуждение.
Сложность и многогранность такой социальной особенности общества, как «административное принуждение», обуславливает поиск адекватных методологий ее анализа, выработку продуктивных познавательных подходов, методов и принципов, предопределяющих программу и способы исследования. Административное принуждение является важной составной частью государственного принуждения, через которое осуществляется социальная детерминация других составляющих государства.
Целью данного исследования является изучение основ применения и проблем реализации принуждения как метода административной деятельности полиции.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– раскрыть понятие и представить общую характеристику принуждения как метода административной деятельности полиции;
– изучить особенности принуждения отдельными субъектами административной деятельности полиции;
– выявить проблемы реализации принуждения как метода административной деятельности полиции.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся в рамках осуществления полицией мер административного принуждения.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие основные положения реализации принуждения, как метода административной деятельности полиции.
Теоретические основы исследования опираются на работы таких ученых как: Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов, Д.В.Карпухин, А.Ю. Иванов, С.Г. Костин и других.
Методологическую базу исследования составили принципы общенаучной методологии, включающие комплексный системный подход, анализ литературы и нормативных правовых актов, логико-юридический метод, метод сравнения, обобщения и интерпретации.
Практическая значимость работы состоит в содержащихся в работе теоретических выводах, обобщениях и предложениях, направленных на обоснование возможных направлений совершенствования российского законодательства, устанавливающего меры административного принуждения,
Структурно работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка пользуемой литературы.
-
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНУЖДЕНИЯ КАК МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Российская Федерация – правовое государство, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы[1].
Однако абсолютная свобода человека невозможна. Для успешного функционирования общества, а также обеспечения нормальной жизнедеятельности всех его членов необходимо ограничение некоторых прав и свобод. Ограничению подлежат права и свободы человека и гражданина, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, права и свободы человека хоть и приоритетны для государства, все же не являются абсолютными и безграничными. На сегодняшний день право является мерой свободы, из чего, как следствие, вытекает необходимость ограничений.
Право - это инструмент, необходимый для защиты личности от произвола государственной власти. В свою очередь ограничение прав и свобод необходимо для защиты прав и свобод других лиц от произвола субъекта права, право пользователя.
Итак, можно сказать, что право с присущими ему ограничениями служит мерой свободы в обществе, а государственное принуждение есть реакция государства на неправомерное, вредное для общества поведение людей.
Опосредуясь в праве и выступая, как форма правового принуждения, государственное принуждение, в основном, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм[2].
Традиционным является рассмотрение государственного принуждения в широком и в узком смысле. В широком смысле под принуждением принято понимать принудительное свойство самого права, принуждение изначально содержится в обозначенном государством правиле поведения, выраженном в законе.
При этом государственное принуждение выступает в виде неотъемлемой способности государства оказывать властное воздействие на поведение людей в процессе осуществления государственных функций и правового регулирования общественных отношений[3].
В узком смысле, под государственным принуждением понимается четко определенная мера принудительного воздействия в форме адресного индивидуального управленческого акта[4].
Основными видами государственного принуждения являются административное, дисциплинарное, гражданско-правовое и уголовное. Они различаются по основаниям и процедурам применения соответствующих мер.
Чаще других видов государственно-правового принуждения на практике применяется административное принуждение. Поэтому значительное внимание содержанию форм и методов управления уделяется в науке административного права[5].
Административно-правовое принуждение, обладает всеми признаками государственного принуждения, однако имеет свои особенности[6]:
– осуществляется для охраны общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления;
– осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений;
– характеризуются множественностью субъектов его применения (осуществляется органами исполнительной власти, местного самоуправления, судами, административными комиссиями);
– система мер административно-правового принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия;
– меры административно-правового принуждения по степени негативного воздействия на объекты, являются разносторонними. Так согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), к правонарушителям могут быть применены наказания: «предупреждение», «административный арест», «лишение специального права», «административное выдворение за пределы Российской Федерации», «дисквалификация» и др[7].
В целях пресечения преступлений или правонарушений могут непосредственно применяться физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие. Таким образом, отдельные меры отличаются суровостью по характеру воздействия на объект принуждения.
– процессуальный порядок применения административного принуждения отличается простотой, поэтому в большинстве случаев связан с производством меньшего круга процессуальных действий, в отличие от принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством. Большинство мер принуждения, не требует предварительного вынесения правоприменительного акта (например, определения).
– применяется в отношении неограниченного круга физических и юридических лиц (например, когда осуществляется временное запрещение движения ТС при угрозе безопасности дорожного движения, ликвидация последствий ДТП и аварий в коммуникационных сетях и др.);
– меры административно-правового принуждения могут применяться к лицам, как совершившим правонарушения, или преступления, так и не совершивших такового (например, в целях предупреждения общественно опасных последствий при стихийных бедствиях).
Следует отметить, что в научной литературе, как общетеоретической, так и отраслевой, нет единства мнений по поводу понятия и разновидностей мер административно-правового принуждения.
Одни авторы (например, Д.Н. Бахрах) сводят в основном только к применению административных санкций, а в качестве основания применения принуждения выделяют только факт совершения правонарушения[8]; другие (например, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов и др.) рассматривают административное принуждение значительно шире, включая в это понятие и психическое воздействие в виде угрозы применения административных санкций за невыполнение предписаний, а в качестве оснований применения принуждения выделяют не только совершенное противоправное деяние, но и обстоятельства, угрожающие общественной безопасности[9].
Проанализировав существующие в административно-правовой науке точки зрения, можно выделить ряд наиболее существенных признаков и особенностей, присущих именно принуждению, как методу административной деятельности полиции:
1) применяется в области государственного управления для охраны складывающихся в этой сфере отношений. Эти отношения регулируются, преимущественно, нормами административного права, поскольку носят публичный характер, но могут быть урегулированы и нормами других отраслей права (земельного, налогового, бюджетного, финансового и др.);
2) реализуется только на основании норм права, содержащихся в законах и подзаконных нормативных правовых актах;
3) является актом реализации государственно-властных полномочий;
4) реализуется путем применения государственно-властных полномочий органов государственной исполнительной власти. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, применение мер административного принуждения может предоставляться судебным и иным государственным органам, общественным организациям и их представителям;
5) применяется субъектами функциональной власти вне рамок служебной подчиненности;
6) реализуется на основе административно-процессуальных норм и представляет собой более простой порядок применения этих мер по сравнению с другими, например, уголовно-правовыми;
7) применяется в отношении физических и юридических лиц;
8) осуществляется преимущественно во внесудебном порядке, за исключением случаев, требующих обязательного судебного решения (например, лишение специального права, административный арест и т п.);
9) применяется уполномоченными органами и должностными лицами, круг которых четко определен нормативно-правовыми актами;
10) применяется только к конкретным субъектам права;
11) осуществляется посредством психического, физического или иного определенного законом воздействия на сознание и поведение людей;
12) имеет свою, как правило, процессуальную форму и осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
13) применяется в целях прекращения правонарушений и наказания правонарушителей, а также, в целях обеспечения общественной безопасности.
Таким образом, административное принуждение - это разновидность государственного принуждения выражающееся в негативном властном воздействии на волю субъектов, с целью понудить их к должному поведению, в случае добровольного невыполнения ими правовых предписаний, в целях недопущения противоправного поведения или наступления опасных событий, а также их последствий, охрана и защита общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.