Современные тенденции модернизации образования в Российской Федерации направлены на индивидуализацию образования по профилям, внедрение образовательных стандартов нового поколения и повышение эффективности общего и профессионального образования.
Профессиональное консультирование является важным методом профориентации подростков с девиантным поведением в профессиональном самоопределении, планировании карьеры, преодолении трудностей при выборе профессионального пути. Профессиональная консультация проводится с учетом многих объективных и субъективных факторов и может включать изучение физических и психических особенностей подростка, его способностей, ценностей, способностей, навыков и многое другое. Данный метод рассматривается как взаимодействие психолога и подростка в рамках целостной системы, в которой подростку отводится активная и деятельная роль профессионального консультанта. Каждый субъект профессионального консультирования имеет свои особенности и назначение в системе профориентации. В зависимости от целей профессиональной ориентации определяется ее стратегия, методы и результаты.
Ожидания девиантного подростка, часто основанные на одном или двух критериях, приводят к непониманию сложности и многогранности процесса профессионального самоопределения, нечувствительности информации вне зоны его интересов, что приводит к односторонности и предвзятости в профессиональном выборе. Изучение имиджа эффективного профессионального консультирования подростков и влияния уровня развития личной профессиональной перспективы на оценку эффективности совместной работы с профессиональным консультантом поможет выявить противоречия в ожиданиях подростка и психолога.
Изучение оценки эффективности профессионального консультирования субъектами профессионального консультирования актуально в связи с внедрением новых образовательных стандартов, где такая помощь должна способствовать успешной реализации специализированного обучения как процесса дифференциации и индивидуализации. В то же время этому вопросу отводится незначительное место в научной литературе, и в связи с этим необходимо отметить недоработанность данной проблемы.
Целью данного реферата является исследование психологических особенностей профконсультационной помощи подросткам с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психологическую характеристику подростков с девиантным поведением;
- изучить типологии профессионального выбора;
- определить специфику профоориентационной работы с подростками с девиантным поведением;
- исследовать профориентационное консультирование как форму социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением.
Методы исследования: анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования.
1. Психологическая характеристика подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст - это период становления человека, когда человек выходит на новые рубежи мышления мира, активно осваивает и воспроизводит социальное содержание (нормы, социальные роли), которое соответствует процессу социализации, и в то же время трансформирует это содержание в семантическое (сначала на уровне личностных ощущений, затем на уровне более устойчивых семантических образований - семантических конструкций и диспозиций). Эти преобразования осуществляются в процессе нормотворческих, социально-ролевых экспериментов, результатом которых является индивидуальная система чувств, конструирующая идентичность, оригинальность и уникальность личности [1, с. 26].
Ученые рассматривают подростковый возраст как наиболее сложный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В то же время, это наиболее ответственный период, так как он формирует основу нравственности, социального отношения и отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в этом возрасте черты характера и основные формы межличностного поведения стабилизируются.
Основными мотивационными линиями этого возрастного периода, связанными с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, являются самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В последние годы проблеме девиантного поведения подростков уделяется особое внимание. Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектная система ценностей, особенно в области целей и смысла жизни. Как правило, они импульсивны, раздражительны, страстны, агрессивны и конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с другими людьми и создает значительные трудности в их воспитании [10, с. 26].
Для полноценного существования подростку необходимо постоянное сопротивление (факторы среды, внутренние условия), направленное на удовлетворение собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен фактического благополучия и создает возможности для развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению потребностей всегда вызывает напряжение, которое при отсутствии соответствующих эмоциональных и волевых ресурсов приводит к разрушительным последствиям: конфликтам, стрессу, агрессии, отклонениям.
Подростки с асоциальной агрессией значительно отличаются от своих более социально успешных сверстников. Они все чаще выражают свою агрессию напрямую. Агрессивные подростки, нарушающие законы и не доверяющие другим, избегают ситуаций, в которых они могут стать эмоционально зависимыми. Они менее дружелюбны к своим сверстникам, почти не чувствуют вины за агрессивное поведение и подчиняются более внешним, а не внутренним ограничениям. Эти подростки действуют почти во вред себе, потому что теряют привязанность и попадают под жесткий контроль властей, которым они не доверяют и которые их не уважают [8, с. 112].
Наилучшей профилактикой девиантного поведения является целенаправленное вмешательство с четким определением средств, форм и методов воспитания. Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и обществу в целом. Важнейшим этапом в развитии таких детей является их профессиональное самоопределение. Для того чтобы подросток мог выбрать свою будущую профессию, необходимо уметь находить мотивацию к действиям. И только при наличии соответствующей мотивации подросток может быть вдохновлен на выбор профессии, соответствующей его физическим и умственным способностям. Структурные элементы мотивационного процесса включают в себя потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы. Под процессом формирования этих внутренних мотивирующих сил трудовой деятельности понимается мотивация трудового поведения.
Таким образом, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень других влияют на многих, но не все подростки становятся девиантными личностями, настроенными в этих условиях. Девиантное поведение подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, важнейшим из которых является их предрасположенность к внутреннему восприятию девиантного поведения, которое в первую очередь зависит от психологических характеристик несовершеннолетнего.
Современные профессиональные консультации подростку по вопросам девиантного поведения в профессиональном и личностном самоопределении должны быть ориентированы на поиск смысла, интереса к выбранной, освоенной или уже осуществленной деятельности. Для эффективной работы с подростками, склонными к девиантному поведению и профилактике девиаций, особое внимание следует уделять профессиональной ориентации при переходе на образовательный уровень (помощи, заинтересованности, направленности), а также помощи подростку с девиантным поведением в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе специальности с учетом его личностно-психологических характеристик и способностей, а также потребностей общества.
2. Типологии профессионального выбора
Среди этапов профессионального развития наиболее важным является этап выбора профессии для подростка с девиантным поведением.
Многие психологические исследования посвящены ситуациям выбора профессии [7, с. 62]:
1). В.В. Чебышева и О.И. Галкина выделили 2 возможные ситуации выбора профессии:
- Выбор карьеры как реализация с точки зрения решений достаточно сформировавшихся способностей и интересов;
- Выбор карьеры как возможность проверить свои силы, получить опыт работы, чтобы затем сделать более разумный профессиональный выбор.
2) Аналогичный подход реализуется в исследовании У. Джейда. Он выделяет следующие типы профессионального выбора:
- характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неуверенностью в собственных желаниях и их изменчивости и, в целом, пассивностью;
- при достаточной решительности и независимости наблюдаются лишь слегка дифференцированные тенденции;
- подросток способен самостоятельно выбирать профессию, соответствующую его в достаточной мере выраженным способностям и склонностям.
3) Аналогичные основания прослеживаются и в подходе Ф. Седлак Х. Брейер. Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики различным типам подростков, выбирающих профессию:
Первый тип - безразличный, меркантильный,
Второе нерешительное, фантастическое,
Третий - послушный, безответственный,
Четвертый - целеустремленный, уверенный в себе человек.