Реферат|Теория государства и права (ТГиП)

Реферат Теория управления и государственного регулирования науки в посткризисный период

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 25

Введение

Гл.1. Современные задачи государственного регулирования науки

1.1. Соотношение понятий «наука – власть»

Гл.2. Систематизация функций и инструментов государственного регулирования науки

2.1. Прямое бюджетное финансирование

2.2. Наука и частный бизнес

2.3. Косвенные инструменты государственного регулирования науки

2.4. Содействие развитию связей

2.5. Технологические парки

Гл.3. Проблемы интеллектуальной собственности

Заключение

Предложения

Список использованной литературы

Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Наука есть система истинного, логически непротиворечивого и иерархически упорядоченного знания и деятельность по производству нового знания. Наука - исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития. Наука является результатом многовекового развития познавательной деятельности человечества, активно преобразующего мир в своих интересах. Наука представляет собой процесс непрерывно углубляющегося познания законов реального мира. Исходя из фактов действительности, наука даёт правильное объяснение их происхождения и развития, раскрывает существенные связи явлений, вооружает человека знанием объективных законов реального мира с целью их практического применения.

Современное государство является таким политическим институтом, который должен постоянно улучшаться и изменяться в соответствии с изменениями в обществе и его возрастающими потребностями, в связи с эти государственное регулирования науки в посткризисный период представляется чрезвычайной важным элементом государственного управления. Государство не имеет права останавливаться в своем развитии, так как от этого зависит как его существование, так и существование всей системы общественных отношений, существующих в рамках этого государства. Осознание возможности кризиса государства позволило в ХХ и начале XXI веков серьезно подойти к предотвращению этой проблемы путем постоянного поиска новых концепций и подходов к улучшению системы государственного управления.

Изменение экономических условий хозяйствования в России поставило новые задачи перед государством в области регулирования науки. В период экономических реформ исторически сложившиеся формы организации и финансирования науки не могли оставаться неизменными, и требовалось содействие государства в переходе от практически полностью государственной науки к созданию новых механизмов, источников финансирования и организации научной деятельности [2]. Кроме того, в связи с усложнением объекта управления, в составе которого появились рыночные элементы, необходимо было разработать такие подходы и меры, которые поддерживают развитие науки и одновременно создают условия для повышения ее экономической отдачи.

В последние пятнадцать лет государство было активным участником процесса создания элементов рыночной инновационной системы и адаптации науки, как ее важнейшего элемента, к новым экономическим условиям. Однако принимаемые меры не всегда были системными и последовательными, и в итоге новые и старые формы организации и финансирования науки существуют параллельно, без полноценной, независимой оценки эффективности тех и других. По ряду направлений государственного регулирования не было адекватного финансового, информационного и инфраструктурного обеспечения, тогда как другим было уделено больше внимания, но в отрыве от остальных задач реформирования и реструктуризации. В итоге рост показателей ресурсного обеспечения науки, происходящий в последние годы, пока не приносит результатов, на которые рассчитывало правительство. Ситуация в науке в целом остается нестабильной, очевидна деградация значительного числа научных коллективов на важных направлениях исследований и разработок, планы реформирования государственного сектора науки, которые частично реализуются с 2002 года, вызывают большую озабоченность научного сообществ.

На государственном уровне еще предстоит решать комплекс сложных задач, касающихся реструктуризации государственного сектора науки, решения его кадровых проблем, а также содействия коммерциализации результатов научной деятельности, В связи с этим существует большая потребность в систематизации результатов проведенных реформ и выработке теоретической базы для объяснения возникающих проблем и поиска путей их решения. Обобщение накопленного опыта государственного регулирования и определение возможных направлений развития особенно важно именно сейчас, когда появились ресурсы для реструктуризации науки и ставятся масштабные реформаторские задачи.

На протяжении многих веков, прослеживается корреляция науки и государства, которая имеет непосредственно влияние на развития общества.  Сама наука обладает властными функциями и может функцио­нировать как форма власти и контроля. На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять пер­спективы для экономического роста и благосостояния народа. Развитая наука - показатель силы государства. Наличие научных достижений - экономический и междуна­родный статус государства, жесткий диктат власти неприемлем. Степень взаимосвязи науки и власти - при­влечение ученых к процессу обоснования важных го­сударственных и управленческих решений [3].

Объектом данного реферата является наука как совокупность ресурсов и организационных механизмов, подлежащих государственному регулированию.

Предметом же - цели, методы и механизмы государственного регулирования и реформирования науки в постсоветский период.

 

Глава 1. Современные задачи государственного регулирования науки

В современных условиях основами конкурентного преимущества становится скорость получения новых знаний и их воплощения в товарах и технологиях. Важную роль начинают играть интеграция, создание новых организационных и финансовых форм, и повышение качества трудовых ресурсов. Ключевое значение приобретают сети или системы, которые могут эффективно распространять знания и информацию. Наука перестает быть автономно функционирующей отраслью, и встраивается в систему производства и диффузии знаний. Она становится частью комплексной системы, способной содействовать производству знаний, а также преобразовывать знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или глобальных рынках. Такая система получила название инновационной системы.

Под наукой в инновационной системе стоит понимать систематическую деятельность, направленную на получение новых знаний, а также поиск новых областей их применения. Основным содержанием научного труда является проведение исследований, разработок, опытно-конструкторской деятельности.

В последнее десятилетие концепция инновационной системы активно используется в работах, посвященных экономическим аспектам технологического прогресса [12]. В частности, под эгидой ОЭСР, Мирового банка и ЕС на эту тему было выполнено большое количество аналитических исследований.

Термин «инновационная система» был впервые использован Б. Лундваллом в 1985г.  в работе  «Продуктовые  инновации  и взаимодействие  пользователь-производитель» [15]. Он сосредоточил основное внимание именно на взаимосвязях между фирмами и институтами, включенными в производство знаний. Подобное взаимодействие также происходит между фундаментальными исследованиями (производителями) и прикладными исследованиями (первичными пользователями). Развитием концепции инновационных систем стало понятие «национальной инновационной системы» (НИС), введенное в 1987г. К.Фрименом [16]. Со временем она стала одной из ключевых теоретических концепции, лежащей в основе изучения происходящих в научно-технологической сфере процессов и формирования политики для ее стимулирования.

Понятие НИС постоянно развивается и углубляется. Оно прошло эволюцию от определения НИС как совокупности организационных структур и связей между ними до понятия системы институтов и политик, увязанных в сложный комплекс экономических взаимоотношений. НИС можно рассматривать в широком и узком значении. При ее рассмотрении в узком значении акцент делается на организации и институты, которые непосредственно включены в процесс научного и технологического поиска и изучения. В широком значении концепция НИС включает все экономические, политические и другие социальные институты, которые влияют на процесс обучения, научного поиска и экспериментирования. С точки зрения организационной структуры НИС в узком значении - это университеты, исследовательские институты и система патентования. В широком значении к данным компонентам добавляются финансовые системы, денежная политика, нормы конкуренции, внутренняя организация частного сектора и т.д.5 Однако НИС как в узком, так и широком значении включает науку в качестве ключевого элемента.

  1. Авдулов А., Кулькин А. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки- М.; ИНИОН РАН, 2005, с. 45
  2. Автономов B.C. Анализ переходной экономики в современной экономической Науке / Переходная экономика: аспекты, российские проблемы, мировой опыт. Отв. ред. В.А.Мартынов, В.С.Автономов, И.М.Осадчая. - М.- Экономика, 2005, с.122
  3. Аллахвердян А., Агамова Н. Ограничение властью профессиональных прав ученых как фактор «утечки умов» // Науковедение, 2001, с.84
  4. Бахмин В.И. О фондах в России, М,: Логос, 2004, с.22
  5. Беспалов В. Инновационная структура МИЭТ // Известия вузов. Электроника. 2005, №4-5, с. 98
  6. Бортник И, 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России// Инновации, 2004, № 1, с. 119
  7. Варшавский А.Е. Научный потенциал - основа инновационного развития: Проблемы реформирования российской науки // Инновационный менеджмент в России: Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Рук. авт. кол. В.Л.Макаров, А.Е.Варшавский. М: Наука, 2004, с. 6
  8. Варшавский Л.Е.   Прогнозирование   динамики   кадровой   составляющей научного потенциала России // Экономика и математические методы, 1995, т.35,  с.33
  9. Варшавский Л.Е. Кадры науки: анализ состояния и прогноз долгосрочных тенденции изменения // Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл, В.Л.Макаров, А.Е.Варшавский. - М.: Наука, 2001, с.18
  10. Васин В.А.,   Миндели  Л.Э.   Методологические   аспекты   формирования национальной инновационной  системы:  проблемы,  пути  их решения // Инновации, 2004, №6, с. 12
  11. Волынкина М.В. О проблемах законодательного обеспечения научной и научно-технической деятельности // Инновации, 2004, №10, с. 17
  12. Голиченко О. Г. Проблемы и факторы развития науки и инноваций в России // Информационное общество, 2005, №5, с. 20
  13. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы, М.: Наука, 2002, с. 108.
  14. Р. Нельсон, С.Ю. Глазьев. Сравнительный анализ национальных инновационных экономик// Наука на пороге рынка, М.: Экономика, 1992. с.218.
  15. Lundvall В.-А. Product Innovation and User-Producer Interaction. Aalborg: Aalborg Univ. Press, 2007, p.55.
  16. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance.: Lessons from Japan. London: Pinter Publishers, 2008, 15

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Теория государства и права (ТГиП)
2016 год 16 стр.
Реферат Государственное устройство РФ
diplomstud
Реферат Теория государства и права (ТГиП)
2014 год 19 стр.
Реферат на тему: «Основные правовые системы современности»
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское