Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Наука есть система истинного, логически непротиворечивого и иерархически упорядоченного знания и деятельность по производству нового знания. Наука - исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития. Наука является результатом многовекового развития познавательной деятельности человечества, активно преобразующего мир в своих интересах. Наука представляет собой процесс непрерывно углубляющегося познания законов реального мира. Исходя из фактов действительности, наука даёт правильное объяснение их происхождения и развития, раскрывает существенные связи явлений, вооружает человека знанием объективных законов реального мира с целью их практического применения.
Современное государство является таким политическим институтом, который должен постоянно улучшаться и изменяться в соответствии с изменениями в обществе и его возрастающими потребностями, в связи с эти государственное регулирования науки в посткризисный период представляется чрезвычайной важным элементом государственного управления. Государство не имеет права останавливаться в своем развитии, так как от этого зависит как его существование, так и существование всей системы общественных отношений, существующих в рамках этого государства. Осознание возможности кризиса государства позволило в ХХ и начале XXI веков серьезно подойти к предотвращению этой проблемы путем постоянного поиска новых концепций и подходов к улучшению системы государственного управления.
Изменение экономических условий хозяйствования в России поставило новые задачи перед государством в области регулирования науки. В период экономических реформ исторически сложившиеся формы организации и финансирования науки не могли оставаться неизменными, и требовалось содействие государства в переходе от практически полностью государственной науки к созданию новых механизмов, источников финансирования и организации научной деятельности [2]. Кроме того, в связи с усложнением объекта управления, в составе которого появились рыночные элементы, необходимо было разработать такие подходы и меры, которые поддерживают развитие науки и одновременно создают условия для повышения ее экономической отдачи.
В последние пятнадцать лет государство было активным участником процесса создания элементов рыночной инновационной системы и адаптации науки, как ее важнейшего элемента, к новым экономическим условиям. Однако принимаемые меры не всегда были системными и последовательными, и в итоге новые и старые формы организации и финансирования науки существуют параллельно, без полноценной, независимой оценки эффективности тех и других. По ряду направлений государственного регулирования не было адекватного финансового, информационного и инфраструктурного обеспечения, тогда как другим было уделено больше внимания, но в отрыве от остальных задач реформирования и реструктуризации. В итоге рост показателей ресурсного обеспечения науки, происходящий в последние годы, пока не приносит результатов, на которые рассчитывало правительство. Ситуация в науке в целом остается нестабильной, очевидна деградация значительного числа научных коллективов на важных направлениях исследований и разработок, планы реформирования государственного сектора науки, которые частично реализуются с 2002 года, вызывают большую озабоченность научного сообществ.
На государственном уровне еще предстоит решать комплекс сложных задач, касающихся реструктуризации государственного сектора науки, решения его кадровых проблем, а также содействия коммерциализации результатов научной деятельности, В связи с этим существует большая потребность в систематизации результатов проведенных реформ и выработке теоретической базы для объяснения возникающих проблем и поиска путей их решения. Обобщение накопленного опыта государственного регулирования и определение возможных направлений развития особенно важно именно сейчас, когда появились ресурсы для реструктуризации науки и ставятся масштабные реформаторские задачи.
На протяжении многих веков, прослеживается корреляция науки и государства, которая имеет непосредственно влияние на развития общества. Сама наука обладает властными функциями и может функционировать как форма власти и контроля. На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и благосостояния народа. Развитая наука - показатель силы государства. Наличие научных достижений - экономический и международный статус государства, жесткий диктат власти неприемлем. Степень взаимосвязи науки и власти - привлечение ученых к процессу обоснования важных государственных и управленческих решений [3].
Объектом данного реферата является наука как совокупность ресурсов и организационных механизмов, подлежащих государственному регулированию.
Предметом же - цели, методы и механизмы государственного регулирования и реформирования науки в постсоветский период.
Глава 1. Современные задачи государственного регулирования науки
В современных условиях основами конкурентного преимущества становится скорость получения новых знаний и их воплощения в товарах и технологиях. Важную роль начинают играть интеграция, создание новых организационных и финансовых форм, и повышение качества трудовых ресурсов. Ключевое значение приобретают сети или системы, которые могут эффективно распространять знания и информацию. Наука перестает быть автономно функционирующей отраслью, и встраивается в систему производства и диффузии знаний. Она становится частью комплексной системы, способной содействовать производству знаний, а также преобразовывать знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или глобальных рынках. Такая система получила название инновационной системы.
Под наукой в инновационной системе стоит понимать систематическую деятельность, направленную на получение новых знаний, а также поиск новых областей их применения. Основным содержанием научного труда является проведение исследований, разработок, опытно-конструкторской деятельности.
В последнее десятилетие концепция инновационной системы активно используется в работах, посвященных экономическим аспектам технологического прогресса [12]. В частности, под эгидой ОЭСР, Мирового банка и ЕС на эту тему было выполнено большое количество аналитических исследований.
Термин «инновационная система» был впервые использован Б. Лундваллом в 1985г. в работе «Продуктовые инновации и взаимодействие пользователь-производитель» [15]. Он сосредоточил основное внимание именно на взаимосвязях между фирмами и институтами, включенными в производство знаний. Подобное взаимодействие также происходит между фундаментальными исследованиями (производителями) и прикладными исследованиями (первичными пользователями). Развитием концепции инновационных систем стало понятие «национальной инновационной системы» (НИС), введенное в 1987г. К.Фрименом [16]. Со временем она стала одной из ключевых теоретических концепции, лежащей в основе изучения происходящих в научно-технологической сфере процессов и формирования политики для ее стимулирования.
Понятие НИС постоянно развивается и углубляется. Оно прошло эволюцию от определения НИС как совокупности организационных структур и связей между ними до понятия системы институтов и политик, увязанных в сложный комплекс экономических взаимоотношений. НИС можно рассматривать в широком и узком значении. При ее рассмотрении в узком значении акцент делается на организации и институты, которые непосредственно включены в процесс научного и технологического поиска и изучения. В широком значении концепция НИС включает все экономические, политические и другие социальные институты, которые влияют на процесс обучения, научного поиска и экспериментирования. С точки зрения организационной структуры НИС в узком значении - это университеты, исследовательские институты и система патентования. В широком значении к данным компонентам добавляются финансовые системы, денежная политика, нормы конкуренции, внутренняя организация частного сектора и т.д.5 Однако НИС как в узком, так и широком значении включает науку в качестве ключевого элемента.