Курсовая работа|Философия

Философское осмысление теории общественного договора

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 50

Введение

Глава  I.  Теоретические  аспекты  теории  общественного  договора

1.1.Понятие  и  генезис  теории  общественного  договора

1.2.  Взгляды  Т.Гоббса  на  теорию  общественного  договора

Глава  II.  Теория  общественного  договора  в  представлениях  Дж.  Локка  и  Жан-Жака  Руссо

2.1.Философские  представления  Дж.Локка

2.2.Теория  общественного  договора  в  представлениях  Ж.-Ж.  Руссо

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность  темы.  Тема  вынесенного  на  защиту  исследования  представляется  весьма  актуальной  по  нескольким  причинам,  обусловленным  современным  положением  дел  как  в  научно-философском  сообществе,  так  и  в  сфере  практического  взаимодействия  людей.

Во-первых,  предпринятое  в  исследовании  обращение  к  теме  общественного  договора  (social  contract)  можно  рассматривать  как  оправданную  временем  попытку  воссоздать  «концептуальную»  преемственность  европейской  социально-философской  культуры  мышления.  Полагаем,  что к  началу  XXI  века  стала  очевидной  смысловая  инфляция  основополагающих  терминов  гражданской  цивилизации,  уходящих  своими  корнями  еще  в  античность.  Одна  из  причин  этого  явления  —  утрата  современными  общественными  науками  философских  предпосылок  своего  предмета.  В  настоящее  время  можно  наблюдать,  как  идет  все  более  интенсивное  накопление  специализированного  знания,  сопровождаемое  неизбежным  отпочкованием  все  новых  прикладных  дисциплин.  В  этом  процессе  у  стороннего  наблюдателя,  каковым  всегда  является  философ,  закономерно  возникает  вопрос:  для  чего?  Для  чего  нужно  это  многообразие  инструментария,  включающего  в  себя  статистические  методики  и  PR-технологии,  если  мы  не  знаем  исходного  значения  выхолощенных  до  банальности  слов  «суверенитет»,  «естественные  права»,  «собственность»?  На  эти  и  многие  другие  вопросы  ответ  может  дать  философия  контракционизма,  в  рамках  которой  приверженность  старой  просветительской  традиции  сочетается  с  прагматической  нацеленностью  на  решение  проблем  сегодняшнего  дня.

Особенно  актуальными  идеи  общественного  договора  предстают  в  современную  эпоху  мультикультурализма,  когда  точки  зрения  этнических,  религиозных  и  прочих  культурных  меньшинств  уже  не  могут  быть  проигнорированы  доминирующим  общественным  мнением.  Для  разрешения  возможных  конфликтов  контракционизм  предлагает  не  отречение  от  локальных  традиций  в  пользу  принятого  всеми  «правильного»  образа  жизни,  а  диалог  о  правах,  в  ходе  которого  конфликтующие  стороны,  не  оспаривая  друг  у  друга  возможность  самостоятельно  формулировать  критерии  правильного  и  неправильного,  договаривались  бы  по  поводу  распределения  и  разграничения  зон  правомочности.

Наконец,  если  принять  во  внимание  сугубо  российский  контекст,  выясняется  еще  один  аспект  актуальности  исследуемой  темы.  Следует  признать,  что  вплоть  до  настоящего  времени,  вопреки  многочисленным  политическим  реформам  институциональной  направленности,  в  обществе  по-прежнему  превалирует  скептическое  отношение  к  правовым  концепциям  государства  и  общества,  которые  нередко  рассматриваются  как  чуждые  российскому  менталитету.  Эта  позиция  чаще  всего  обуславливается  незнанием  источников  этих  концепций,  а  также  отсутствием  целостного  восприятия  социальных  явлений,  которые  им  соответствуют.  Предлагаемое  исследование,  не  претендуя  на  решение  всего  круга  возникающих  в  связи  с  этим  задач,  тем  не  менее,  способно  внести  свой  скромный  вклад  в  заполнение  означенного  пробела.

Объект  исследования  –  совокупность  общественных  отношений,  связанных  с  философским  осмыслением  теории  общественного  договора.

Предмет  исследования  –  теория  общественного  договора  в  представлениях  Дж.  Локка,  Т.Гоббса  и  Жан-Жак  Руссо.

Цель  настоящей  работы  –  охарактеризовать  сущность  и  особенности  теории  общественного  договора  в  представлениях  Дж.  Локка,  Т.Гобса  и  Жан-Жак  Руссо.

Достижение  указанной  цели  представляется  возможным  с  помощью  последовательного  решения  следующих  задач:  1)  изучить понятие  и  генезис  теории  общественного  договора; 2) рассмотреть взгляды  Т.Гоббса  на  теорию  общественного  договора; 3) охарактеризовать сущность и особенности философских  представлений  Дж.Локка; 4) проанализировать теорию  общественного  договора  в  представлениях  Ж.-Ж.  Руссо.

Методологическая основа работы. В применении к избранной теме мы руководствовались требованиями современной научной методологии, соответствующими принципам диалектики, историзма, объективности, комплексного подхода к изучению источников, а также совокупностью общенаучных методов, составляющих фундамент исторического исследования: анализ, синтез, компаративизм, индукция, дедукция.

Важным для исследования нашей проблемы явился системный подход, представляющий собой направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, которое ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявление в нем многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину.

  Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

 

Глава  I.  Теоретические  аспекты  теории  общественного  договора

1.1.Понятие  и  генезис  теории  общественного  договора

Общественный  договор  –  это  юридическая  и  философская  теория  происхождения  государства  и  права,  объясняющая  возникновение  власти  и  правовой  системы  соглашением  между  людьми,  вынужденными  перейти  от  естественного  состояния  к  гражданскому  с  целью  обеспечения  стабильности  и  защищенности  человека  в  условиях  существования  его  в  сообществе  себе  подобных.  Некоторые  идеи  договорного  происхождения  власти  присутствуют  в  древневосточных  (ранний  буддизм,  легизм,  моизм)  и  античных  (Демокрит,  Эпикур,  Лукреций  Кар)  воззрениях  на  общество,  а  также  в  трудах  богословов  средневековья.  Сама  концепция  общественного договора формируется  в  эпоху  Просвещения  (XVII-XVIII  вв.)  как  альтернативная  концепции  божественного  происхождения  власти  и  ее  неограниченности.  Центральные  идеи  теории  общественного договора   -  идеи  естественного  права,  гражданского  общества  и  народного  суверенитета,  согласно  которым  источником  и  конечным  обладателем  всякой  власти  является  народ.  а  государство,  образованное  волеизъявлением  свободных  и  независимых  индивидов,  -  не  что  иное,  как  институт  защиты  их  естественных  прав  (на  жизнь,  свободу  и  собственность), которая  осуществима  не  в  естественном,  а  только  в  гражданском  состоянии.[1]

 Родоначальником  доктрины  "Общественный  договор"  считается  Г.  Гроций  (1587-1645),  утверждавший,  что  государство  возникает  из  "общежительной  природы  человека"  как  акт  сознательной  деятельности  людей  (договора),  осознавших  свои  "естественные  права"  (заложенные  не  Богом,  а  природой:  право  на  жизнь  и  т.д.)  и  создавших  основные  принципы  "человеческого  права"  (воздержание  от  посягательств  на  частную  собственность,  соблюдение  договора,  наказание  за  преступления  и  т.д.).

Выдающийся  голландский  мыслитель  Гуго  Гроция  (15831645)  признается  основоположником  рационалистической  концепции  естественного  права.  В  его  лице  соединились  две  эпохи  -  Средневековье  и  Новое  время.  Воспитанный  э  духе  гуманизма,  христианства,  свободомыслия,  Гроций,  стремился  разрешить  разнообразные  современные  ему  конфликты,  используя  правовые  категории,  в  основе  которых  лежали  нравственные  принципы.  Поэтому  его  правовая  концепция  охватывает  обширный  круг  юридических  вопросов,  ранее  вообще  не  исследованных  в  правовой  литературе.[2]

Биография  и  творчество  Гроция  есть  яркий  исторический  пример  гуманистического  отношения  к  обществу.  Общее  учение  голландского  мыслителя  о  праве  может  быть  понято  только  при  комплексном  изучении  его  трактатов.  Поэтому  обязательным  при  изложении  его  учения  о  праве  и  государстве  является  комплексное  использование  юридических  («Комментарий  о  праве  добычи»,  «О  свободном  море»,  «О  праве  войны  и  мира»,  «Введение  в  голландскую  юриспруденцию»),  теологических  («О  высшей  власти  в  сфере  духовного»,  «Об  истинности  христианской  религии»)  и  исторических  («О  происхождении  и  строе  батавского  государства»,  «Параллельное  сравнениеримского  и  батавского  государств»,  «О  происхождении  американских  народов»,  «Анналы  и  история  бельгийских  событий»)  трактатов,  а  также  драмы  «Адам  изгнанный».  Отсутствие  комплексного  исследования  приводит  к  однобокости  в  понимании  правовой  концепции  Гроция.

Свои  трактаты  Гроций,  как  правило,  пишет  по  заказу,  в  том  числе  как  адвокат  Нидерландской  Ост-Индской  Компании  («Комментарий  о  праве  добычи»),  поэтому  многие  элементы  его  правовой  концепции  являются  спекулятивными.

Гроций  использует  в  ранних  трактатах  только  априорные  методы,  в  трактате  «О  праве  войны  и  мира»  также  и  апостериорные.  Правовая  концепция  по  первым  трактатам  выглядит  более  логично,  стройно,  но  слишком  оторвана  от  действительности.  Здесь  «любовь  к  людям»,  «любовь  к  родине»  более  важны,  чем  реальность,  поэтому  концепция  слишком  идеалистична,  отсюда  и  склонность  к  теологии.  Право  оценивается  как  непосредственное  волеизъявление  Бога.  В  позднем  трактате  склонность  к  эмпирическим  доказательствам,  отход  от  твердых  принципов  и  законов  естественного  права  делает  концепцию  реалистичнее,  отдавая  человеческому  разуму  возможность  самому  определять  нормы  естественного  права.[3]

Гроций  эклектичен.  Большинство  идей  не  оригинально,  ссылки  на  различные  авторитеты,  зачастую  не  прямые,  а  косвенные,  делают  сочинения  Гроция  энциклопедиями  наук.  Заслуга  голландского  мыслителя  заключается  в  комплексном  решении  многих  правовых  проблем  на  основе  сложившейся  философии,  ведущей  свою  историю  от  софистов,  стоиков,  теологов  и  др.  Особое  влияние  на  Гроция  оказывают  Ф.  Аквинский,  Ф.  Суарес,  Г.  Васкес.  Понимание  концепции  права  Гроция  зависит  от  понимания  концепций  права  данных  мыслителей.  Одним  из  важных  вопросов  является  соотношение  разума  и  воли.

Концепция  естественного  права  по  трактату  «Комментарий  о  праве  добычи»  отличается  теономным  характером.  Всякое  право  происходит  от  Бога.  Естественный  закон  есть  часть  естественного  права,  созданного  Богом.  Указывается  волевая  сущность  любого  права  по  ранним  трактатам,  в  основе  которых  лежит  представление  о  благе  (пользе)  личности,  государства,  мирового  сообщества  (IX  принципов).  Перечень  естественных  законов  имеет  исчерпывающий  перечень  (XIII  законов).  Любое  право  по  ранним  трактатам  носит  волевой  характер.  Естественное  право  по  трактату  «О  праве  войны  и  мира»  есть  сложившийся  правопорядок,  установленный  Богом.  Естественное  право  существует  как  законы  существования  вещи.  Естественные  законы  не  идентичны  естественному  праву.  Человеческому  разуму  ставится  задача  выяснить  содержание  естественного  права.[4]

Указывается  тождественность  публичного  и  частного  права  (в  частности,  права  собственности  и  права  верховной  власти).

Собственность  и  государство  создаются  на  определенном  этапе  развития  общества  эволюционным  путем.  Собственность  также  священна,  необходима  как  и  государство.  Государство  создается  общественным  договором,  который  можно  сравнить  с  частноправовым  договором  поручения.

  1. Абрамов М.  А.  Шотландская  философия  века  Просвещения.  М., 
  2. Авдащенкова М.В.  Общество  и  личность  XVII  века  в  трудах  Томаса  Гоббса.  Смоленск, 
  3. Аристотель. Политика  //  Сочинения  в  4-х  томах.  М.,  Мысль,  Т.4.    Перевод  С.  А.  Жебелева
  4. Билалов, М.  И.  Дж.  Локк  о  соотношении  истины  и  знания  //  Вестн.  Моск.  ун-та.  Сер.    Философия.  1984,  №  2.  -  С.  61  -  68.
  5. Васильев, В.  А.  Дж.  Локк  о  воспитании  добродетели  //  Соц.  гуманитарные  знания.  -    -  №  2.  -  С.  181  -  195.
  6. Гоббс Т.  Сочинения  в  2  т.  Т.  1,    М.:  Мысль,  1991.
  7. Горяинов О.В.  Политико-правовые  идеи  Т.  Гоббса  и  их  влияние  на  философию  французского  Просвещения  (теоретико-методологический  и  историко-правовой  аспекты).  М., 

  8. Гурьевская Л.А.  Познание  и  нравственность  в  философии  Джона  Локка.  М., 

  9. Данильян О.Г.,  Байрачная  Л.Д.,  Максимов  С.И.  и  др.  Философия  права.    М.:  Эксмо, 

  10. Еллинек Г.  Общее  учение  о  государстве.  СПБ.:  Издательство  «Юридический  центр  Пресс», 

11.            И к о н н и к о в а   Г .И .  ,  Л я ш е н к о   В .П .  Философия  права.  Учебник  -  2  изд.  М.:  Юрайт,  2010.

  1. История политических  учений:  Учебник  для  вузов  /  Под  общ.  ред.  Проф.  О.  В.  Мартышина  М.:  Издательство  НОРМА, 

  2. История политических  и  правовых  учений.  Учебник  под  ред.  О.Э.  Лейста.  –  М.: 

  3. История политических  и  правовых  учений.  Учебник  для  вузов.  Под  общей  редакцией  члена-корреспондента  РАН  В.  С.  Нерсесянца.  М., 

  4. История этических  учений  /  Под  ред.  А.А.  Гуссейнова.  –  М.:  Гардарики,   

  5. Литвинова Е.    Джон  Локк.  Его  жизнь  и  философская  деятельность.  Спб.,  1892.

  6. Локк Джон.  О  государстве.  СПб.:  Изд.  П.  П.  Сойкина, 

  7. Локк Джон.  Сочинения:  в  3  т.  М.:  Мысль,  1985  - 

  8. Михайлова, Л.  В.  Просветительно-педагогическое  наследие  Джона  Локка:  личность,  опыт,  идеи,  современное  значение:  Автореферат  дис..  канд.  пед.  наук.  Чебоксары, 

  9. Нарский И.  С.  Джон  Локк  глазами  XX  века  //  Философские  науки.    -№2.-С.  130-  139.

  10. Нерсесянц В.С.  Философия  права.  М.:  Норма, 

  11. Новгородцев П.И.  Введение  в  философию  права:  Кризис  современного  правосознания  /  П.И.  Новгородцев.  –  СПб.:  Лань,  2009

  12. Плотников А.А.  Гражданское  общество  и  правовое  государство:  к  истории  формирования  концепции.  Анализ  политико-философской  мысли  Джона  Локка.  М., 

  13. Рассел Б.  История  западной  философии:  в  3  кн.;  пер.  с  англ.;  подгот.  текста  В.  В.  Целищева.  СПб.:  Азбука, 
  14. Ромашов Р.А.  Общество  и  государство:  концепция  Джона  Локка.  Спб., 
  15. Руссо Ж.-Ж.  Избранные  сочинения.  В  3  т.  /  Ж.-Ж.  Руссо.  –  М.:  Художественная  литература,  1961 
  16. Руссо Ж.Ж.  Об  общественном  договоре.  Трактаты  /  Пер.  с  фр.  -  М.: «КАНОН-пресс»,    -  416  с
  17. Руссо Ж.-Ж.  Трактаты  /  Ж.-Ж.  Руссо.  –  М.:  Наука, 
  18. Сатышев В.  Е.  Политические  взгляды  Джона  Локка:  Автореферат  дис..  канд.  юрид.  наук.  М., 
  19. Соловьев, Э.  В.  Идеал  правопорядка  в  учении  Джона  Локка  /  Философия  эпохи  ранних  буржуазных  революций  /  ред.  Т.  И.  Ойзерман.  М.:  Наука,   
  20. Филиппов А.Ф.  Систематическое  значение  политических  трактатов  Руссо  для  общей  социологии  //  Руссо  Ж.-Ж.  Об  общественном  договоре  /  Ж.-Ж.  Руссо.  –  М.:  КАНОН-пресс-Ц,   
  21. Царьков И.И.  Естественно-правовая  концепция  Джона  Локка  и  ее  влияние  на  формирование  правовых  идей  в  XVIII  -  начале  XX  века.  М., 
  22. Чанышев А.А.  История  политических  учений  /  А.А.  Чанышев.  –  М.:  Проспект,   

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Философия
2023 год 20 стр.
Курсовая Философское мировоззрение
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское