Введение
I. Проблемы научности философского мировоззрения
- Понятие мировоззрения
- Философия и наука
- Мировоззренческая природа философии
- Философия как форма общественного сознания
2.2. Проблема основного вопроса философии
- II. Основные направления современной западной философии
Заключение
Литература
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое — случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?
Как следует понимать морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло?
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.
Эти проблемы нашли решение задолго до философии — в мифологии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.
Специалисты, изучающие конкретные всевозможные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
I. Проблемы научности философского мировоззрения
Считается, что понятие «мировоззрение» шире, чем философия.
Мировоззрение — это система обобщенных чувственных восприятий, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок.
Объект мировоззрения — мир в целом. Предмет мировоззрения —взаимоотношение мира природы и мира человека (в древней Греции макрокосма и микрокосма).
Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение — не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди.
По Рубинштейну, мировоззрение — показатель зрелости личности.
Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов.
В структуру мировоззрения входят следующие компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.
Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях.
Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину мира. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение философично.
Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и мог руководствоваться общественными идеалами.
Ценность — свойство того или иного предмета, удовлетворяющего потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.
В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.