Введение
1.Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности. Исторические типы морали
2. Проблема общечеловеческого в морали
3. Нравственное воспитание, его роль в процессе формирования личности
Заключение
Список использованной литературы
Какова человеческая природа? Что такое добро и зло? Возможно ли избавиться от зла? Откуда взялись нравственные предписания? Способен ли человек жить по заповедям, которые он сам провозглашает? Вот неполный круг вопросов, которые осмысливаются в специфической области знаний – этике. Впервые это слово, которое в переводе с греческого означает
«обычай», «нравственный характер», употребил Аристотель, назвав так особую область исследования – «прак¬тическую философию», которая пытается ответить на вопрос: что мы должны делать?
Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать возможными этически (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание надстраивать на царство сущего (существующего) царство должного, т.е. того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осуществлении этических ценностей.
Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Без нравственных законов и норм не было бы общества, именно нравственное сознание членов общества является регулятором человеческой деятельности.
Поэтому цель данной работы – рассмотрев идею нравственности, определить сущность и жизненно важное значение морально-нравственных категорий и норм в процессе воспитания личности.
Задачи, которые были нами поставлены, следующие:
- дать характеристику нравственного сознания с философской точки зрения и рассмотреть исторические типы морали;
- определить общечеловеческий смысл морально-нравственных категорий и норм;
- определить роль нравственного воспитания в процессе формирования личности.
1. Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности. Исторические типы морали
Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам. Нравственность, или мораль (от лат. moralis – нравственный), по определению А.Г. Спиркина, – это «исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков» (12, 232). Еще русский философ начала ХХ века В.С. Соловьев отмечал, что нравственное начало «предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнею, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е. другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности» (10, 290 – 291).
Принимая то или иное жизненно важное решение, человек, если он нравственно воспитан и тем более религиозен, должен исходить не из соображений внешнего порядка (карьера, выгода и пр.), а исключительно из веления долга. Нравственный человек всегда наделен чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.
Принято считать, что нравственные нормы есть неписаные законы. Это, с одной стороны верно, но с другой стороны, это не совсем так. Возьмем, к примеру, Библию, которая является мудрым сводом нравственных норм и законов. Тоже можно сказать и о Коране, и о буддийских религиозных памятниках. Другое дело, что подавляющее большинство «простых людей» не знакомо с этими книгами, а руководствуется по их изустному преданию. Далее, с древнейших времен о нравственности философами написаны горы книг, но их читают еще меньшее число из гущи народной. Вот почему допустимо говорить о неписаных законах.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность – это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.
Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 2-х т. Т. 2. – Л.: Петергоф, 1990. – 618 с.
2. Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Гардарики, 2012. – 438 с.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 2010. – 472 с.
4. Достоевский Ф.М. Собр. Соч.: В 12-ти т. Т. 3. – М.: Художественная литература, 1982. – 480 с.
5. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 496 с.
6. Ильин И.А. Путь к очеквидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с.
7. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. // Режим доступа: http://polbu.ru/kirilenko_philosophy/
8. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. – М.: Республика, 1996. – 447 с.
9. Мережковский Д.С. Стихотворения. // Режим доступа: http://www.litera.ru/stixiya/authors/merezhkovskij/all.html.
10. Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1989. – 512 с.
11. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2011. – 816 с.
12. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2014. – 368 с.
13. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев: Советская школа, 1975. – 236 с.
14. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 576 с.
15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2011. – 519 с.