Курсовая работа|Философия

Курсовая Нравственное сознание

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2015 | Страниц: 23

Введение

1.Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности. Исторические типы морали

2. Проблема общечеловеческого в морали

3. Нравственное воспитание, его роль в процессе формирования личности

Заключение

Список использованной литературы

Какова человеческая природа? Что такое добро и зло? Возможно ли избавиться от зла? Откуда взялись нравственные предписания? Способен ли человек жить по заповедям, которые он сам провозглашает? Вот неполный круг вопросов, которые осмысливаются в специфической области знаний – этике. Впервые это слово, которое в переводе с греческого означает

«обычай», «нравственный характер», употребил Аристотель, назвав так особую область исследования – «прак¬тическую философию», которая пытается ответить на вопрос: что мы должны делать?

Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать возможными этически (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание надстраивать на царство сущего (существующего) царство должного, т.е. того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осуществлении этических ценностей.

Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Без нравственных законов и норм не было бы общества, именно нравственное сознание членов общества является регулятором человеческой деятельности.

Поэтому цель данной работы – рассмотрев идею нравственности, определить сущность и жизненно важное значение морально-нравственных категорий и норм в процессе воспитания личности.

Задачи, которые были нами поставлены, следующие:

- дать характеристику нравственного сознания с философской точки зрения и рассмотреть исторические типы морали;

- определить общечеловеческий смысл морально-нравственных категорий и норм;

- определить роль нравственного воспитания в процессе формирования личности.

1. Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности. Исторические типы морали

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам. Нравственность, или мораль (от лат. moralis – нравственный), по определению А.Г. Спиркина, – это «исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков» (12, 232). Еще русский философ начала ХХ века В.С. Соловьев отмечал, что нравственное начало «предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнею, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е. другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности» (10, 290 – 291).

Принимая то или иное жизненно важное решение, человек, если он нравственно воспитан и тем более религиозен, должен исходить не из соображений внешнего порядка (карьера, выгода и пр.), а исключительно из веления долга. Нравственный человек всегда наделен чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.

Принято считать, что нравственные нормы есть неписаные законы. Это, с одной стороны верно, но с другой стороны, это не совсем так. Возьмем, к примеру, Библию, которая является мудрым сводом нравственных норм и законов. Тоже можно сказать и о Коране, и о буддийских религиозных памятниках. Другое дело, что подавляющее большинство «простых людей» не знакомо с этими книгами, а руководствуется по их изустному преданию. Далее, с древнейших времен о нравственности философами написаны горы книг, но их читают еще меньшее число из гущи народной. Вот почему допустимо говорить о неписаных законах.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность – это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 2-х т. Т. 2. – Л.: Петергоф, 1990. – 618 с.

2. Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Гардарики, 2012. – 438 с.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 2010. – 472 с.

4. Достоевский Ф.М. Собр. Соч.: В 12-ти т. Т. 3. – М.: Художественная литература, 1982. – 480 с.

5. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 496 с.

6. Ильин И.А. Путь к очеквидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с.

7. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. // Режим доступа: http://polbu.ru/kirilenko_philosophy/

8. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. – М.: Республика, 1996. – 447 с.

9. Мережковский Д.С. Стихотворения. // Режим доступа: http://www.litera.ru/stixiya/authors/merezhkovskij/all.html.

10. Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1989. – 512 с.

11. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2011. – 816 с.

12. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2014. – 368 с.

13. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев: Советская школа, 1975. – 236 с.

14. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 576 с.

15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2011. – 519 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Философия
2013 год 34 стр.
Курсовая Принципы верификации и фальсификации
Svetlana
Курсовая работа Философия
2013 год 31 стр.
Курсовая Особенности русского национального характера
Курсовая работа Философия
2013 год 27 стр.
Курсовая Идеальное государство Платона
Курсовая работа Философия
2015 год 32 стр.
Курсовая Природа сознания в феноменологии Эдмунда Гуссерля
Alcofribas

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское