Введение
Глава I. Общие положения о феноменологии Э. Гуссерля
1.1. Характеристика феноменологии Э. Гуссерля
1.2. Возникновение феноменологического метода
1.3. Рассуждения Э. Гуссерля о сознании и его феноменологические выводы
Глава II. Особенности рассмотрения сознания в феноменологии Э. Гуссерля
2.1. Интенциональность как смысловая единица
2.2. Трансцендентальное «Я»
2.3. Различение естественной установки и трансцендентальной субъективности
2.4. Феноменологический подход Э. Гуссерля
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы обусловлена тем, что учение о сознании, его феноменах, учение о методе — главное достижение и новшество философии Э. Гуссерля. Это весьма сложное, многогранное учение, трудное для понимания. К тому же в обширном наследии Гуссерля формулировки относительно решающих тезисов феноменологии столь часто уточнялись и менялись, что об однозначной и четкой концепции здесь говорить не приходится. Однако имеет смысл, обобщая обширнейший материал, подытожить фундаментальные для феноменологии идеи.
Прежде всего надо учесть, что гуссерлевская теория сознания имеет моделирующий характер. Это значит: феноменология выделяет и изучает в сознании лишь некоторые черты, которые считаются наиболее существенными. При этом каждую из особенностей феноменолог связывает с другими. Но она подлежит и относительно самостоятельному изучению. В совокупности они характеризуют феноменологическую модель сознания, с которой тесно связаны соответствующие правила и требования феноменологического метода.
Предмет исследования – природа сознания в феноменологии Э. Гуссерля.
Цель исследования – изучить общие положения о феноменологии Э. Гуссерля и особенности рассмотрения сознания в феноменологии Э. Гуссерля.
Задачи исследования:
Охарактеризовать феноменологию Э. Гуссерля.
Выяснить возникновение феноменологического метода.
Проанализировать рассуждения Гуссерля о сознании и его феноменологические выводы.
Рассмотреть интенциональность как смысловую единицу.
Изучить трансцендентальное «Я».
Провести различение естественной установки и трансцендентальной субъективности.
Проанализировать феноменологический подход Гуссерля.
Рамки исследования – немецкая феноменологическая философия XX века.
Научная новизна исследования. В данном исследовании комплексно сопоставлены и проанализированы как оригинальные источники феноменологической философии Э. Гуссерля, так и работы современных исследователей. Проведено авторское рассмотрение природы сознания в феноменологии Э. Гуссерля, исследованы особенности и представляющие научный интерес аспекты феноменологической философии.
Практическая значимость работы. Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть использованы для дальнейшего изучения как самой по себе феноменологии Э. Гуссерля, так и влияния его философии на современных ученых и философов.
Методология исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка источников и литературы. Структура работы определена логикой исследования.
1. Борисов Е.В. Феноменология Гуссерля и Хайдеггера: моменты преемственности // Вестн. Томского гос. ун-та. Томск, 1999. Т. 267. С. 14–18.
2. Борисов Е.В. Феноменология Гуссерля: сознание в системе трансценденций // Методология науки. Томск, 1998. Вып. 3. С. 18–25.
3. Брентано Ф. Избранные работы. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1996. С. 33.
4. В сетях феноменологии / Разеев Д.Н. Основные проблемы феноменологии / Гуссерль Э. СПб., 2004. 368 с.
5. Вязьмин А.Ю. Современная философия : учеб. пособие / А. Ю. Вязьмин ; М-во Рос. Федер. по связи и информатизации, СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. – СПб. : СПбГУТ. – 2014. – 64 с.
6. Гуссерль Э. Амстердамские доклады//Логос. — 1992. — № 3. — С.65.
7. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Э. Гуссерль. — М.: Академический проект, 2009.
8. Гуссерль Э. Интенциональные предметы // Логос. М., 2001. № 5/6. С. 135–164.
9. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998. 316 с.
10. Гуссерль Э. Парижские доклады//Логос. — 1991. — № 2. — С.7.
11. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 3: Логические исследования: Исслед. по феноменологии и теории познания. М.: Дом интеллектуал. кн., 2001. 471 с.
12. Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии//Логос. — 1991. — № 1. — С. 12-21.
13. Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950. С.271.
14. Декарт Р. Сочинения: в 2-х томах. — М., 1989. — Т.2. — С. 22, 23.
15. Игнатов А.В. Место и значение редукции в феноменологии Э. Гуссерля // Тамбов: Грамота, 2011. № 5. Ч. 4. С. 82-85.
16. Левинас Э. Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004. С. 162–318.
17. Левинас Э. Теория интуиции в феноменологии Гуссерля // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004. С. 7–161.
18. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. — М.: Изд. дом "Территория будущего", 2007.
19. Мотрошилова Н.В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля / Н.В. Мотрошилова // Вопросы философии. — 2007. — № 7, 9.
20. Мотрошилова Н.В. Эдмунд Гуссерль: на пути к концепции "жизненного мира" (20-е годы ХХ века) / Н.В. Мотрошилова // Философские науки. — 2007. — № 1.
21. Писарчик Л. Ю. Проблема познания ценностей и концепция науки в феноменологии Э. Гуссерля [Текст] / Л. Ю. Писарчик // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - N 1, январь. - С. 71-80.
22. Прист С. Теории сознания. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 46.
23. Слинин Я. А. Феноменология интерсубъективности. СПб.: Наука, 2004. 354 с.
24. Султанова Э.А. Феноменология как метод исследования сознания // Логос.- 2001. – № 3.
25. Черняков А.Г. Феноменология как строгая наука? Парадоксы «последнего обоснования» // Историко-философский ежегодник. 2004. М.: Наука, 2005. С. 360–400.