Введение
- Теоретические аспекты налоговой системы России
1.1. Сущность налоговой системы
1.2 Функции налоговой системы
2 Структура налоговой системы России
2.1. Сущность налогов, их роль и значение в современных условиях
2.2. Классификация налогов
2.3. Принципы налогообложения
2.4. Налогоплательщики и плательщики сборов. Права и обязанности налогоплательщиков
2.5. Сравнительная характеристика налоговых режимов
Заключение
Библиографический список
Роль налогов, налоговой системы и налоговой политики в экономическом развитии страны невозможно переоценить. Они влияют на экономический рост, устойчивость развития, структурные сдвиги в экономике, в конечном счете, на качество жизни и уровень благосостояния населения. Важными задачами любого государства являются: установление оптимальной структуры налогообложения; достижение высокой эффективности всех функций налогов (фискальной, распределительной, регулирующей, контрольной); поддержание справедливости в налогообложении и максимально возможное устранение искажающих воздействий налогов; минимизация издержек функционирования налоговой системы с точки зрения разных экономических субъектов; высокое качество налогового администрирования, поддержание налоговой дисциплины и уменьшение уклонения от налогов. Очевидно, достичь выполнения всех этих задач одновременно невозможно, поэтому в обществе всегда существует компромисс между разными целями.
В декабре 2021 года исполнится 30 лет российской системе налогообложения, однако она до сих пор характеризуется значительным количеством проблем и неточностей. В силу всего вышесказанного считаю выбранную тему работы актуальной на сегодняшний день, особенно в условиях экономической нестабильности характерной для экономики.
Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности налоговой системы и ее основных элементов.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующего комплекса задач:
– определить сущность налоговой системы России;
– исследовать механизм функционирования налоговой системы России;
– изучить основные элементы налоговой системы государства.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система России.
Предметом исследования выступает функционирование налоговой системы и налоговая политика государства.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, труды отечественных ученых-экономистов, а также учебная и научная литература.
1. Теоретические аспекты налоговой системы России
1.1. Сущность налоговой системы
На сегодняшний день в отечественной науке единого мнения о понятии налоговой системы не сложилось. Такая ситуация во многом является результатом отсутствия легального определения. К наиболее сложной проблеме современной экономической науки относится понятие «налоговая система». При этом в научной и учебной литературе, особенно касающейся вопросов налогов и налогообложения, категория «налоговая система» используется очень широко. По мнению Э.Д. Соколова, не смотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, единое научное обоснованное понимание сущности налоговой системы отсутствует. Э.Д. Соколов рассматривает в своих трудах налоговую систему как правовую форму налогообложения, которая определяется экономическими условиями развития общества, которое функционирует в условиях рыночных отношений.
В советское время понятие «налоговая система» определялось как «совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения». С началом современных экономических изменений в России термин налоговая система так же вполне лаконично трактовался в Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Ряд исследователей трактует излишне односторонне налоговую систему. Так, О. Еремеева под налоговой системой любой страны понимает совокупность трех основных видов налогов: федеральных, региональных и местных [24]. при этом становятся очевидными недостатки данного определения, заключающиеся в сведении налоговой системы лишь к делению налогов и сборов по территориальному признаку, а также не учитывается тот факт, что не все страны имеют федеративное устройство, что приводит к тому, что налоги в этих странах либо вообще не подразделяются, либо подразделяются на государственные и местные.
В современной экономической литературе, наряду с упрощенными трактовками налоговой системы, достаточно часто встречаются излишне усложненные трактовки данного понятия. Например, по мнению О. Абдурахманова, в налоговую систему включается не только совокупность налогов и сборов, налоговый контроль и налоговое законодательство, но и принципы построения налоговой системы.
Трактовать налоговую систему как взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер предлагает А.В. Брызгалин. А С.Г. Пепеляев под налоговой системой понимает всю совокупность установленных в государстве существующих условий налогообложения.
Данные определения так же представляются не вполне удачными, так как в первом определении происходит фактическое отождествление налоговой системы с налоговыми отношениями, а во втором определении с условиями налогообложения.
По мнению И.И. Кочерова, налоговая система может быть определена как система, основанная на определенных принципах, урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. В состав этой системы включаются не только налоговые платежи, в связи с уплатой которых возникают указанные отношения, но также налогооблагающие субъекты, т.е. лица, в пользу которых уплачиваются налоги и сборы, налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и некоторые др. Все эти элементы пребывают в постоянной и неразрывной взаимосвязи».
Давая характеристику налоговой системы, указанные авторы акцентируют основное внимание на субъектах налоговых отношений, при этом не учитывая объект и содержание последних.