Введение
Глава 1. Теоретическое изучение исторического жанра в картинах русских художников
1.1. Историческая тематика в картинах русских художников
1.2. Батальная живопись как отражение великих сражений в истории
Глава 2. Отражение истории в произведениях русских художников
2.1. История и исторические события в картинах русских художников
2.2. Отражение битв в произведениях художников
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Русскую историю от ее истоков до XX в. освещала профессиональная историография. Над «Историей России» трудились историки и мыслители, определившие облик исторической науки своего времени: С. М. Соловьев, Н.И. Костомаров, А. П. Щапов, И. Е. Забелин, А. И. Герцен, В. О. Ключевский и другие, в ходу были и книги ушедшего в 1826 г. из жизни Н. М. Карамзина. Прошлое России привлекало внимание и профессиональных художников: И. Репина, В. Сурикова, В. Шварца, Н. Ге и др.
Исторические образы, закодированные в книге и запечатленные на холсте, как правило, развивались в своих культурных нишах, взаимодействовали между собой. «Междисциплинарное» прочтение истории способствовало углублению представлений о прошлом и современности, открывало новые грани русского духа и ментальности.
«История» предшествовала исторической картине, служила критерием достоверности изображения дел давно минувшего. В свою очередь, историческая картина, опосредованная «Историей», современностью и внутренним видением художника, возвращала ушедшее событие взору, но уже в иное время, в новом свете, обогащая «Историю».
Динамизм и неповторимость жизни, и современность исторической науки, с ее логикой событий, спецификой научного текста, исторического образа, непосредственно и опосредованно влияли на выбор темы художником, ее трактовку, на понимание «движущих сил», «механизма» истории, сути главных и второстепенных конфликтов, подбор героев.
Исторические события, изображенные на полотнах известных живописцев, были подробно описаны в современной им отечественной историографии. Историки писали о религиозном расколе, Степане Разине, стрельцах, реформах Петра I, колонизации и о других темах, которые привлекли внимание многих художников. Развивалась и прикладная, облеченная в конкретную форму научного исторического направления философия истории.
Выбрать художнику созвучную своему времени, мироощущению, соразмерную судьбе России историческую тему было непросто. Он постигал глубину и протяженность времени через отдельный, конкретный, доступный глазу исторический эпизод. Сколько их в истории? Время историка раскрывалось перед ним в динамике жизни, непрерывной череде событий, уложенной в текст.
Цель работы – изучить отечественную историю в произведениях русских художников 17-20-х веков.
Объект исследования – произведения русских художников 17-20-х веков.
Предмет исследования – исторические события в произведениях русских художников 17-20-х веков.
Задачи:
1. Изучить историческую тематику в картинах русских художников.
2. Проанализировать батальную живопись как отражение великих сражений в истории.
3. Провести исследование истории и исторических событий в картинах русских художников.
4. Выявить особенности отражения битв в произведениях художников.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Андронникова М. Боголюбов / М.Андронникова. – М.: Искусство, 1962. – 98 с.
2. Атанасова И. Словарь терминов изобразительного искусства. – Велико-Тырново, 2006. – 144 c.
3. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника / А.П.Боголюбов. – М.: Агни, 2008. – 280 с.
4. Боголюбов Алексей Петрович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bg-gallery.ru/autor.php?autor_id=265
5. Боярыня Морозова // // Живопись русских художников [Электронный ресурс] Режим доступа: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_boyarynya_morosova.html
6. Варшавский А. «Боярыня Морозова»: [К истории создания картины] /А. Варшавский // Знание – сила. – 1962. – №2. – С.34-37.
7. Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973. – С.5.
8. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях: в 3 кн. Кн. 1: Государев двор, или дворец / И. Е. Забелин. – М.: Книга, 1990. – 416 с.
9. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. / Т.В.Ильина. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.
10. Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. Часть 1: Древний мир, средние века, эпоха Возрождения. / Сост. Алпатов М.В., Н.Н.Ростовцев Н.Н. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с.
11. Ионина Н.Г. «Утро стрелецкой казни». «Боярыня Морозова» //Ионина Н.Г. Сто великих картин. – М.: Вече, 2000. – С.335-346.
12. Мамырина Н.С. Специфика исторической картины как жанра станковой живописи // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 1. – С. 74-75.
13. Морозова О. Батальная картина в эпоху историзма / О.Морозова // Русское искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiskusstvo.ru/authors/149/a882/
14. Нестеров М.В. Верность любви и творчеству: [В.И. Суриков] / М.В. Нестеров //Чудеса и приключения. – 2007. – №6. – С.64.
15. Популярная история русской живописи / Автор-сост. Е.А. Конькова. – М.: Вече, 2002. – 512 с.
16. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века / Д. В. Сарабьянов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – С.225
17. Семенов О.С. О категории процесса как структуры временного потока / О.С. Семенов. // Взаимоотношения автора, произведения и зрителя (читателя, слушателя) в искусстве. // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. – М., 1978. – С.37.
18. Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права. – М.: Просвещение, 1990. – С.176.
19. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2-х т. / Н.М.Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – Т.1. – 304 с.
20. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2-х т. / Н.М.Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – Т.2. – 208 с.