Актуальность работы. В наше время экономика основывается на рыночных отношениях. Экономическая деятельность направлена на удовлетворение потенциальных потребностей потребителей, поэтому предприятия производят необходимую продукцию для общества и оказывают различные услуги. Одна из проблем, с которой сталкивается предприятие – это ограничение ресурсов, следовательно, квалифицированные кадры организации сосредоточены на вопросах экономии расходования ресурсов, применении нового высокопроизводительного оборудования. Рынок диктует жесткие условия, как правило, выживает тот, кто определяет требования рынка и грамотно обеспечивает распределение ресурсов и доходов в организации.
Прибыль и рентабельность играют важную роль в обеспечении всего процесса деятельности предприятия. Ее получение является обязательным условием для положительного функционирования предприятия, поэтому на предприятиях проводят анализ финансовой деятельности, который дает информацию об изменениях в структуре активов и пассивов баланса, а также раскрывает финансовое состояние предприятия в целом.
Методы повышения прибыли и рентабельности на предприятии, рассматриваются в учебных пособиях и монографиях таких авторов как Аверина О. И., Акимов В. В., Борисов М. Е., Гиляровская Л. Т., Киреева Н. В., Когдатенко В. Г., Козина Л. В. и других.
Так как проблема повышения прибыли и рентабельности предприятия всегда актуальна для любой организации, то выбранная тема также является актуальной.
Степень разработанности проблемы: в понимании и сущности прибыли и рентабельности предприятия пытались разобраться в XVII веке меркантилисты, а затем и физиократы. Исследование прибыли, как экономической категории, продолжали и другие экономисты XVII - XX веков: А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Милль, К. Маркс и др. Кроме того, свой вклад в развитие теории прибыли и рентабельности внесли такие зарубежные и российские экономисты, как А. Маршалл, П. Самуэльсон, Й. Шумпетер, К. Макконнелл, и др.
В системе управления предприятием проблемы формирования и использования прибыли и рентабельности исследуются в трудах ученых: Э.В. Никольской, В.А. Богомоловой, М.Е. Исаковой, и др.
Несмотря на то, что многие авторы уделили большое внимание сущности, функциям, видам прибыли и рентабельности, изучение этой области экономической науки не исчерпало себя. Осталось множество неисследованных и спорных вопросов, которые требуют своего решения. Все вышесказанное предопределило направленность данного исследования, а также цели и задачи исследования
Целью выпускной квалификационной работы является поиск путей повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Так, в соответствии со сформулированной целью исследования может быть предложена следующая формулировка задач:
- рассмотреть теоретические основы повышения прибыли и рентабельности предприятия;
- провести анализ прибыли и рентабельности ООО «СТИЛЬ-Т»;
- определить направления повышения прибыли и рентабельности ООО «СТИЛЬ-Т».
Предметом исследования является прибыль и рентабельность предприятия.
Объектом исследования является прибыль и рентабельность ООО «СТИЛЬ-Т».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области прибыли и рентабельности предприятия. Серьезный вклад в данной сфере внесли такие ученые как: Лебеденва А. Л., Петров А. Н., Понкратов О. О., Портер М. Э., Савицкая Г. В., Томпсон А., Фатхутдинов Р. А., Стуканов Н. П.. и многих других.
В качестве методов проведения исследования использованы приемы и методы экономического и финансового анализа. В совокупности, использованные в работе методы, позволили обеспечить достоверность результатов исследования.
Теоретическая значимость работы – материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в преподавании дисциплин «Основы менеджмента» и «Управление предприятием».
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные направления повышения прибыли и рентабельности ООО «СТИЛЬ-Т» будут внедрены на предприятие и позволят повысить эффективность управления предприятием.
Актуальность, цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется объект и предмет исследования, цели и задачи работы.
В первой главе рассматриваются понятие и содержание прибыли предприятия, рассматривается методология расчета показателей рентабельности предприятия, изучаются способы повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Во второй главе представлена экономическая характеристика ООО «СТИЛЬ-Т», проведена оценка прибыли и рентабельности ООО «СТИЛЬ-Т», проведена факторный анализ прибыли и рентабельности ООО «СТИЛЬ-Т».
В третьей главе представлены направления повышения прибыли и рентабельности ООО «СТИЛЬ-Т».
В заключение подводятся итоги проделанной работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В условиях рыночной экономике прибыль выступает комплексным показателем, обобщающая финансовые показатели в хозяйствующем субъекте. Как правило, результат финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из основных средств, доходов от внереализованных процессов, уменьшенных на сумму расходов по данным процессам. Прибыль используется в качестве оценочного показателя, которая содействует росту качества и объема реализованной продукции, а также эффективному использованию производственных ресурсов. В дополнение к выше сказанному, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на интенсификацию производства и определяется уровень отдачи авансированных средств.
Потенциал хозяйствующего субъекта заключается в максимизации прибыли, способный обеспечить стабильное функционирование предприятия в условиях конкуренции. Из сказанного становится очевидным то, что прибыль является важным показателем, отражающим эффективность всей деятельности организации, а также рациональное использование отдельных ресурсов и компонентов.
Прибыль – это одна из категорий экономики, которая представляет собой конечный результат финансовых показателей в хозяйственной деятельности организации и определяется как разность между доходами предприятия и расходами, связанными с осуществлением данной деятельности, исчисленная в денежном выражении [8, c. 45].
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Селезнева Н. Н. выделяет следующие функции прибыли [46, c. 59]:
- стимулирующая, то есть прибыль характеризуется как внутренний, постоянно воспроизводимый источник финансовых ресурсов предприятия;
- общественно-социальная, смысл данной функции заключается в том, что прибыль рассматривается как источник средств бюджетов различных уровней (федеральный, региональный, местный) в виде налоговых поступлений, для дальнейшего удовлетворения общественных потребностей.
- социальная, прибыль определяется как внешний источник благотворительной деятельности предприятия, она может проявляться: в выплате материальной помощи, в выплате надбавок к пенсиям, в предоставлении дополнительного отпуска, в предоставлении бесплатного питания.
Петров А.Н. в своей книге «Эффективность деятельности предприятия», определил функции прибыли на предприятии следующим образом [41, c. 48]:
- оценочная, прибыль является как конечный финансовый показатель и определяет эффективность работы организации;
- регулирующая, т.е. капитал необходимо распределять в различных отраслях производства, для формирования конкурентной среды и снижения цен на продукцию;
- распределительная, прибыль используется в качестве средства распределения стоимости прибавочного продукта между организацией, государством и домохозяйствами. Также важно отметить, что при распределительной функции должен соблюдаться баланс интересов: для организации – это расширение производства, для государства – это получение налогов, для домохозяйств – это заработная плата.
В настоящее время, прибыль играет важную роль в рыночных взаимоотношениях, поэтому ее исчисление является первостепенной задачей. В экономическом анализе выделяют несколько специализированных систем расчета прибыли для различных целей: анализа хозяйственной деятельности, при планировании развития и т.д.
Основным документом, характеризующим финансовый результат предприятия, является «отчет о финансовых результатах» (форма 2), данный документ разработан в соответствии с международными стандартами. По данной отчетности, можно определить виды (показатели) прибыли, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Виды (показатели) прибыли [13, c. 77]
Выручка от продаж
|
Валовые издержки, затраты
|
Прочие доходы и расходы
|
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
|
Чистая прибыль
|
Условно-переменные прямые затраты
|
Условно-постоянные затраты
|
|
Управленческие расходы
|
Коммерческие расходы
|
Валовая прибыль = маржинальный доход
|
|
Прибыль (убыток) от продаж
|
|
Прибыль (убыток) до налогообложения
|
Основным документом, характеризующим финансовый результат предприятия, является «отчет о финансовых результатах» (форма 2), данный документ разработан в соответствии с международными стандартами. По данной отчетности, можно определить виды (показатели) прибыли, которые представлены в таблице 1.
Согласно таблице 1 выделяют следующие виды (показатели) прибыли: валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Валовая прибыль является первым показателем в отчете о финансовых результатах. В экономической литературе определяется как разница между выручкой и себестоимостью сбытой продукции, которая носит характер промежуточной прибыли от деятельности организации. Валовую прибыль обозначают как суммарную прибыль отчетного периода или конечную общую.