- Порядок заключения сделки воинской частью ВНГ РФ
2.1 Особенности порядка заключения договоров с участием военных организаций
2.2 Порядок заключения сделки воинской частью военной национальной гвардии Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
2. Порядок заключения сделки воинской частью ВНГ РФ
2.1 Особенности порядка заключения договоров с участием военных организаций
Войска национальной гвардии продолжают оставаться участником гражданских правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и (или) иной экономической деятельности, именно как юридическое лицо. В связи с этим уместно будет сказать несколько слов о статусе военной организации как стороны в договоре.
Если войска национальной гвардии не только обладают признаками юридического лица, но и зарегистрирована уполномоченным на то государственным органом как юридическое лицо с соответствующей организационно-правовой формой, то руководитель (командир или начальник) этой военной организации вправе совершать сделки, отвечать по обязательствам, участвовать в арбитражном процессе от имени возглавляемой им организации. Если же войска национальной гвардии не имеют государственной регистрации в качестве юридического лица, то ее руководитель (командир или начальник) должен действовать по доверенности министра обороны Российской Федерации, начальника главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации либо командира (начальника) иной вышестоящей военной организации, официально наделенной полномочиями юридического лица. В этом случае необходимо уделять особое внимание как оформлению доверенности, так и ее содержанию, руководствуясь при этом ст. ст. 185 – 189 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку полномочия на заключение договоров вытекают именно из доверенности, а не из положения военной организации, не зарегистрированной в качестве юридического лица, постольку сделка, совершенная от имени другого лица с превышением полномочий, не влечет никаких правовых последствий для лица, от имени которого она совершена. С учетом возможного разрешения в судебном порядке споров, связанных с исполнением обязательств по договору, при оформлении доверенности необходимо принимать во внимание и положения ст. ст. 61 и 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, особенно ст. 62. Во второй части этой статьи сказано, что в доверенности, выданной представляемым лицом, должно быть специально оговорено право представителя на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, получение присужденных денежных средств или иного имущества. Другими словами, в арбитражном суде не будет «работать» доверенность, в которой не содержится указание на перечисленные выше специально оговоренные права представителя, если представитель попытается их реализовать.
Переходя к особенностям порядка заключения договоров с участием военных организаций, заметим, что положения гражданского законодательства Российской Федерации, содержащие понятия сделки, договора, а также определяющие порядок заключения и оформления текста договора как такового, распространяются на военную организацию без каких-либо ограничений и начиная с декабря 1994 г., в той или иной степени, известны читателю. Поэтому в контексте темы обратимся к сути вопроса.
Итак, особым видом договора является государственный контракт. В общем случае государственный контракт, заключаемый по результатам размещения государственного оборонного заказа, можно охарактеризовать как соглашение между сторонами, имеющее целью установить законные отношения по удовлетворению потребностей Российской Федерации в поддержании ее обороноспособности и безопасности.
Гражданский кодекс Российской Федерации регламентирует правоотношения, связанные с тремя видами государственных контрактов: государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (ст. ст. 525 – 534), государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 – 768) и государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (ст. 778). Интересный факт: заключение всех трех видов государственных контрактов осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 527 – 528 Гражданского Кодекса Российской Федерации, т.е. в таком же порядке, как и при заключении государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Основанием для этого утверждения служат соответствующие ссылки в ст. ст. 765 и 778 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В настоящее время довольно трудно найти командира (начальника), который испытает чувство удивления, граничащее с непониманием, получив информацию о том, что при заключении договоров военной организацией, в том числе государственных контрактов, необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Тем не менее это утверждение вовсе не означает, что правовая культура командира (начальника) в большей степени сформирована гражданским законодательством. Как раз наоборот, по понятным причинам командиры (начальники) в первую очередь руководствуются ведомственными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. В этой связи нельзя не упомянуть о Директиве министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании системы военно-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» 2001 г. № Д-034. В этой Директиве применяются термины («генеральный заказчик» и «заказчик»), не соответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации. При разработке и подготовке этого документа (видимо, прошедшего юридическую экспертизу) были учтены все возможные нюансы, которые могли бы возникнуть при его реализации внутри Министерства обороны Российской Федерации, между соответствующими военными организациями.