Введение
1. Процесс формирования профессиональной карьеры молодежи
2. Факторы, влияющие на карьеру
3. Высшее образование в структуре образовательных и профессиональных стратегий молодежи
4. Роль и функции высшего образования
Заключение
Список использованной литературы
Проблемы выбора профессии, трудоустройства и занятости молодежи в современных условиях характеризуются рядом противоречий:
- между спросом и предложением на рынке труда;
- потребностью рынка труда в специалистах высокой квалификации и отсутствием её у молодежи;
- необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и личными интересами молодежи при выборе профессии.
В условиях рынка труда наиболее незащищенными оказались выпускники общеобразовательных школ. Именно они, не выбравшие путь продолжения образования (или не имеющие возможности его реализовать), не накопив жизненного и профессионального опыта, слабо представляя реалии рыночных отношений, пополняют ряды безработных. Поэтому подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важнейших задач нашего общества.
Наиболее перспективным направлением работы с молодежью является профориентация. Результаты проводимых исследований, связанных с изучением профессионального самоопределения школьников, свидетельствуют о том, что ранний выбор профессии, основанный на сопоставлении своих способностей с требованиями, предъявляемыми возможной профессиональной деятельностью, особенно необходим для не имеющей жизненного опыта молодежи, которой нужно помочь разобраться в происходящем, определить свое место в изменяющейся социально-экономической обстановке.
Актуальность темы обусловлена тем, что выбор профессии в значительной степени определяет будущую карьеру, стиль и образ жизни. От него зависят и условия труда, и уровень благосостояния, возможности для творчества и самореализации. Известно, что ошибка в выборе человеком профессии может отрицательно сказаться на успешности всей его дальнейшей жизни. Тогда не сможет проявиться его призвание, не реализуются способности, возникает масса личностных проблем и конфликтов, а стало быть, постоянный психологический дискомфорт.
Цель исследования – изучить отношение молодежи к выбору профессии и карьере.
Объект исследования – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.
Предмет исследования – отношение молодежи к выбору профессии и карьере.
Задачи исследования:
- Изучить процесс формирования профессиональной карьеры молодежи.
- Выяснить факторы, влияющие на карьеру.
- Рассмотреть высшее образование в структуре образовательных и профессиональных стратегий молодежи.
1. Заборова Е. Н., Озерова М. В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Известия Уральского 19 федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3. (116). С. 105–113.
2. Индикаторы образования: 2013: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 280 с.
3. Клячко Т. Л. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования. URL: http://demoscope.ru/weekly/2004/0167/tema05.php свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Когда наступает время выбора [Текст] : (устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) : [монография] / В. Н. Шубкин [и др.] ; ред. Г. А. Чередниченко ; РАН, Ин-т социологии, Рус. христиан. гуманит. ин-т. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГИ, 2001. - 566 с.: ил. - Библиогр.: с. 464-471.
5. Колесникова И. А. Образовательные стратегии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С. 15–21.
6. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. — М.: ЦСП и М, 2014. — 548 с.
7. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения. М., 2013.
8. Молодежь вступает в жизнь [Текст] : (Социолог. исслед. проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. - Москва : Мысль, 1985. - 239 с.
9. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) [Текст] / Г.А. Чередниченко ; И-нт социологии РАН. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГИ, 2004. - 503 с.
10. Начала практической социологии [Текст] / Р. Ленуар, Д. Мерлье, Л. Пэнто, П. Шампань; Ред. Н.А. Шматко, Пер. с фр. Д.В. Баженов, В.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко ; Рос.-фр. центр социол. исслед. - Москва : Изд-во Ин-та эксперимент. социологии, 1996. - 238 с.
11. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. — М. : ЦСП и М, 2015. — 232 с.
12. Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 80 с.
13. «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимый Национальным исследовательским университетом – Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН // Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE). URL: http://www.hse.ru/rlms, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
14. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. 2013. №3.
15. Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М.: ИС РАН, 2012. 332 с.
16. Чернышев Я.А. Понятие «профессиональная карьера»: потребностно-мотивационная характеристика // Мир психологии. 2008. №2. С.221–233.