Отчёт по практике|Основы психологии семьи и семейного консультирования

Детско-родительские отношения

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2021 | Страниц: 26

ВВЕДЕНИЕ

  1. Основные положения и методы исследования 
  2. Результаты эмпирического исследования
  3. Анализ результатов эмпирического исследования 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Цель практики: выявление особенностей эмоционального отношения родителей к детям с различными вариантами интеллектуального развития на материале онлайн-форумов.

Задачи;

  1. Рассмотреть специфику родительского отношения в семьях, воспитывающих детей с различными вариантами интеллектуального развития.
  2. Выявить особенности эмоционального отношения родителей к детям, имеющим интеллектуальные нарушения и интеллектуальную одаренность на материале онлайн-форумов.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: особенности эмоционального отношения родителей к детям с различными вариантами интеллектуального развития.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональное отношение родителей к детям с различными вариантами интеллектуального развития помимо прочих факторов, будет обусловлено уровнем интеллектуального развития ребенка.

Методы, применяемые в исследовании.

  1. Библиографический - теоретический анализ научных источников по проблеме исследования
  2. Метод контент-анализа родительского отношения В.В. Столина, адаптация - А.И. Тащевой
  3. Методы математической статистики: критерий U - Манна-Уитни, для сравнения номинативных данных в разных группах.

База исследования: Онлайн-форумы, в которых участвуют родители детей с особенностями интеллектуального развития: Woman.ru, bolshoyvopros.ru, eva.ru

Эмпирическая выборка: 40 родителей - участников онлайн-форумов, имеющих детей с различными вариантами интеллектуального развития, из них 20 родителей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями и 20 родителей, имеющих детей с высоким уровнем развития интеллекта. Из них 32 женщины и 8 мужчин.

 

  1. Основные положния еи методы исследования

С целью выявления особенностей эмоционального отношения родителей к детям с различными вариантами интеллектуального развития на материале онлайн-форумов было проведено эмпирическое исследование. Гипотеза исследования заключалась в том, что эмоциональное отношение родителей к детям с различными вариантами интеллектуального развития будет обусловлено уровнем интеллектуального развития ребенка.

Для достижения цели исследования и дальнейшего подтверждения гипотезы был разработан поэтапный план эмпирического исследования.

На первом этапе был осуществлен подбор диагностического материала для его последующей обработки. Для диагностики родительского отношения посредством анализа онлайн-форумов была применена методика контент-анализа родительского отношения В.В. Столина, адаптация - А.И. Тащевой, предназначенная для изучения характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта - ребенка и субъекта сочинения - родителя.

Контент-анализ относится к неопросным методам сбора данных. Это связано с тем, что процесс предоставления текстовой информации, обеспечивающий процесс коммуникации между создателем текста и получателем не зависит от исследователя, который изучает предоставленные данные в соответствии с целями исследования. Контент-анализ направлен на выявление исследователем смысловых единиц в источнике информации. Контент-анализ предусматривает строгую формализованную оценку текстового материала и включает в себя несколько этапов. Первый этап включает в себя выделение опорных понятий, в рамках данного метода их называют категориями анализа. Второй этап заключается в поиске слов-индикаторов в текстовом сообщении. А третий этап предусматривает статистическую обработку данных анализа. Контент-анализ дает возможность сравнения текстовых источников между собой и анализа текстов с помощью разнообразных количественных методик. Результаты, к которым приходит исследователь в процессе контент-анализа, обусловлены особенностями культурной коммуникации.

Методика оценки родительского отношения В. В. Столина, адаптация - А. И. Тащевой позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики Столина-Тащевой возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.

Методика дает возможность получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, данная методика, как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

С помощью выделяемых в изучаемом тексте категорий дифференцировалось родительское отношение к ребенку с особенностями интеллектуального развития.

Лексемы, обозначающие родительское отношение в процессе осуществления контент-анализа называются индикатором. Индикаторы объединяются в категории в зависимости от той эмоциональной направленности, которая лежит в каждой отдельной лексеме. Таким образом, выделяются следующие                категории:

симпатия-антипатия,        

  уважение-неуважение,

близость-отдаленность.

  1. Авдеева H. H. Хаймовская H. A. Зависимость типа привязанности ребенка к взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)// Психологический журнал. 2009.№ 1. С. 39-48.
  2. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое. Волгоград : Учитель, 2011. 182 с.
  3. Амонашвили Ш. Искусство семейного воспитания. М.: Амрита, 2015. 296
  4. Белогай К. Н. Структурные компоненты родительского отношения личности : автореферат дис..................... канд. психол. наук : (19.00.01). Сиб. гос. технол.

ун-т. Красноярск, 2006. 21 с.

  1. Бодалев А. А. Столин В. В. Общая психодиагностика. М.: Речь, 2006. 440 с.
  2. Бодалев A. A. Семья в психологическом консультировании. М.: Изд- во МГУ, 1989. 187с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. М.: Канон, 2020. 272 с.
  5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореферат дис. . ..канд. психол. наук: (19.00.01). М., 1986. 49 с.
  6. Винникот Д. В. Все мы родом из родительского дома. Записки психоаналитика. СПб.: Питер, 2019. 250 с.
  7. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  8. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка в семье. СПб.: Каро, 2015. 296 с.
  9. Гасанова Э. Д. Научное исследование степени эмоциональных состояний матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2016. № 26.С. 581-583.
  10. Гуслова М. Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Дефектология. 2003. № 6. С. 28-31.
  11. Детманн Д. Ф., Коланджело Н. Обзор исследований семей, воспитывающих одаренных детей // Совет по делам исключительных детей. 1983. №1. С. 20-27.
  12. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание. СПб.: Речь, 2009. 160с.
  13. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
  14. Дубанова В. А. Теоретические подходы к изучению детско- родительских отношений // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. №5. С. 64-68.
  15. Еренков В. А. Больной ребенок в семье // Ваш домашний доктор. 2008. № 2. С.8-15.
  16. Ефремова Н. А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: автореф. дис. канд. психол. наук: (19.00.07). Омск. 2004. 204 с.
  17. Зайцева Е. В. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью : автореферат дис. ... канд.психол. наук. СПб. 2005. 26 с.
  18. Игнатьева Е. А. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с умственно отсталым ребенком : дис........................ канд. пед. наук : (13.00.03).

Москва, 2000. 183 с.

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: ЭКСМО, 2007. 392 с.
  2. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1986. 24 с.
  3. Минияров В. М. Психология семейного воспитания, Воронеж: МОДЭК, 2000. 256 с.
  4. Митченко Н. В., Шелудько О. С. Особенности семей, воспитывающих детей с олигофренией // БМИК. 2015. №12. С 13-14.
  5. Мягер В. К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. СПб.: Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1976. 130 с.
  6. Николаева В. В., Аринина Г. А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья, 2004. С. 86-95.
  7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. :ЭКСМО, 2005. 360 с.
  8. Пастухова Л. А. Коррекция детско-родительских отношений в семьях с детьми с особыми образовательными потребностями // Ярославский педагогический вестник. 2006. №1. С. 23-27.
  9. Пастухова Л. А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта : автореферат дис. ... кандидата

психологических наук : (19.00.07). Ярославль, 2006. 23 с.

  1. Перевозкина Ю. М. Социализация и социальные роли современной молодежи. Новосибирск: НГПУ, 2018. 184 с.
  2. Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации. Новосибирск: НГПУ, 2019. 307 с.
  3. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 160 с.
  4. Рангасвами К. Родительское отношение к умственно отсталым детям // Индийский журнал клинической психологии. 2005. № 1. С. 20-23.
  5. Расторги С. К. Отношение родителей к своему умственно отсталому ребенку // Индийский журнал медицинской психологии. 1981. №3. С. 206-209.
  6. Рензулли Дж. С. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Педагогика, 2007. 416 с.
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Carl R. Rogers : Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М. М. Есениной. М.: Прогресс : Универс, 2004. 479 с.
  8. Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование полоролевого поведения мальчиков - подростков из неполной семьи // Сибирский педагогический журнал. 2012.№ 7. С. 175-178.
  9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. : Педагогика-пресс, 2002. 190с.
  10. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2006. 366 с.
  11. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988. 200 с.
  12. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 365 с.
  13. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М.: Астрель, 2007. 318 с.
  14. Топилина И. И. Психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей с одаренным ребенком // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2018. №2. С. 5-12.
  15. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. М.: АСТ, 2006. 400 с.
  16. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. М.: Педагогика, 2000. 160 с.
  17. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  18. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта : автореферат дис кандидата психологических наук. Курск, 2003. 20 с.
  19. Шефер Ч., Белл Р. Разработка инструмента исследования

родительского отношения // Развитие ребенка. 1958. С. 29-31.

  1. Шипицына Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 477 с.
  2. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2006, 352 с.
  3. Якимова Т. В. Некоторые особенности детско-родительского взаимодействия в семьях одаренных детей // Материалы конференции «Одаренные дети: теория и практика», Москва, 2001. С. 219—221.
  4. Якимова Т. В. Некоторые особенности детско-родительского взаимодействия в семьях одаренных детей // Материалы Российской конференции «Одаренные дети: теория и практика»/ науч. ред. В. В. Рубцов. М., 2001. С. 87-96.
  5. Bolshoyvopros.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.bolshoyvopro s.ru/questions/908846-umstvenno-otstalyj-rebjonok--eto-pozor.html (дата обращения: 20.11.2020)
  6. Eva.ru [Электронный ресурс]. URL: https://eva.ru/ (дата обращения:

20.11.2020)

  1. Women.ru: Психология обо всем [Электронный ресурс]. URL:

http://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/4054207/(gama обращения: 20.11.2020)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 27 стр.
Отношения в семье
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2019 год 30 стр.
Отношения между матерью и ребенком
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2016 год 24 стр.
Взаимоотношения детей и родителей
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2020 год 48 стр.
Удовлетворенность супружескими отношениями
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2020 год 25 стр.
Детско-родительские отношения
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское